<<< Назад

Пятеро на троих
Пикапы Mitsubishi L200, Nissan Navara, Mazda BT-50

Cергей Цыганов, фото автора и Сергея Сорокина




Mitsubishi L200В тесте участвовала машина в комплектации Intense AT (S80) стоимостью 843 900 руб. Это почти максимальная планка, дороже только Instyle AT (S83) за 897 500 руб. Такая же машина, но без ESP и с механической трансмиссией будет стоить в долларовом эквиваленте 29 900. Все три комплектации содержат многорежимную трансмиссию Super-Select 4WD II поколения, аналогичную такой у Pajero-III. Super Select может работать как в полноприводном дифференциальном варианте, так и с приводом только на заднюю ось. Последнее рекомендуется на сухом покрытии, чтобы увеличить ресурс элементов привода переднего моста. Топливная экономия при этом незначительна – всего около 4%. Также имеются режимы 4L (пониженная передача) и блокировки межосевого дифференциала, а «автомат» можно обязать не переключаться выше I или II ступени. Блокировка заднего межколесного дифференциала принудительная, отдельной кнопочкой. L200 существует и в более простой модификации, без межосевого дифференциала и «механической» КП. Цена на самую скромную комплектацию равна 669 700 руб. Все машины оснащают 136-сильным турбодизелем с системой впрыска Common Rail. Из изюминок – опускающееся заднее стекло с электроприводом.Nissan NavaraЭтот пикап построен на базе люксового внедорожника Pathfinder. Цена «начальной» комплектации (SE) – 976 500 руб., а продвинутая LE потянет на 1 119 000 руб. Турбодизель объемом 2,5 л мощностью 174 л.с. агрегатируют с 6-ступенчатой «механикой» (комплектация SE) или 5-ступенчатым «автоматом». Трансмиссия не имеет межосевого дифференциала, но размыкание зацепления в ступицах передних колес осуществляется автоматически. Nissan Navara – один из самых тяжелых и богато оснащенных пикапов на нашем рынке.Mazda BT-50Об этой машине мы подробно рассказывали(см. «ГП» № 9, 2007 г., с. 24). Напомним: ее комплектуют 2,5-литровым турбодизелем мощностью 143 л.с. и механической КП («автомат» возможен за доплату) с самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. Межосевого дифференциала нет – привод подключаемый. В комплектации Direct Mazda BT-50 стоит от 611 000 руб. Более продвинутый Touring обойдется в 663 000 руб., а люксовый Active – в 788 000 руб.

Конечно, главным был Mitsubishi L200, появившийся в продаже в феврале. К тому времени Navara продавалась уже года полтора, а вот Mazda BТ-50начала продаваться только весной. В принципе, Nissan в этот ряд вписывается с трудом: он крупнее, тяжелее и мощнее конкурентов. А самое главное – дороже. Но те, кто выбирают себе пикап в качестве основного транспортного средства, все равно держат Nissan в качестве дальнего ориентира, верхней планки потребностей или возможностей. А вот Mazda и Mitsubishi – конкуренты самые прямые, их можно сравнивать, безусловно, по всем основным параметрам. Итак, сентябрь, три больших полноприводных пикапа, пять человек, три рации. Впереди – десятидневное путешествие по Карелии.Когда лето подходит к концу, хочется громче включить Relax FM…Из Москвы выехали в полночь, надеясь к утру пересечь границу Ленинградской области и отоспаться уже на берегу Ладоги, в палатках. Питерский тракт ночью относительно незагружен, но обгонных полос маловато, и средняя скорость даже ночью не превышает 100–110 км/ч. Едем степенно, колонной, отпуская в эфир колкости про расторопность финских дальнобойщиков. При такой размеренности главное – не заснуть. Ближе к утру о сне речь уже не идет – начинается знаменитый участок объездной дороги вокруг Новгорода. Вероятно, дорожники все силы бросили на то, чтобы сорвать приз в номинации «Дорога–которая–ремонтируется–всегда–но не–отремонтируется–никогда». Обгонять ночью можно только с риском для жизни. Впрочем, и обычная езда по колдобинам здоровья не добавляет. После 130 км такой дороги хочется загнать машину на подъемник и тщательно проверить подвеску…Санкт-Петербург объезжаем стороной и завтракаем в поле, встречая первый рассвет. Холодно, бр-р-р… Китайский кипятильник за полчаса нагрел нам одну чашку воды, вторую ждать терпения уже не было. Поэтому возвращаемся на трассу Москва–Мурманск, решив капитально встать километров через двести, в лесу, на окраине города Олонец.Сворачиваем в сторону Сортавалы и въезжаем в Край Озер. Можно было бы фривольно приписать «в Край Тысячи Озер», но, во-первых, этот эпитет уже застолбила Финляндия, а во-вторых, в Карелии озер еще больше! Они всюду – большие и маленькие, одиночные и соединенные в каскады… Но самое главное, конечно, Ладожское. Ладога – часть европейской системы Великих Озер (Онега, Ильмень и финское озеро Сайма), соединенных друг с другом подземными течениями в замкнутый бассейн, и стекающих в Неву. Ладожское озеро – последнее в гряде, оно выполняет роль отстойника, поэтому вода в нем желто-бурая, от обилия органики. И вот на берегу холодной Ладоги мы и делаем наш первый большой привал.Берег – это песчаный пляж, отделенный от ближайшей дороги двухкилометровым участком молодого леса. Navara неожиданно тонет в первой же грязевой луже на съезде с асфальта, но после подключения переднего моста сама выбирается на сушу. Осторожно, чтобы не поцарапать машины ветками, проезжаем лес и… восхищаемся открывшимся великолепием! Песчаные дюны венчает полоска бесшумного ладожского прибоя: волны, почти не пенясь, облизывают пляж, словно считывая информацию и унося ее в торфяные глубины озера… Вокруг ни души! Только по лесной кромке заметен намек на автомобильную колею – озерный песок недолго хранит оттиски чужой жизни. Тут надо бы приспустить колеса, снизив давление до одной-полутора атмосфер. Но уж больно не хочется возиться, и мы бросаем машины на дюны, подключив лишь пониженные ряды в трансмиссиях.Navara первой скрывается за сопкой, и через несколько секунд, разбрасывая килограммы песка, возвращается. Тест пройден, можно ехать! Три машины, не сговариваясь, начинают импровизированный танец. Загодя высаженный фотограф шалеет от обилия эффектных сцен. Машины куролесят по песку с детсадовской безнаказанностью: никаких траекторий, никаких ограничений, полная свобода! А ведь взрослые, казалось бы, люди!..Неуверенное движение по глубокому рыхлому грунту провоцируют широкие дорожные шины с большой площадью контакта. И конечно, полный привод: попытка хулиганить на заднем приводе закончилась для Mazda мгновенным зарыванием задней оси. Кроме того, в песке устойчивое движение внатяг, «на моменте», невозможно. Только с пробуксовкой, причем значительной. Ведь сопротивление качению на сухом песке сумасшедшее, никакого «момента» не хватит! И песчаные вихри из-под колес – не ради эффектных фотографий, а чтобы банально не заглохнуть. Наиболее предсказуемо управляется в этих условиях L200 – за счет дифференциального привода передней оси. У Navara силенок больше, и дозировать их нужно тщательнее; недаром самые глубокие колеи и самые эффектные фонтаны били именно из-под ее колес. Но жесткий привод не лучшим образом сказывается на качестве выполнения водительских команд: передок сносит более желаемого.Хуже всего себя чувствовала в песке Mazda с механической трансмиссией, она вынуждала водителя поджигать сцепление при старте (если помните, неудобство при трогании нами было отмечено как один из главных недостатков BT-50, см. «ГП» № 9, 2007 г.), т. е. машине откровенно не хватало крутящего моментав нижней части шкалы оборотов. «Автоматы» двух других машин в значительной степени демпфируют старт, подавая на колеса ровно столько тяги, сколько требуется. Причем оба «автомата» настроены именно на внедорожную езду, когда масляный картер гидротрансформатора достаточно велик и соответственно отклики на подачу газа более плавны.Набаловавшись, ставим палатки. На следующее утро по плану – «бросок» в сторону Петрозаводска. Но, проснувшись, понимаем, что покинуть этот островок безмятежности выше наших сил. И… остаемся еще на сутки. Коллеги отдались непреходящим мужским удовольствиям – рыбалке и охоте, а мы с фотографом решили прокатиться до ближайшего порта – узнать, как там обстоят дела с экскурсиями на Валаам. Согласно роуд-буку, порт должен быть в 70 км на северо-запад, в Питкяранте. Едем.Дорога узка и пустынна. Асфальт старый, но выбоин мало, и это позволяет развить приличную скорость, до 120–130 км/ч. Абсолютно закрытых поворотов нет, все так или иначе просматривается сквозь деревья, поэтому проходим их на грани дозволенного. Грань для Mitsubishi – это абсолютно синхронный срыв обеих осей вне зависимости от траектории и угла поворота руля. Лишь самые крутые виражи машина проходит в заносе, но уже через мгновение, если занос не компенсировать тягой или рулением, начинает скользить и передний мост. Понятно, как в азбуке. Ввиду упомянутой внедорожной настройки «автомата» машине порой не хватает времени на отклик. Обычно в скольжении всеми четырьмя колесами машину можно вернуть на траекторию кратеовременным торможением, сменяемым хорошей дозой тяги и доворотом руля. Здесь – не получится. Пока «автомат» сообразит подключить нужную передачу, L200 будет уже далеко на обочине! Поэтому рискованное вхождение в поворот возможно только с упреждающим дросселированием, как бы в обход инертности трансмиссии.В поселке Салми, на полпути до порта, на холме стоит странный остов, в коем угадываются остатки церкви.Заезжаем на холм – и застаем местных восьмилетних пацанов за тайным курением. Причем они дымят и дуют пиво прямо на поваленных надгробных плитах!За обещание не жаловаться родителям нам устраивают экскурсию по развалинам храма с показом входа в Страшное Подземелье и перечислением всех, кто упокоился на порушенном погосте. Последнему, между прочим, более 300 лет (в XXVII веке селение принадлежало некоей вдове Элизабет ван Сассен и входило в Импилахтинскую капеллу Суйстамского погоста, впоследствии эта территория стала собственностью графов Орловых).Перед въездом в Питкяранту – массивный гранитный указатель. Местные жители рассказали, что его водрузили как раз на том месте, где проходила демаркационная линия между СССР и Финляндией до 1940 года. А почему гранитный? Так ведь из здешнего камня выстроена едва ли не половина исторического Петербурга!Все здешние топонимы отсылают к временам господства финнов. Питкяранта (в переводе с финского – Длинный Берег), вошла в состав России при Екатерине I, тогда же началось освоение залежей руды и гранита. Потом основали стекольный, лесопильный и целлюлозный заводы… Последний до сих пор пугает туристов громогласным воем выпускаемого пара – его легко можно перепутать с воздушной тревогой. Сам поселок живет незаметно и тихо. Редкие машины, еще более редкие прохожие… даже дорогу в порт спросить не у кого. Наконец нашелся словоохотливый мужичок неопределенного возраста и совершенно определенной наружности, взявшийся за 50 рублей «все нам устроить». Его звали Витёк, делать ему было нечего. И принялся Витёк с нами кататься от одной закрытой двери к другой, всякий раз восклицая: ну вот дальше-то уж точно все будут на месте! Но и дальше мы видели только закрытые двери непонятных учреждений, которые, казалось, не работали никогда. Расстроенный Витёк пошел ва-банк:– А вот что, ребята. Я вас сам на Валаам отвезу! У меня лодка есть. И мотор. Правда, бензина нет, так что бензин ваш. Четыре часа туда, четыре часа обратно – всего делов-то… на тысячу рублей.Мы прикинули: темнеть начнет часа через три. Оказаться вечером среди холодного озера в одной лодке с неопохмелившимся морским волком было бы слишком экстремально. Благоразумно отказались. Но Витёк вошел во вкус:– Нет, ребята, так не пойдет! Сейчас ко мне поедем, я суп сварю. Познакомимся. Я москвичей люблю!Мы прямо спросили, сколько ему нужно денег за немедленное прекращение знакомства. Оказалось, сто рублей плюс заехать в магазин и потом добросить до дома. Благо, все это находится на обратном пути. Забежав в магазин, Витёк через секунду выбежал обратно с бутылкой водки и пакетиком чипсов. Едва сев на заднее сиденье, он, дрожа, сорвал пробку и выдул из горлышка почти половину. У меня невольно вырвалось:– Алкоголик ты конченный!На что Витёк заметил буднично, без восклицаний:– Не, Серёга, я не конченный. Ты конченных не видел…Питкяранту пора было покидать, благо, мы успели понять, что никакой нормальный транспорт отсюда на Валаам не ходит, а ближайший пассажирский порт – севернее, в Сортавале. На выезде увидели памятник – легкий танк Т-26 на постаменте. Их много полегло здесь зимой 1940-го, в ту самую неизвестную войну… Это едва ли не единственный памятник в СССР этому танку, как-то все больше «тридцатьчетверки» на постаментах стоят…Следующее утро началось, как и положено, с водных процедур. Вдоль берега Ладога неглубока, можно отойти метров на сорок и все по пояс будет. И мы решили машины искупать. Смотрим, где расположились воздухозаборники. Наиболее грамотная конструкция оказалась у Navara – воздух берется из левого крыла, из самой верхней точки, защищенной снизу пластиковым локером. У Mazda примерно так же, но патрубок расположен чуть ниже. Зато конструкция «кастрюли» воздушного фильтра такова, что воде есть, где отстояться. Наиболее незащищенный воздухозаборник у Mitsubishi, но при этом его срез расположен выше всех. Получается примерный паритет, разве что L200 более рискует захлебнуться в брызгах. И мы поехали. Сначала несмело, по самой кромке, а потом в приступе азарта и в15–20 метрах от берега. От машин валил пар, бамперы усердно толкали бурые ладожские волны, колеса выбрасывали фонтаны брызг… Разве что девичьего визга не было. И в какой-то момент фотографу показалось, что на Mitsubishi чего-то не хватает – всего лишь переднего номерного знака.Де-факто это означало конец экспедиции, робкий марш-бросок до Москвы с перекруткой заднего номера на передок и долгие мытарства с ГАИ. Но была альтернатива: засучить штаны и… Объясню диспозицию: машины бороздили водную гладь примерно на протяжении 200 метров береговой линии и 20 метров вглубь. Плюсуем сюда волны и множим все это на полную непрозрачность здешней воды и ее температуру. Скорбно натягиваю плавки, свитер завязываю на груди – и приступаю к поискам.…Номер нашелся через полчаса, причем случайно – его отнесло в сторону, и он немного зарылся в донный песок. Не могу сказать, что меня это согрело, но настроение улучшилось, факт.Далее маршрут пролег через Петрозаводск, Марциальные Воды и знаменитую Кондопогу. Заночевать решили недалеко от поселка Гирвас. Слева от трассы М-18 раскинули палатки, а справа, буквально в семистах метрах, обнаружился заброшенный аэродром. По всем признакам – военный, так как никаких хозяйственных или технических построек поблизости не наблюдалось. Просто бетонная ВПП и ничего более. Там мы устроили заезды на определение самой высокой скорости. Тест был не совсем корректным, так как машины были загружены по-разному, но общее впечатление получить удалось. Navara к концу разгонного участка (а это примерно 1,5 км) показывала на спидометре 180 км/ч, Mazda – 170, а Mitsubishi – 175. Учтем, что соотношение массы и мощности у машин примерно одинаковое. Так что и кучность результатов объяснима. В абсолютных цифрах, с учетом погрешности спидометров, максималка балансирует возле 165 км/ч, что для дизельных пикапов – весьма достойно. При этом и управляются все три машины на предельной скорости почти безупречно. Наибольшую уверенность вселяет Mazda – у нее плотно сбитая подвеска, менее всего склонная к раскачкам. На неровной дороге эта собранность оборачивается откровенным дискомфортом. Но на хорошем покрытии BТ-50 показывает образцовую траекторную стабильность.Подвеска Mitsubishi более мягкая и комфортабельная, здесь, пожалуй, найден оптимальный баланс. При этом на сухом покрытии нет почти никакой разницы в ощущениях при разных режимах трансмиссии. Разница проявляется на мокрой дороге – там, где в заднеприводном варианте машина уже висела бы на отбойнике, в полноприводном она сохраняет курс, слегка позволяя себе скользить всеми четырьмя.Navara – самый солидный и комфортабельный автомобиль из троицы. А на предельной скорости еще и самый тихий. Динамика его разгона субъективно уступает BТ-50 и находится на уровне L200. А вот до глубоких заносов Nissan лучше не доводить: тяжелая машина требует очень высокой квалификации управления в таких режимах.Утром сворачиваем наш нехитрый лагерь и выдвигаемся в сторону Медвежьегорска. Цель – поселок Тикша, лежащий к западу от Белого моря. Заправляться стараемся на брендовых АЗС, но иногда выбирать не приходится. Замечаем, что цена солярки на сетевых колонках стабильно ниже, чем на случайных контейнерных в среднем на рубль. Пока, тьфу-тьфу, проблем с топливом не было. Расход у BТ-50 и L200 различается не сильно, Mazda за счет меньших потерь в трансмиссии и более спокойного стиля вождения выигрывает 1–1,5 л, укладываясь при равномерном движении в 9 л «на сотню». Navara «ест» больше – около 12 л. Городской режим добавляет к этим показателям 2–3 л, но все равно BT-50 остается самой экономичной.Я не рассчитал аппетит L200. Только что трип-компьютер показывал возможность проехать 70 км на остатке топлива, как уже вместо цифр – прочерк. И ведь только проехали мимо АЗС! Значит, до следующей километров сто, как минимум. Говорю ребятам по рации: ждите, я вернусь на заправку. А сам уже прикидываю – дотяну ли? И тут вижу, как из старенького Ford Transit мужики достают огромную пластиковую бочку и начинают переливать ее содержимое в бак дальнобойной Scania. Подкатываю, интересуюсь, откуда и почем.– Да ворованная, из совхоза. Бери, хорошая соляра, нас тут все знают, мы часто стоим. По 14 рублей!На свой страх и риск заливаю 30 литров. И – о, чудо! Mitsubishi обрела второе дыхание: помчалась резво, ровно, охотно. Такой эффект я наблюдал лишь в Москве, когда после подмосковной АЗС непонятного генезиса заправился на Shell. Так что если будете в тех краях, запомните: синий Transit, водитель Николай. Топливо ворованное, но хорошее. И недорого.С прекрасной трассы М-18 сворачиваем на запад, на провинциальную А-132. Впереди 130 км отвратительного вздувшегося асфальта. Стрелка на спидометре не поднимается выше 40 км/ч, а дорога такая, что две легковушки разъезжаются с трудом. Если на горизонте возникает фура, на обочину приходится выезжать на полкорпуса. Заколдованное место. Дорога ведет прямо к финской границе, поток машин интенсивный, а никто ее не ремонтирует, только щедро знаки-ограничители расставили. И вдруг, как по Стивену Кингу, реальность изменилась: бугры и ямы исчезли, а дорога превратилась в настоящий четырехполосный автобан, с новыми ограничителями, свежей разметкой и идеальным покрытием, который привел нас к Тикше, конечной точке путешествия.Поселок Тикша невелик: три тысячи душ и семь автомобилей. Здесь есть деревянная гостиница, в которую нет-нет, да и постучится отчаянный любитель экстремального туризма. Еще есть два магазина, совмещенных с пунктами приема ягод от населения. Это, кстати, один из основных способов существования местных жителей, которым не хватило рабочих мест на лесопилке. Бруснику принимают по 30 рублей за кило, а чернику – аж по 80. В сезон редкий абориген не сдаст пары центнеров…Случай свел нас с одной местной семьей, глава которой Федор Карху (у фамилии, как и у ее носителя – финские корни) 30 лет отработал на валке леса, а выйдя на пенсию, подрабатывает в расположенном неподалеку постоянном лагере у Матвея Шпаро. Его жена Елена, депутат райсовета, обучает местных детишек музыке. Они, как и большинство, живут от сезона до сезона, сдавая морошку, клюкву, бруснику и чернику и зарабатывая на этом до 40 тыс. рублей в год. Деньги не ахти какие, но для поселка Тикша это существенный заработок.В обществе Федора Карху я провел несколько дней. Пока коллеги выкапывали из земли металлические фрагменты Великой Отечественной, мы на L200 объездили все окрестности, посмотрели на красивейшие водопады, полакомились на брусничных полянах, побывали на месте съемок фильма «Кукушка» Александра Рогожкина.Федор, владелец «Нивы» 1986 года выпуска, смотрел на Mitsubishi как на инопланетный агрегат, ниспосланный неведомыми существами для неведомых целей. И не уставал выдавать комплименты в адрес японского автопрома, заслуженные и не очень. Но в одной из ситуаций Федор попал в точку. Разогнавшись на проселке, мы не учли, что и у японских машин бывает предел устойчивости. Прыгая на кочках, L200 вдруг попал в резонанс и на следующей колдобине, его буквально выкинуло с дороги, подбросив на добрые полметра. Оказавшись в болоте, пикап непостижимым образом не завалился на бок, а остался на колесах. Он даже не заглох. Счет шел на миллисекунды, и их Mitsubishi хватило, чтобы на полном дросселе, зацепившись за что-то бешено вращающимися колесами (ума не приложу, за что он зацепился, там трясина была), рывком вернулся на сушу, а там и на дорогу. На все про все – секунды три-четыре. Переведя дух, Федя уважительно сказал: «А «Нива» бы утонула».…Вот все говорят, что пикапы непрактичны. Мол, в реальной жизни ты просто перевозишь воздух в бессмысленном кузове, который и под багажник не приспособишь… Так вот: приспособишь.В данном тесте приняли участие пикапы трех ипостасей – с открытой платформой, остекленной надстройкой и мягким бортовым тентом. Мне кажется, что последний вариант наиболее осмыслен. Он не ухудшает обзорность (в пикапе она, кстати, лучше, чем у любого другого типа кузова из-за близости заднего стекла), но прикрывает при этом груз от непогоды и любопытных взглядов. Еще лучше – жесткая (или складывающаяся по типу рольставней) крышка вровень с бортами; это вообще оптимальный вариант, фактически превращающий машину в большой внедорожный седан. «Будка» с остеклением позволяет перевозить много груза, защищая его при этом, но существенно ограничивает обзорность, увеличивает парусность и массу автомобиля. «Будка» на Mazda страдала еще и негерметичностью, подсасывая многочисленными щелями пыль в кузов. А вот открытая платформа Mitsubishi, действительно, практически бесполезна, в нее ничего из личных вещей не положишь.В машине я ехал один, вещей минимум, поэтому вполне хватало пространства на задних сиденьях. Но если путешествовать втроем-вчетвером, то придется сооружать закрытый багажник, благо выбор крышек и надстроек на L200 (как и на другие модели) весьма широк. Вот только цены поражают своей нескромностью: приличная крышка на Mitsubishi стоит от 60 до 130 тыс. руб. – примерно столько же, сколько «будка» с остеклением на Mazda! Водонепроницаемый матерчатый тент для Navara на липучках по периметру продается за 20 тыс. руб. и еще 5 тыс. руб. возьмут за его установку в дилерском сервисе.…Обратный путь одолели в один присест. На полторы тысячи километров ушло 22 часа (включая час на ужин и пару остановок на кофе) и 2 тыс. рублей на штраф за выезд на «встречку» (каюсь, не стерпел). Ни один автомобиль не заставил усомниться в его надежности; ни одной, даже ничтожной технической проблемы техника нам не преподнесла. Пикапы доказали свою приспособленность к дальним путешествиям. Учтем, что они никакой специальной подготовке не подвергались, все было абсолютно стандартным. И машины никто особенно не щадил, особенно Mitsubishi.По совокупности параметров L200 показался интереснее двух других участников поездки. Во многом это мнение сложилось из-за великолепной полноприводной трансмиссии. Не будем забывать: Navara – большой и комфортный автомобиль, поэтому он заметно дороже. А Mazda, как ни странно, не хватало автоматической трансмиссии, которая на бездорожье давала преимущество Nissan и Mitsubishi.

Комментировать ... >>
Loading...