<<< Назад

Лучший в мире шведский стол
Туристский автобус Volvo 9700

Александр Трохачёв, фото автора

Специалистов по эргономике упрекнуть не в чем: все выверено до мелочей
Средний выход узкий и при этом достаточно удобный
Откидной столик предельно прост, но практичен
В дизайне блока управления светом и вентиляцией доминирует овал
Кресла со стороны прохода можно сместить примерно на 5 см в сторону
Малогабаритная кабина — классика жанра для «туристов»
Интерьер туристского автобуса по стилю напоминает салон авиалайнера

С момента рождения этот автобус был обречен на успех. Даже если бы международное жюри не присудило ему победу в конкурсе «International Coach of the Year 2008», величественный «турист» Volvo 9700 завоевал бы массу других наград. Ведущие транспортные операторы Европы сразу обратили на него внимание и стали оформлять заявки. Мое знакомство с «Автобусом года» началось в качестве пассажира, и он меня очаровал.

«Стиляга»
Скандинавов долго критиковали за безликий дизайн пассажирских машин. Просьба не путать безликий с невыразительным. Определить «фамильную» принадлежность туристских автобусов шведского производителя было сложно. Их экстерьер делали настолько «замыленным», что страной происхождения любой модели можно было назвать Испанию, Нидерланды или Китай. Такая универсальность нравилась далеко не всем. Но «девять тысяч семьсот» 2008 модельного года – совсем другое дело. Он стопроцентный «швед», причем без вариантов – марки Volvo.Узнаваемость бренда прослеживается не только в наклонной полоске с логотипом компании, но и в особом «прищуре» передних фар. Почерк шведских стилистов угадывается в выразительном наклоне ветрового стекла и вынесенных вперед обтекателях зеркал, фальшрадиаторной решетке черного цвета и в миролюбивом облике фронтальной части. Фирменными чертами можно считать скругленные обводы колесных арок и задние фонари с характерным «шпилем». Аутентичность марки налицо. И кстати, это обстоятельство среди прочих отметило жюри престижного конкурса «International Coach of the Year 2008».Жюри из 17 журналистов, представляющих ведущие транспортные издания Европы, особо подчеркнуло внешнюю привлекательность новой модели. Был отмечен и удачный дизайн интерьера, создающего позитивное настроение пассажирам. Специалисты дали высокую оценку новизне конструкции лайнера и его высокой степени безопасности. Предпочтительнее конкурентов оказались ходовые качества, технические характеристики и надежность автобуса. Особо отмечен комфорт, предоставляемый пассажирам на борту. Скажу, исходя из личного опыта: тут и впрямь все во благо туриста. Где б вы ни сидели, большие окна обеспечивают прекрасную панораму. А уровень шумоизоляции настолько хорош, что кажется едешь на электромобиле – двигателя вообще не слышно. Уличный гул лишь иногда едва-едва пробивается через идеально герметизированные стеклопакеты.Честно говоря, есть автобусы, где отдельные параметры выглядят лучше. Например, у Setra TopClass 400 салон смотрится богаче. А у Neoplan Cityliner HD более стремительный и динамичный экстерьер. К слову, предыдущим обладателем титула лучшего «туриста» был Neoplan Starliner. Так что взятая планка очень высока. И хотя это разные лайнеры, и тот и другой – настоящие «стиляги». А победу в конкурсе Volvo 9700 вырвал у таких претендентов на титул, как Mercedes-Benz Tourismo M, Neoplan Cityliner HD, Irisbus Magelys, VDL Jonckheere JSD140-460 и Noge Titanium на шасси MAN R33.

80 лет автобусных традиций
Volvo Bus Corporation входит в довольно узкий круг крупнейших мировых производителей пассажирских машин полной массой более 12 т, и это при том, что автобусное направление не всегда было приоритетным в структуре холдинга. Согласно документам, выпуском автобусов корпорация занимается с 1928 года. При этом вплоть до 1981 года автобусное подразделение было своеобразным дополнением грузового направления. На практике это означало, что такой марки, как Volvo в сегменте автобусов не существовало – рынок получал автобусные шасси для монтажа различных кузовов. И многие фирмы, естественно, украшали наземные лайнеры собственными логотипами. В структуре шведского концерна Volvo Bus Co. появилась четверть века назад – в 1983-м. Полную самостоятельность в рамках Volvo Group новоиспеченная «дочка» Volvo Bus обрела в 1995 году.

«Сервировка»
Король туристских машин 2008 года имеет три уровня оснащения: Comfort, Optimal, Prestige. Каждый из них хорош по-своему. Как в дальней дороге обойтись без туалета? Трудно представить путешественников и без чашечки ароматного кофе. Останавливаться у каждого придорожного пункта питания не получится, а времена перевозки громоздкого личного термоса давно прошли. Вопрос снабжения пассажиров этим напитком тоже решен: на борту есть небольшая кофе-машина. Да и любители чая или горячего какао не обижены: при желании можно приготовить и эти напитки. А для поклонников охлажденного пива и тоников, лимонада и минералки есть мини-холодильник.Заморить червячка без остановки в пути тоже не проблема. Бортовая мини-кухня даст возможность сварить сосиски, разогреть бутерброды и приготовить легкий завтрак, сервировать полдник или составить ужин. Предполагается, что на обед все-таки будет сделана плановая остановка. А для тех, кто не привык себе в чем-то отказывать, есть микроволновка: грей себе полуфабрикаты сколько душе угодно – дополнительная плата за пользование благами цивилизации в пути не взимается.Конечно, для максимального комфорта не мешало бы иметь спальные места в виде горизонтальных лежаков, но это уже из области перебора, поскольку билеты стоили бы в три раза дороже обычных. А во время мирового финансового кризиса, когда даже состоятельные люди стараются экономить, это откровенное излишество. Но вы гляньте на штатные кресла: они настолько удобны, что позволяют расслабиться и без полного превращения в кровать. Отклонив спинку, можно подобрать такой угол наклона, при котором мышцы спины и ног получат лучшие условия для снятия напряженности. Широкий подголовник с выемкой под затылок ликвидирует нагрузку на мышцы шеи, что сделает путешествие более приятным и физически не утомительным. В креслах удобно, и выбрать позу для сна или легкой дремы вообще не проблема.Бодрствовать тоже предлагается с максиамльным комфортом. Для меломанов предусмотрена бортовая аудиосистема с CD-чейнджером. В принципе, мультимедийный комплекс может предполагать и наличие DVD. Восторгаться по этому поводу незачем – это обычная комплектация пассажирской машины, ведь сейчас «музыка» есть даже в примитивных стареньких Ikarus. Иное дело, что у «шведа» звук совершенно иного уровня – более мощный, чистый и насыщенный, к тому же он подается к каждому месту индивидуально.Сторонники теории «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» не обделены вниманием: для них на борту установлен TV-тюнер и видеосистема с 15-дюймовым жидкокристаллическим монитором. По заказу может быть смонтирован 17-дюймовый монитор. Это не верх технического прогресса (сейчас в почете 19-дюймовые LCD-экраны), но лучше, чем вообще ничего. К тому же практика показывает: не все в пути хотят смотреть фильм, мультики или видеоклипы. Это можно сделать и дома. Туристы предпочитают набираться сил во сне или созерцать пейзажи за окном, а то и просто следить за дорогой. В общем, с «сервировкой» у шведского подданного полный порядок: с перечисленным комплектом оборудования можно отправляться хоть на край земли.

Полный комплект
Обычно титулованный лайнер напичкан лучшим фирменным оборудованием под завязку. «Автобус года-2008» не исключение. Его приводит в действие самый мощный в линейке силовых агрегатов 12-литровый Volvo DH12E Euro 4 SCR с потенциалом 336 кВт или 460 л.с. Мотор развивает максимальный крутящий момент 2200 Н·м, и этого для «туриста» за глаза достаточно. Двигатель расположен в пределах колесной базы, что оптимизирует развесовку масс по осям. Второй плюс – улучшенная курсовая и поперечная устойчивость, полностью контролируемая управляемость лайнера. Выигрыш есть и в том, что выбранная схема сокращает длину бортовой электропроводки. Кроме того, подобное решение позволяет сохранить автономность пассажирской машины в случае наезда сзади, чего исключать никак нельзя.В паре с топ-версией двигателя работает 12-ступенчатая автоматизированная трансмиссия Volvo AT2412C I-Shift. В отличие от механической «мешалки», она исключает ошибки при переключении передач и продлевает ресурс сцепления. К тому же она со встроенным ретардером, а это бережет тормоза при движении на спусках. Плюсы «автомата» очевидны: водитель реже отвлекается от управления лайнером и, сохраняя концентрацию, меньше устает. К тому же в холмистой местности у него нет риска заглохнуть при трогании в гору или опасно откатиться назад на подъеме.Лайнер построен на технической модульной платформе ТХ. Это делает его уникальным и почти не ограничивает возможности по комплектации. Повторюсь, в нашем случае мы имеем дело с центральным расположением двигателя (есть еще и традиционное заднее). В серийное оснащение входит передний противоподкатный брус FIPS, дисковые тормоза всех колес с ABS и EBS, система стабилизации ESP. Пневматическая подвеска всех колес с электронным управлением, причем передняя – независимая. В перечне оборудования – биксеноновые фары головного света, трехточечные ремни безопасности всех пассажирских мест и даже крепления детских сидений. В списке дополнительного оборудования есть детские подушки-вкладыши, которые можно закрепить для безопасной перевозки маленьких пассажиров. Так что забота о защите людей в случае ДТП – не просто рекламное обещание.О высоком классе Volvo 9700 говорит уровень оснащения салона. Достаточно беглого взгляда на снимки интерьера, чтобы понять, с какой любовью дизайнеры подошли к его оформлению. Но дело не только в стильном обрамлении заложенной идеи. Здесь есть немало деталей, создающих уют в дороге и ласкающих самолюбие путешественника. Это относится, например, к новой системе кондиционирования воздуха. Она поддерживает микроклимат в заданном диапазоне и характеризуется большой производительностью. Поделюсь собственным наблюдением: когда наша группа журналистов садилась в автобус около отеля, не верилось, что нагревшийся на солнце огромный салон при переезде на полигон успеет остыть. Но живительная прохлада начала литься из воздуховодов с такой скоростью, что через несколько минут наградой за ожидание стало чувство комфорта. Между прочим, система кондиционирования не одной марки, их предлагается несколько, на выбор, и все они снабжены электронным управлением.В реальной жизни редко, но все-таки бывает, когда на борту происходит возгорание. И если своевременно не отреагировать на возникшую опасность, ситуация может выйти из-под контроля. Предвидя такое развитие событий, в комплектацию Volvo 9700 включили опционально системы предупреждения о задымленности багажного отделения и туалета. Об автоматической системе пожаротушения в моторном отсеке и говорить не приходится – это само собой разумеющееся оборудование. Тем более что двигатель находится в центральной части пассажирского салона. Таким образом, оснащение шведского лайнера выглядит очень достойно и не меркнет в сравнении с лучшими представителями конкурирующих брендов.

Путешествуем!
Очное знакомство с новым Volvo 9700 я начал в статусе пассажира. И первое, что отметил – «кланяющийся» кузов. В зависимости от исполнения, он может «приседать» вперед или на правую сторону. Сделано это для облегчения посадки и удобства выхода, а сам алгоритм выбирают при заказе лайнера. Кузов изготовлен из нержавеющей стали, что вполне объяснимо: о коварстве коррозии инженеры морской державы знают не понаслышке. Но при знакомстве с белоснежным Volvo 9700 меня почему-то не покидало чувство, будто он целиком... алюминиевый.Место в первом ряду позволяет с высоты «кафедры» наблюдать за действиями водителя и сравнивать алгоритм его действий с собственными ощущениями. Накрахмаленная белоснежная сорочка и черный галстук, в общем-то, привычная картина для европейских водителей. Но есть в этой парадности внутренний смысл. Речь не о том, что сидящий за рулем автобуса перевозит иностранных гостей. Нет, он сам получает удовольствие от обслуживания пассажиров. Такое впечатление, что он не наемный труженик, а владелец этого пассажирского средства. Глядя на его чинные размеренные движения, не поспоришь с утверждением о том, что работа для него – настоящий праздник. Вот поворот под прямым углом и кажется, что тут от напряжения водитель покроется испариной. Ничего подобного! Большой угол «вываливания» передних колес позволяет делать чуть ли не шахматный ход конем – буквой «Г». Справа и слева снуют малолитражки. Но и это не сказывается на настроении сидящего за рулем: он маневрирует в транспортном потоке потоке с олимпийским спокойствием. Въезжаем на узкую улочку, и я жду хотя бы тени недовольства на лице рулевого, но он опять невозмутим. Более того, протиснувшись среди припаркованных иномарок, он самодовольно ухмыляется – словно титул «Автобус года» присвоили не Volvo 9700, а лично ему!..Где выдает на-гора лошадиные силы длинноходный двигатель (131х150 см), сразу не поймешь, хотя теоретически при центральной компоновке его «голос» должен быть слышен отчетливее, чем в случае с расположением в корме. Переключения передач заметить вообще невозможно – нет ни звукового сопровождения, ни намека на толчки при переходе с одной ступени на другую. Большая пассажирская машина не едет по асфальту, а словно благородный лебедь скользит по водной глади. Плавность хода потрясающая, шумоизоляция под стать. Так можно было бы расслабиться и помечтать о чем-нибудь приятном, сугубо личном. Только ропот смешанных в кучу нескольких иностранных языков словоохотливых коллег возвращает в реальность.Еще больше впечатлений дарит ночная поездка. Теперь передо мной несколько рядов пассажирских кресел, и чувства сопричастности к происходящему за рулем уже нет. В проходе горит «ночное» освещение, чем-то напоминающее световые дорожки воздушных лайнеров. Вот только длинноногой стюардессы не видно и тележку с едой или товарами беспошлинной торговли dute free по проходу никто не катит. На фронтальной части водительской кабины отчетливыми красными символами горят указатели времени, даты, температуры окружающего воздуха и относительной влажности. Показания периодически сменяют друг друга, и при желании наблюдение за ними позволяет скоротать несколько минут. С моего места водителя не видно, но дорожная картинка как в телевизоре. В какой-то момент кажется, что никто лайнером не управляет, и он идет на автопилоте. Даже размеренное приглушенное «мурлыкание» двигателя не нарушает установившейся идиллии. Кажется, так ехал бы и ехал...Сесть за руль возможность представилась только на полигоне. Вот это подарок! Будь возможность, я бы согласился провести за рулем «шведа» не один час. Но отведенный интервал гораздо скромнее. Не знаю, какой из семи вариантов передаточных чисел имеет ведущий мост, но машина слушается педали газа как верный пес своего хозяина и не пугает большим расходом топлива (если верить показаниям бортового компьютера). Панель приборов настолько приятна взгляду, что время от времени хочется смотреть на нее, а не на дорогу, особенно когда та прямая как мостовой пролет. Это, конечно, сродни ребячеству, но дизайнерам надо отдать должное – постарались!Разворот на небольшой площадке и движение по кругу с плавным ускорением не вызывает больших кренов кузова, хотя в пассажирском салоне ни души. Ловлю себя на мысли, что самое комфортабельное место в лайнере – кресло водителя. И боковая поддержка лучше, и подрессоривание есть, а обзор вообще выше всяких похвал. Такой объем положительных эмоций дарит не каждый автобус. Поэтому, покидая кабину Volvo 9700, я прекрасно понимал тех, кто отдал ему пальму первенства в престижном конкурсе «International Coach of the Year 2008». Будь я членом жюри, вряд ли удержался бы от высших оценок. Это тот самый случай, когда максимальный бал ставят без малейших натяжек, что называется, по делу.

Техническая характеристика Volvo 9700 H (4x2)

Колесная формула 6х4
Полная масса, кг 26000
Распределение полной массы по осям, т 7,0/ 9,5/ 9,5
Снаряженная масса шасси, кг 9300
Распределение снаряженной массы шасси по осям, т 4,15/ 2,58/ 2,57
Грузоподъемность с кузовом, кг 16700
Двигатель Cummins ISLe+ 350, турбодизель, I-6
Рабочий объем, куб.см 8849
Мощность, л.с. 350 при 2100 мин–1
Крутящий момент, Н·м 1550 при 1400 мин–1
Впрыск топлива Cummins CCR
(Common Rail)
Коробка передач ZF 16 S 1820 TO механическая, синхронизированная с демультипликатором
Количество ступеней вперед/ назад 16.02.09
Передаточные числа КП 13.80:1; 11.54:1; 9.49:1; 7.93:1; 6.53:1; 5.46:1; 4.57:1; 3.82:1; 3.02:1; 2.53:1; 2.08:1; 1.74:1; 1.43:1; 1.20:1; 1.00:1; 0.84:1
Передаточные числа заднего хода 12.92:1; 10.80:1
Редукторы ZF AP35/DK и ZF AP35/DK
Главная передача 6,03:1
Сцепление Однодисковое, гидравлическое
Подвеска Рессорная, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости
Тормозная система Пневматическая, ABS/ ASR
Шины 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 300
Максимальная скорость, км/ч 91
Преодолеваемый подъем, % 35
Комментировать ... >>
virtalet@63.ru
(03.02.14)
Что то в характеристиках двигатель отличаеться от того что в статье, да и рессоры? рессоры на икарусах ставились пневматические а здесь.....
Loading...