Проект «Самун»
КрАЗ-5173РЕ для участия в ралли-рейде «Дакар»
Еще в 2002 г. на КрАЗе было объявлено о желании участвовать в ралли-рейде «Дакар». Впоследствии стало ясно, что для достижения намеченных целей мало одного желания, поскольку нужно было заново пересмотреть конструкцию имеющихся автомобилей. И только в июне руководство официально сообщило о том, что завод готов приступить к производству серийной партии из 15 таких автомобилей.
Для участия в «Дакаре» был разработан грузовик пятого поколения – КрАЗ-5173РЕ. Cпортивный полноприводный автомобиль с независимой подвеской можно эксплуатировать при температуре от –45 до +55 °C, он преодолевает подъемы до 32° и уклоны до 25°. Запас хода не менее 850 км при запасе топлива в двух баках 900 л.
Автомобиль разрабатывался согласно проекту «Самум» (от арабского названия сухого горячего ветра, сопровождающегося песчаными бурями). Полная масса спорт-трака 16 т при грузоподъемности 6 т. На раме расположены четыре верхние надстройки, которые не соединены друг с другом: моторный отсек, кабина, системный отсек и фургон.
Проект предусматривает установку турбодизеля Deutz V8 мощностью 740 л.с., но прорабатывается возможность альтернативного силового агрегата ЯМЗ. Моторы основных участников примерно в одной мощностной категории 700–750 л.с. Двигатель с двумя системами охлаждения – жидкостным радиатором перед мотором двумя охладителями наддувочного воздуха, размещенными над ним.
В модернизированной кабине с каркасной защитой ROPS/FOPS установлено три анатомических сиденья для экипажа, состоящего из водителя, штурмана и механика. Для каждого члена экипажа предусмотрена своя панель приборов. Системный отсек оснащен мощной дугой безопасности, к которой крепятся два вертикальных глушителя и фильтры с вертикальными трубами забора воздуха. В алюминиевом фургоне с распашными задними дверьми, разработанном черкасским предприятием «Богдан-Спецавтотехника», размещаются емкости для воды и масла, инструмент, запчасти и, как минимум, два запасных колеса (покрышки размером 14.00 R20 и кованые диски).
С двигателем агрегатирована механическая 13-ступенчатая КП английского производства. С ней состыкована раздатка ZF Stеyer. Уменьшенное передаточное число высшей передачи позволит разгоняться до 165 км/ч. Главная передача ведущих мостов разнесенная. Все элементы ходовой части были разработаны ХКБМ им. Морозова, и на сегодняшний день теоретически ходовая часть КрАЗа в 1,5 раза превосходит по своим показателям аналогичные узлы и элементы КамАЗа.
Сегодня на Украине нет ни одного пилота, способного полностью преодолеть предстоящую трассу, но, возможно, одним из водителей станет испытатель Василий Ухналь («ГП», № 6, 2007 г.).
Три раллийных грузовика будут одинаковыми, дабы в случае выхода из строя одного из боевых образцов заменить его техничкой. К концу декабря должен появиться первый макетный образец спортивного автомобиля, который киевский автомотоклуб, занятый подготовкой командного состава, должен будет, как шутят на КрАЗе, разбить вдребезги.
Стоимость проекта составляет около $8 млн., и, как считают в холдинговой компании, он должен стать национальным. Подходя оптимистично к реализации этого проекта, на предприятии считают, что в январе 2009 года украинская команда все же примет участие в соревнованиях.
Еще 12 машин, которые необходимы для проекта, будут балластом для предприятия. Поэтому их будут предлагать спортклубам для трак-триалов.