Цены на рынке грузовой автотехники
В последние месяцы истекшего года на автомобильном рынке России наблюдалось явное оживление. В секторе легковых автомобилей интерес покупателей преимущественно вызывали иномарки как импортируемые, так и производимые в стране, а в секторе грузовых автотранспортных средств потребитель по-прежнему отдавал предпочтение отечественным грузовикам. Основная причина – низкие, несмотря на постепенное подорожание, рыночные цены на российскую грузовую автотехнику.
Позитивное влияние на рынок грузовых автомобилей оказал подъем производства на основных предприятиях грузового автопрома во втором полугодии 2005 года. После январского падения, а в этом секторе спад производства был наиболее заметным (более чем на одну треть от январского выпуска 2004 года), лишь к октябрю 2005 года общий выпуск приблизился к уровню предыдущего года. По итогам десяти месяцев истекшего года наблюдался уже прирост выпуска грузовиков на 0,9%. Среднемесячное производство отечественных грузовых автомобилей во втором полугодии составляло более 18 000 единиц, а уровень продаж был выше объема производства на 1...2%. В итоге общий выпуск отечественных грузовых автомобилей, по предварительной оценке «АСМ-холдинг», приблизился к 208 тыс. единиц, а объем продаж, включая экспорт, превысил 210 тыс.
Высокий темп производства поддерживает лидер российского автопрома ОАО «ГАЗ». По итогам десяти месяцев 2005 года выпуск грузовиков превысил 100 тыс. единиц, т. е. на 7,7% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом производство среднетоннажных автомобилей серий ГАЗ-3307/08/09 выросло более чем на 20%. Сохранился прирост производства на российских предприятиях, осуществляющих сборку большегрузных автомобилей. Так, по итогам десяти месяцев 2005 года в ОАО «КАМАЗ» произведено 26 383 автомобиля, т. е. на 6,4% больше, чем за соответствующий период 2004 года. В ОАО «АЗ «Урал» прирост составил 3,2%. Более высокие показатели у предприятий с меньшим объемом выпуска. В частности, ОАО «Брянский завод колесных тягачей» увеличил производство грузовых автомобилей на 43,8%, ОАО «Бецема» нарастило выпуск большегрузной специальной автотехники в два раза. Менее успешным было производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности на Ульяновском автомобильном заводе и «ИжАвто». Выпуск полноприводных грузовичков в ОАО «УАЗ» по итогам десяти месяцев увеличился лишь на 0,3%, а производство фургонов Иж-2717 сократилось почти на половину. Их выпуск, по-видимому, сворачивается.
Существенно сократилось производство грузовых автомобилей на столичном АМО ЗИЛ. По итогам десяти месяцев 2005 года общий выпуск грузовиков снизился на 47,1%, а автомобилей ЗИЛ-4301 «Бычок» – на 56,1%. Бизнес-план АМО ЗИЛ предусматривал увеличение выпуска грузовых автомобилей с 12 867 единиц в 2004 году до 17 200 – в 2005 году. Фактический итог 2005 года, видимо, не достигнет и уровня предыдущего года.
Что касается производства грузовых автомобилей иностранных моделей в стране, то темп его роста оказался весьма значительным. На предприятиях, организовавших изготовление грузовых иномарок, общее число автомобилей, выпущенных за десять месяцев 2005 года, выросло более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако общее количество российских грузовых иномарок составляет пока лишь один процент от общего производства грузовиков в стране. По данным «АСМ-холдинг», за десять месяцев 2005 года выпуск составил: в ООО «ТАГАЗ» – 1300 автомобилей «Хёнде Портер», ЗАО «ВТС Зеленоград» – 282 «Вольво», «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) – 115 индийских «ТАТА» и в СП ТОО «ИВЕКО-УралАЗ» – 68 большегрузов.
Динамика цен на рынке грузовой автотехники в последние месяцы истекшего года была умеренной. Рыночные цены на отечественные автомобили росли монотонно. По большинству марок (моделей) их рост составлял 1...2%. По-прежнему быстрее дорожали автомобили АМО ЗИЛ, хотя темп их роста к концу года замедлился и в последний месяц не превышал в зависимости от модели 2...4%. Замедлению роста цен на продукцию АМО ЗИЛ, видимо, способствовало заметное насыщение рынка в данном сегменте. Об этом свидетельствует и накопление остатков своевременно не реализованной продукции на заводских площадках. Ежемесячный прирост рыночных цен на автомобили ОАО «ГАЗ» в последние месяцы 2005 года составлял 1,5...2,5%. Достаточно стабильным оставался уровень рыночных цен на отечественные большегрузы. Прирост цен на автомобили «КамАЗ» в ноябре–декабре не превышал 1,5%, а по некоторым моделям, в том числе на бортовые КамАЗ-53215, КамАЗ-43080, седельный тягач КамАЗ-54115 увеличение цен составляло менее 0,5%. Ежемесячное подорожание полноприводных «Уралов» в конце года не превышало 1,5%. Заметный рост рыночных цен на продукцию Автомобильного завода «Урал» в начале 2006 года связан в основном с установкой новых силовых агрегатов, с двигателем, удовлетворяющим требованиям Euro 2. Стабильными оставались цены на автотехнику РУП «МАЗ». Их рост в ноябре–декабре по большинству поставляемых в Россию моделей не превышал 0,5%. Увеличение рыночных цен на автомобили Кременчугского автозавода с устаревшими двигателями Ярославского моторного завода ЯМЗ-238М2 был незначительным. С переходом на новые двигатели, в том числе ЯМЗ-238ДЕ-2 (Euro 2), КрАЗы заметно подорожали.
Если итоги истекшего года по грузовому сектору вызывают у специалистов определенный оптимизм, поскольку продолжается постепенный рост выпуска и объема продаж, то в секторе автобусов положение несколько иное. Статистика свидетельствует о том, что устойчивый пятилетний рост производства и продаж отечественных автобусов сменился стагнацией. По данным «АСМ-холдинг», в период с 1998 по 2003 год производство автобусов в стране увеличилось с 45 598 до 76 575 единиц, т. е. более чем в полтора раза. Прирост произошел преимущественно за счет значительного увеличения выпуска автобусов малого класса – семейств «ГАЗель» и «Соболь». К настоящему времени их доля в общем выпуске отечественных автобусов превышает три четверти. В течение последних двух лет рост производства отечественных автобусов, а вместе с тем и продаж, приостановился. Если в 2003 году выпуск составил 76 575 автобусов, в 2004 году – 76 208, то в истекшем 2005 году – лишь около 74 тыс. единиц. Сокращение производства произошло из-за снижения выпуска автобусов малой вместимости в ОАО «ГАЗ». Так, за девять месяцев 2005 года выпуск микроавтобусов «Соболь» и «ГАЗель» составил 24 788 единиц, что почти на 20% ниже показателей предыдущего года. В АМО ЗИЛ производство автобусов за десять месяцев 2005 года снизилось на 26,3%, в ОАО «АЗ «Урал» – на 34,6%.
В то же время тенденция роста производства автобусов сохраняется на предприятиях компании «Русские автобусы». По итогам десяти месяцев 2005 года в ОАО «Павловский автобус» изготовлен 11 101 автобус (рост по сравнению с 2004 годом 9,9%), в ООО «Ликинский автобус» прирост составил 31,4%, в ООО «КАвЗ» – 10,0%. В целом по компании «Русские автобусы» выпуск за 10 месяцев 2005 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,9%.
ОАО «УАЗ» сохраняет достаточно высокий темп производства микроавтобусов УАЗ-3962 и УАЗ-2206. По итогам десяти месяцев 2005 года их выпуск составил 15 679 единиц, т. е. на 9,5% больше, чем за соответствующий период 2004 года.
В связи со скромными итогами работы отечественного автопрома в истекшем году и заметными структурными изменениями российского автомобильного рынка, особенно в секторе легковых автомобилей, усилилась критика проводимой Правительством РФ политики в отношении оте-чественного автомобилестроения. По мнению достаточно авторитетных специалистов, необходимо наряду с мерами по углублению интеграционных процессов неотложно создать условия, благоприятные и для отечественных производителей, позволяющих им на равных условиях конкурировать с зарубежными фирмами. В частности, предложения, подготовленные «АСМ-холдинг» совместно с «Объединением автопроизводителей России» и находящие поддержку в Государственной думе, включают следующие пункты:
• обеспечение защиты отечественных производителей за счет таможенных тарифных и нетарифных мер;
• стимулирование разработки и реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств по наиболее важным направлениям;
• принятие реальных мер по снижению налоговой нагрузки на предприятия;
• признание того, что совершенствование государственной политики в области ценообразования на продукцию (работы, услуги) естественных монополий и отраслевых монополистов должно стать важнейшим фактором стабилизации российской экономики.