IAA 2004: мобильное будущее
Судя по обилию новинок, представленных ведущими компаниями на 60-й международной выставке коммерческого транспорта, прошедшей осенью этого года в Ганновере, европейская экономика демонстрирует признаки оживления.
Renault Trucks
Самое яркое впечатление произвел, как бы заглядывающего в будущее, ярко-желтый концепт-трак Renault Radiance футуристического дизайна. Множество неординарных решений скрыто за его агрессивной внешностью, новаторский стиль которой органично вписывается в общую концепцию экстерьера Renault. Плавные обводы в сочетании с видеокамерами вместо зеркал заднего вида обещают превосходную аэродинамику. Передовая светотехника, низкопрофильные шины Michelin Anti-Splash Energy на передней оси и сверхширокие Michelin X One Energy на задней гарантируют безопасность вождения, управляемость и экономичность. Интерьер кабины подчинен трём основным принципам: «вождение как на легковом автомобиле», «работа как в офисе» и «жизнь как дома».
Скорее всего, концепт в том виде, в каком мы его видели, не пойдёт в серию. Но многие дизайнерские и технические решения, отработанные на нём, найдут применение в других сериях грузовиков Renault, в первую очередь, в семействе Premium. Конечно, Radiance – не единственная машина, привезенная в Ганновер Renault Trucks: были показаны последние версии Mascott, Master, Midlum, Kerax, Premium Lander и Magnum в различных исполнениях. Mascott, увидевший свет всего несколько месяцев назад, сумел пробиться в тройку призеров конкурса «Грузовик 2005 года», завоевав 3-е место.
Scania T580 с кабиной Topline |
Scania A.B.
В конкурсе Truck of the Year 2005 грузовикам Scania R-серии присуждено 1-е место. Последние модели, завершившие формирование серии, а также машины серий T и P в разных исполнениях можно было увидеть на стенде компании. Эти три серии поставляются в 450 базовых комплектациях. В них входят машины полной массой от 16 до 150 т с самым широким в истории компании выбором опций. Начало поставок последних моделей запланировано на период с сентября 2004 по февраль 2005 г. Потребителю предоставлен выбор между многими вариантами кабин, двигателей, трансмиссий и шасси. Так, для R-серии предлагается пять кабин. Возможно, что такое обилие и определило положительное решение жюри.
Кроме новых моделей грузовиков Scania представила 9-литровый 5-цилиндровый рядный дизель Euro-3, завершивший обновление линейки моторов, состоящей теперь из 10 моделей. Они имеют рабочий объём 9, 11, 12 и 16 л и развивают мощность от 230 до 450 л.с. На трехосном шасси R420 установлен 420-сильный 12-литровый дизель Euro-4 – последняя разработка конструкторов Scania A.B. Поставки этого двигателя обещаны уже в сентябре этого года.
MAN Nutzhafrzeuge Group
Компания представила новые двигатели D20 Common Rail, серийное производство которых начинается с октября этого года. Сочетание инновационного фильтра PM-KAT с технологией рециркуляции отработавших газов позволяет двигателям D20 соответствовать требованиям Euro-4. Выхлопные газы на входе в фильтр PM-KAT закручиваются в турбулентный поток, частицы сажи осаждаются на металлизированном полотне и дожигаются с помощью NO2, поступающим вместе с потоком из каталитического конвертера. Фильтр не засоряется, не требует обслуживания, создает минимальную дополнительную нагрузку на двигатель, при этом отделяет до 80% частиц сажи.
Премьера Renault Radiance |
Центральная тема экспозиции MAN – семейство грузовиков MAN TGA с двигателем D20. Модульная конструкция позволяет потребителю выбрать наиболее подходящее шасси, двигатель, трансмиссию и кабину для эксплуатации в самых разных условиях: от европейских автобанов до саванн и тропических джунглей. Система управления тормозами EBS 5 (серийное производство с конца 2004 г.), система стабилизации курсовой устойчивости ESP повышают уровень безопасности. Пневмоподвеска ECAS и система поглощения ударов CDC предлагают комфортабельную плавную езду. На двухосные тягачи предусмотрена установка сверхшироких шин Michelin X One, увеличивающих грузоподъёмность машины на 130 кг и снижающих потребление топлива на 2%. Новинка в выборе трансмиссий: версия коробки передач MAN TipMatic с высшей прямой передачей. На длинных дистанциях она позволяет экономить до 2% топлива.
Компания MAN не новичок в сегменте шасси с низкой кабиной для коммунальных машин. TGA Low Entry, представленный на выставке. открывает новое семейство шасси для этого рынка. Нижняя ступенька кабины, выполненной из нержавеющей стали, расположена в 345 мм от земли. Пассажирская дверь поворачивается внутрь как на автобусе, открывая проём в 750 мм, а правое сиденье откидывается, облегчая вход и выход из кабины грузчиков. На выбор предлагаются рамы с колёсными базами 3 600, 3 900 и 4 200 мм для монтажа различного коммунального оборудования, двигатели D20 мощностью 228 и 257 кВт. Первая модель – трёхосная, полной массой 28 т. В дальнейшем планируется расширить модельный ряд двухосными шасси массой 18 и 26 т.
Автобусы с маркой MAN теперь объединены в один брэнд Lion’s Family, в который вошел и победитель конкурса Bus of the Year 2005 – городской низкопольный MAN Lion’s City. На решение жюри повлияла многовариантность исполнения салона. Обновленная подвеска задней оси и сверхширокие шины позволили увеличить проход между задними колёсными нишами до 800 мм, что ускорило посадку и высадку пассажиров.
Рабочее место водителя MAN TGA |
NEOMAN Bus GmbH весьма зрелищно представила высокопалубный автобус премиум-класса Neoplan Starliner. Трехосный 14-метровый лайнер перевозит до 54 пассажиров с максимально возможным комфортом. Он получил один из самых мощных в линейке двигателей MAN – D2876 (353 кВт), 12-ступенчатую автоматизированную КП TipMatic и все возможные электронные системы безопасности. NEOMAN декларирует для этого автобуса межсервисный интервал 80 тыс км.
DaimlerChrysler
На обширных экспозициях старейшего автостроителя состоялись премьеры грузовиков второго поколения МВ Atego и Axor и междугородного автобуса Setra S 415GT. Компания Mercedes-Benz, пересмотрев концепцию семейства Atego, сфокусировала ее на грузовиках полной массой 6,5–15 т для перевозок главным образом на короткие расстояния. Для Atego разработаны три новые кабины: стандартная, длинная и длинная высокая, получившие экстерьер в едином стиле с кабинами Axor и Actros, а также три обновленных кокпита. Предусмотрены два базовых двигателя серии 900: 4-цилиндровые мощностью 90, 110 и 130 и 160 кВт, 6-цилиндровые на 170, 180 и 205 кВт. С ними работают 6- и 9-ступенчатые механические коробки передач, автоматизированная Telligent рассматривается как опция.
Семейство Axor позиционировано для перевозок на длинные расстояния и на крупнотоннажные перевозки на короткие. Таким образом, грузовики Axor полной массой 18–26 т заняли положение между Actros и обновленным Atego. Теперь в семейство входят не только двухосные версии 4х2, но и повышенной грузоподъёмности 4х2 и 4х4, а также трехосные 6х2 и 6х4. На выбор предлагаются четыре варианта кабин, подвергнутых рестайлингу, 6-цилиндровые рядные двигатели 900-й серии мощностью 170–315 кВт, 6-, 10- и 16-ступенчатые коробки передач.
Setra S 415GT |
Для приведения своих двигателей к нормам Euro-4 и Euro-5 Mercedes-Benz выбрала технологию BluTech, основанную на селективной каталитической редукции SCR. Двигатели Euro-4 начнут устанавливать на грузовики и автобусы с января 2005 г.
Центр отдельной экспозиции автобусов Setra занял S 415GT, ставший четвертой моделью, завершившей формирование модельного ряда междугородных автобусов премиум-класса ComfortClass 400, увидевшего свет весной этого года. Автобусы нового семейства удлинились на 200 мм, что увеличило пространство на передней площадке, посадка и высадка стали комфортнее. Кроме того, это добавило места для установки кассового аппарата. Компания дала своим автобусам имена Erde, Saturn, Uran и другие названия планет и спутников Солнечной системы, украсив их борта аллегорическими рисунками.
VolvoTrucks Corp. & Volvo Bus Corp.
Основная тема экспозиции Volvo – безопасность. Внимание посетителей акцентировано на насыщении грузовиков и автобусов развитыми средствами пассивной и активной безопасности. Для демонстрации последней разработки в области активной безопасности компания демонстрировала симулятор, контролирующий реакции водителя, о котором наш журнал уже рассказывал. Среди последних разработок компании – электронная система стабилизации ESP, работающая совместно с системой управления тормозами EBS последнего поколения, адаптивный круиз-контроль ACC, использующий радар, новая энергопоглощающая система FIP для защиты при лобовом ударе.
DAF 45.480 |
Пересмотрена концепция компоновки рабочего места водителя автобуса, для более удобной и безопасной работы органы управления перегруппированы вокруг рулевого колеса. ESP, FIP и новое рабочее место уже в этом году включены в стандартную комплектацию грузовиков и автобусов, внедрение АСС планируется в начале следующего года. Для доведения двигателей до уровня Euro-4 и Euro-5 Volvo выбрала технологию селективной каталитической редукции SCR, известной также под именем AdBlue.
IVECO
Компания в работе над двигателями придерживается сразу двух технологий: SCR (AdBlue) и ERG – рециркуляции отработавших газов. На выставке она представила грузовики Daily, Eurocargo и Stralis с двигателями Euro-4. Для легких грузовиков семейства Daily совместно с ZF разработана 6-диапазонная автоматическая коробка передач, имеющая автоматический, полуавтоматический и ручной режимы работы. Семейство Eurocargo пополнилось грузовиком 4х4 повышенной проходимости. Расширена комплектация тягачей Stralis кабиной премиум-класса Eхecutive Space и электронной системой стабилизации. Полностью обновлено семейство шасси Trakker, предназначенных для строительной индустрии. Двух-, трех- и четырехосные шасси получили комфортабельную кабину, унаследовавшую дизайн кабин Stralis. Представляет интерес и капотный магистральный тягач PowerStar 6x4, разработанный специально для австралийского рынка. На него установлен 13-литровый дизель Cursor мощностью 397 кВт.
ОАО «КАМАЗ»
Наконец-то представитель отечественного автомобилестроения появился на международном форуме. Экспозиция состояла пока что из трёх машин: самосвала, развозного двухосного грузовичка и знаменитого раллийного автомобиля. Тем не менее, это прорыв на западный рынок, и КАМАЗ, по меньшей мере, заставил о себе говорить европейскую прессу. Экспонаты ОАО «КАМАЗ» на IAA-2004:
MB Vito – лучший фургон 2005 г. |
– самосвал КамАЗ-6520. Полная масса 33,1 т (автопоезда 46,8 т). Кузов 13 м3 с задней разгрузкой. Рядный 6-цилиндровый дизель Cummins ISLe 350.30 (Euro-3), 257 кВт (350 л. с.);
– развозной КамАЗ-43081. Полная масса 11,3 т (прицеп до 8 т). Двигатель Cummins ISBe 170.30 (Euro-3), 125 кВт (167 л.с.). Изотермический фургон объёмом 28 м3, погрузочная высота – 1 120 мм;
– спортивный КамАЗ-4911 Extreme (4х4).
DAF Trucks
Компания подготовилась к введению нормативов Euro-5, которое предполагается в 2009 г. Технология снижения токсичности выбросов DeNOx позволяет новым дизелям Paccar MX мощностью 300–375 кВт (410-киловаттный двигатель ожидается несколько позже) достичь этого. На 6-цилиндровых рядных двигателях объёмом 12,9 л впервые в Европе применен двухступенчатый турбонагнетатель. Серийное производство этих дизелей начнется во второй половине 2005 г. Сначала их получат грузовики серии XF, а затем и CF. Участвующие в экспозиции машины этих серий оснащены новыми средствами безопасности: системой стабилизации VSC, снижающей риск опрокидывания, системой Brake Assist и ксеноновыми передними фарами.
Стенд ОАО «КАМАЗ» |
– Компании, специализирующиеся на легковых автомобилях, не захотели остаться в стороне от привлекательного рынка грузоперевозок, представив обилие фургонов и грузовичков. Более того, в этой категории учрежден конкурс «Фургон года». Победителем 2005 г. в этой категории назван Mercedes-Benz Vito, 2-е место отдано WV Caddy, а почётное 3-е место – Renault Master. Для машин этого класса характерно обилие вариантов комплектации, один только Renault Master предлагается в 100 различных версиях.
Как видим, на этом автосалоне определенно прослеживаются направления, в которых движутся автопроизводители. Они подготовились к введению норм Euro-4 и Euro-5, определившись с технологиями снижения токсичности выбросов и представив уже готовые к серийному производству образцы двигателей. Завершилось формирование модельных рядов с моторами Euro-3 с перспективой установки двигателей Euro-4 и Euro-5. Бурно развиваются электронные системы активной безопасности. Эргономичность, комфортабельность и безопасность кабин вышла на новый качественный уровень.