<<< Назад

Грузовик из Поднебесной
Бортовой JAC HFC 1061K

К. Ушанов, фото Д. Нестерова

Что мы знаем о Китае? Миллиардное население – раз, боевые искусства монахов монастыря Шао Линь – два, у власти в Китайской Народной Республике стоят коммунисты – это три. Четвертое – китайцы очень трудолюбивый и очень упорный народ. Однако "демократическая" Россия, по словам нашего Президента Владимира Путина, должна с бо’льшим вниманием наблюдать за экономическим развитием Китая. Правда, слово "коммунистического" Владимир Владимирович по каким-то причинам упустил. Но факт остается фактом: экономический рост Китая налицо, в том числе и в автомобилестроении.

Процесс развития автомобильной промышленности в Поднебесной был длительным, но верным. Теперь огромное количество дешевых китайских автомобилей и автобусов вторгаются на рынок коммерческого транспорта Европы и, естественно, России.

Один из таких вариантов "прорывных" или "таранных" грузовиков – бортовая трехтонка JAC HFC 1061K. Это абсолютно китайский грузовик: кабина, рама, шасси и сам дизельный двигатель. Никаких импортных комплектующих деталей и агрегатов. Разве что бескапотная кабина похожа на ISUZU. Но только похожа, поскольку ее конвейерная сборка китайская, произведенная сварочными роботами фирмы KUK, которые с недавних пор работают на ВАЗе и ГАЗе, только более качественно и точек контактной сварки не видно под краской. Вообще кабина сделана очень добротно. Единственный недостаток – плохо обработаны края металла кабины, иногда попадаются заусенцы.

Небольшой моторный люк в кабине. Он же подушка пассажирского сиденья

Поднимается кабина вручную, причем с небольшим усилием. Два замка, удерживающие кабину в закрытом состоянии, открываются при помощи рычага, как на старых моделях КамАЗа. Откинутая кабина открывает свободный доступ практически ко всем агрегатам двигателя, передней подвески и рулевому механизму с гидроусилителем. Поскольку доступ к двигателю свободный, то и обслуживание его необременительно для водителя или механиков.

Садиться в кабину китайского грузовика удобно, благодаря очень широко (90° относительно дверного проема) открывающейся двери как водительской, так и пассажирской, плюс на передних стойках ветрового стекла с внутренней стороны дверного проема установлены рукоятки, а в нижней части кабины ступеньки.

Салон кабины, рассчитанный на три человека, очень просторный. Водительское сиденье имеет механическую амортизацию и несколько степеней регулировки. Регулируется и рулевая колонка, так что водителю создать удобную посадку за рулем проблемы не составляет. Субъективно рабочее место водителя на JAC HFC 1061K вполне комфортно: удачно расположены рычаги коробки передач и стояночного тормоза, подрулевые переключатели, четко выверен педальный блок, да и само рулевое колесо приемлемого диаметра и толщины обода.

Спинки пассажирского сиденья быстро превращаются в столики

Для вентиляции в потолок кабины вмонтирован регулируемый люк. Пассажирское сиденье имеет одну подушку и две раздельные спинки, которые могут складываться на подушку, образуя небольшие столики. И что самое интересное – пассажирское сиденье жестко крепится к... внутреннему "капоту" двигателя, т.е. при поднятии пассажирского кресла открывается доступ к некоторым агрегатам и системам двигателя из кабины.

Интерьер кабины вызывает некоторое удивление: при всей простоте панели приборов, сидений, внутренней обивки, комбинация приборов, блоки управления на панели и магнитола, входящая в стандартную комплектацию, оформлены "под дерево". Такой оригинальный китайский дизайн.

Что касается обзорности, то здесь к китайским автопроизводителям грузовика JAC претензий нет. Через большое ветровое стекло дорога просматривается отлично, учитывая и то обстоятельство, что кабина бескапотная. Очень хорошо установлены наружные зеркала заднего вида. Причем их кронштейны закреплены не на дверях, а на передней стойке дверного проема и ветрового стекла и рассчитаны так, что при открывании дверей на максимальный угол они не касаются кронштейнов и самих зеркал. Кстати, зеркала с элекрообогревом и хорошо регулируются.

Комбинация приборов проста, но информативна

Отвлекаясь от темы испытания китайского грузовика, хочется обратить внимание некоторых отечественных автопроизводителей на установку кронштейнов наружных зеркал заднего вида. Внешняя обзорность по зеркалам является одним из элементов безопасности. Почти все модели отечественных грузовиков имеют крепление зеркал на дверях кабины. На магистральных машинах это еще как-то оправдано – на них не так часто приходится открывать и закрывать двери. А на машинах класса JAC и самосвалах установка кронштейнов наружных зеркал на дверях ведет к неумолимому ослаблению их крепления, и водители вынуждены устанавливать какой-то дополнительный упор, контрить основную гайку крепления кронштейна или вставлять какой-нибудь инородный предмет типа деревянного клинышка. К этому добавляется и вибрация зеркала, при которой пропадает четкость отражения. Так что лицензионный китайский грузовик, не лицензионный, а у конструкторов, проектировавших установку наружных зеркал, конструкторская мысль сочеталась с элементами пассивной безопасности. Хорошо было бы перенять такое сочетание и отечественным конструкторам в разработке наших грузовиков.

В нашем случае в кабине было еще и внутреннее зеркало заднего вида. Поскольку грузовик JAC HFC1061K бортовой и без тента, то это зеркало было уместно. Но если данное шасси будет оборудоваться бортовым кузовом с тентом или фургоном, то внутреннее зеркало будет ни к чему. А стоимость у этого зеркала пусть маленькая, но есть.

Китайский изыск "под дерево" на панели приборов. Пустячок, а приятно

Что JAC – настоящий грузовик убеждаешься сразу, как только запускаешь двигатель: работает он так же, как минский Д245, только немного тише и ровнее, но слушать магнитолу в кабине трудно.

Зато стартовая и ходовая динамика у китайского грузовика очень хорошая. На дороге общего пользования во время перегона автомобиля из Москвы на автополигон в Дмитров и обратно приходилось часто обгонять не только фуры и тяжелые грузовики, но и легковые машины. JAC делал это легко, правда, он был порожний. Такая прыть китайского трехтонника порадовала. Педаль "газа" работает плавно и мягко. Это очень помогло на замерах расхода топлива при постоянных скоростях, где в соответствии с методикой испытаний необходимо четко выдерживать определенную скорость на протяжении нескольких километров.

К 6-ступенчатой коробке передач надо приноровиться. Схема включения такая же, как на переднеприводных "Жигулях". Даже задняя передача включается одинаково с вазовской коробкой. Точность включения, скажем так, нормальная, если учесть, что привод КП троссовый.

Благодаря хорошему гидроусилителю руля, автомобиль управляется легко, как легковой, и имеет хорошую маневренность. Гидроусилителя почти не слышно, только в крайних положениях руля прослушивается его работа.

Садиться в кабину очень удобно

Кстати, о крайних положениях повернутых колес. При приобретении нового автомобиля необходимо обратить внимание на регулировочные болты рулевых сошек. Если они не отрегулированы, то крайние тяги рулевой трапеции при вывернутых до упора колесах могут даже немного прогибаться. Последствия такого недосмотра очевидны.

Теперь о подвесках. И передняя, и задняя подвески зависимые с продольными полуэллиптическими рессорами. Во время движения автомобиля создается такое впечатление, что рессорные пакеты на передней подвеске и на задней абсолютно одинаковые: жесткость потрясающая в прямом смысле. Небольшие дорожные неровности превращаются в серьезный подскок передка. В груженом состоянии машина себя ведет мягче, но не настолько, насколько хотелось бы. Задняя подвеска с тремя тоннами, действительно, идет по дороге плавно, но передняя – остается жесткой. Трудно сказать, может быть, для российских дорог такая жесткость оправдана, и в течение какого-то эксплуатационного периода передок китайского грузовика станет мягче. Но на новом автомобиле подпрыгивание на сиденье не доставляет удовольствия и комфорта не прибавляет. В общем, судя по жесткости подвесок, JAC действительно настоящий китайский грузовик.

Порадовала тормозная система, хоть она и без АБС, тем не менее пневмотормоза на грузовике отменные. Если резко надавить на тормозную педаль, то автомобиль встанет, как вкопанный. Поэтому и к тормозной системе необходимо привыкнуть. Зато, привыкнув, можно тормозить плавно и аккуратно, но заранее.

Платформа кузова изготовлена из гофрированного металла

Стояночный тормоз барабанный, расположенный на КП, к перечисленному комплекту можно прибавить моторный тормоз – замедлитель.

Если оценивать китайский грузовик в общем, то это весьма простой по своей конструкции автомобиль. Две аккумуляторные батареи, обеспечивающие бортовую сеть напряжением в 24 В, установлены под кузовом с левой стороны по ходу машины. Крепятся одной прижимной пластиной, как на наших отечественных автомобилях, и абсолютно открытые – забирай, кто хочет. Организация, которая будет продавать эти автомобили должна, видимо, позаботиться, чтобы с китайского грузовика эти аккумуляторы кто-нибудь, помимо водителя, не унес, как и запасное колесо, подвешенное на лебедке. Менталитет у нашего человека не китайский.

В качестве резюме можно сказать, что JAC HFC1061K – грузовик именно для российских дорог. Машина простая по своей конструкции с некоторыми элементами комфорта, в опции входят кондиционер, 3-местная кабина, удлиненная на 300 мм, с полкой за сиденьями и коробка отбора мощности. Зачем на грузовике коробка отбора мощности? Естественно, для специальных надстроек, в том числе и для самосвальной установки, так что шасси китайского грузовика – универсальное шасси.

Вот такой китайский грузовичок универсального назначения до трех тонн.

Редакция благодарит ООО "РКК-Союз" за предоставленный автомобиль для инструментальных испытаний.

Комментировать ... >>
...
(05.09.11)
Владею ISUZU ELF - JAC полная копия,кроме двигателя и,наверное,коробки(Это абсолютно китайский грузовик: кабина, рама, шасси и сам дизельный двигатель. Никаких импортных комплектующих деталей и агрегатов. Разве что бескапотная кабина похожа на ISUZU)
Loading...