Опубликовано: ГП 01-2006
Самодельный фургон Андрея Капитанского на базе бортового ЗИЛ-130

Вторая жизнь грузовика
Самодельный фургон на базе бортового ЗИЛ-130

C. Ионес, фото автора

Не у каждого водителя, решившего заняться междугородными перевозками, есть средства на новый автомобиль, даже отечественный. Зато знания и умелые руки помогут сделать вместительную и удобную машину из старого грузовика, купленного за бесценок.

Перед вами фургон ЗИЛ-130 светло-серого цвета, который существенно отличается от стандартного грузовика этой незабываемой модели. Многие владельцы ЗИЛов в 1990-х годах оснащали машины кузовами-фургонами увеличенной вместимости. Чаще всего короб фургона ставили на шасси со стандартной длиной базы, безобразно удлиняя задний свес. О том, как при такой конструкции перегружены задние колеса и что происходит с осевой нагрузкой на дорожное полотно, можно не говорить. У данного автомобиля переделка выполнена грамотно. Кузов объемом 33 м3 установлен на шасси с заметно удлиненной колесной базой.

Самодельный фургон Андрея Капитанского на базе бортового ЗИЛ-130

Вспомним, что у бортового грузовика ЗИЛ-130 было два варианта длины колесной базы. У основной модели она составляла 3800 мм, а удлиненной считалась модификация ЗИЛ-130Г с базой 4500 мм. В середине 1970-х завод непродолжительное в ремя выпускал «особо длинный» грузовик ЗИЛ-130ГУ, длина базы которого достигала 5600 мм. Что перед нами – сохранившийся экземпляр этой редкой модификации? Ящики для инструмента, установленные под платформой, не позволяют увидеть раму автомобиля и определить, какая она: серийная заводская или подвергавшаяся переделке.

Владелец машины Андрей Капитанский ответил сразу: «Нет, шасси у машины не заводское и длина базы не 5,6, а только 5,2 м». Раньше это был бортовой ЗИЛ-130 1973 года выпуска, возивший по деревенским дорогам грузы сельскохозяйственного назначения. Скорее всего, машину ждала обычная судьба колхозного грузовика – сгнить и быть разграбленным на задворках заброшенной усадьбы среди пришедших в негодность тракторов и комбайнов.

Андрею машину продали за $350. Солидный возраст автомобиля не смущал будущего хозяина. В свое время Андрей собирался приобрести в качестве шасси для дальнобойной «фуры» древний ЗИЛ+164. Отказался от этой машины только потому, что у нее были проблемы с документами.

Машину Андрей строил вдвоем с отцом. Работали не в московском гараже и не на автобазе, а на собственном участке во Владимирской области. Там, по их словам, у них хорошо оборудованная мастерская и даже небольшой станочный парк. На постройку грузовика ушло два сезона с весны по осень.

Владельцы капотных грузовиков часто устанавливают спальный отсек поверх кабины, а не позади нее – незачем отнимать полезную площадь у платформы.

У этого ЗИЛа над кабиной не квадратный «ящик», а скругленная надстройка, которая по дизайну согласуется с округлой формой капота, облицовки и крыльев. Корпус «спальника» выполнен из металла. Стандартные передние стойки «сто тридцатой» кабины не выдержали бы его веса. Часть нагрузки приняли на себя наружные усилители. Передние по совместительству являются кронштейнами зеркал, а те, что установлены позади дверей, играют роль поручней, за которые удобно взяться при посадке в кабину.

Спальный отсек
Крышки инструментальных ящиков
Такой звуковой сигнал украшает машину
Поручни и кронштейны зеркала усиливают кабину

Интерьер кабины на первый взгляд мало отличается от оригинала. Даже панель приборов, внутренние поверхности дверей и стоек сохранили «зиловский» ярко-голубой цвет. Но есть и некоторые полезные дополнения.

Кресло водителя взято от какой-то модели грузового «Мерседеса». Над панелью приборов под ветровым стеклом – довольно широкая полка для бумаг и мелких вещей. Еще одна полка находится над ветровым стеклом. Для всех окон предусмотрены занавески. Потолок, задняя стенка кабины и внутренняя поверхность «спальника» обиты ковролином. Вход в спальный отсек через небольшой люк над пассажирским сиденьем.

В холодное время года важно обеспечить эффективное отопление кабины. Под приборную панель Андрей установил два отопителя обычной конструкции с жидкостью, поступающей из системы охлаждения двигателя. В одном из них использован радиатор «печки» от «Жигулей», другой собран из деталей отопителя иномарки.

Полезное дополнение – подкрылки
Серийный двигатель ЗИЛ-508
Автономная печка от «Запорожца»
Полки над и под ветровым стеклом

За спинкой пассажирского сиденья нашлось место еще для одного отопителя, но автономного. Им стала доработанная «печка» от ЗАЗ-968. Зря многие считали этот агрегат ненадежным и пожароопасным. Разобравшись с устройством такой печки, можно заставить ее работать вполне удовлетворительно, причем не только на бензине. Она способна «переварить» дизельное топливо и даже сжатый газ из баллона. Шланг, установленный на «запорожскую» печь, подает горячий воздух в спальный отсек.

Ночью на загородной дороге важную роль играет головное освещение. Помимо штатных фар на этом ЗИЛе установлены еще две пары. В бампер вмонтированы блок-фары, взятые от ВАЗ-2105. Они закрыты стальными защитными решетками. Под крышей «спальника» – еще две прямоугольные фары от «Москвича-412/2140».

Отличное место для часов
На полу видны продольные лонжероны рамы фургона
Сиденье от «Мерседеса» на пневмоподвеске и люк, ведущий в «спальник»
На полу видны
продольные
лонжероны рамы
фургона

Важным дополнением, которое пригодилось бы владельцу любого «сто тридцатого», надо признать подкрылки, установленные в колесные арки. Крупные и мелкие фирмы выпускают пластиковые подкрылки для любых отечественных легковых машин, а вот для грузовиков их не делают. Между тем у кабины ЗИЛа есть полости между подкрылками и кабиной, где скапливается грязь. Поэтому у многих машин боковины под передними стойками гнилые или переваренные. Андрей оснастил свою машину простыми по форме подкрылками, выгнутыми из листового металла по контуру колесных арок.

Раму машины ее создатели удлиняли самостоятельно, используя швеллеры, накладки из стального листа и болтовые соединения. В отдельных местах толщина лонжеронов достигла 1 см.

Кузов машины полностью самодельный, в его основе не было никакого серийного фургона. Ровные аккуратные ряды листов металлической обшивки придают кузову «заводской» вид. В основе кузова-фургона лежит вторая, самостоятельная рама с продольными лонжеронами, уложенными поверх лонжеронов рамы автомобиля. Силовая схема фургона продумана грамотно. По сравнению с некоторыми самодельными кузовами толщина бортов небольшая, значит, меньше масса и больше полезный объем кузова.

Длина кузова составляет 6 метров, ширина – 2,45 м, высота – 2,3 м. Такие размеры выбраны в расчете на размещение груза, установленного на европоддоны. На пол кузова входят три европоддона в ширину и пять в длину.

Самодельный фургон Андрея Капитанского на базе бортового ЗИЛ-130

Ящики под кузовом машины тоже выполнены со вкусом. Их крышки не из плоских листов металла, а с канавками и ребрами жесткости. Из такого же гофрированного листа изготовлены задние двери фургона.

Двигатель, коробка передач, задняя подвеска и оба моста остались серийные. Карданный вал удлинен за счет передней секции, расположенной между коробкой передач и подвесным подшипником. Задняя часть вала стандартная. На коробке остался работоспособный механизм трансмиссионного ручного тормоза. Но создатели машины установили также пневматический стояночный тормоз нового образца. Таким образом, у машины получилось две стояночные тормозные системы.

Конечно, машина способна перевезти значительно больше, чем 6 тонн, на которые ЗИЛ рассчитан по паспорту. Обычные стандартные агрегаты с честью выдержали немало рейсов с порядочной перегрузкой. Создатели признают, что задний мост у машины все-таки слабоват. Возможно, в будущем на нее установят мост венгерской фирмы RABA.

По словам владельца машины, на все переделки он оформил сертификат на ЗИЛе и в НАМИ без проблем.

Комментировать ... >>