<<< Назад

КАЗ как МАЗ

С. Ионес

Фотография этого автомобиля появилась в октябрьском номере нашего журнала за 2005 год, когда мы только начинали писать о самодельных грузовиках. Недавно мне удалось побеседовать с его владельцем.

Сельскохозяйственный самосвал КАЗ-4540, послуживший основой данной самоделки, разработан усилиями нескольких заводов под руководством НАМИ в начале 1980-х, когда правительство СССР приняло Продовольственную программу. Машину выпускали в виде автопоезда: полноприводный самосвал КАЗ с вынесенной в передний свес кабиной и самосвальный прицеп ГКБ-8535. Разработанный для российского бездорожья автомобиль ждала несчастливая судьба. Его выпускали несколько лет, затем последовал развал Советского Союза, и у завода в Кутаиси не осталось шансов выжить. Однако по российской провинции еще ездят сохранившиеся экземпляры КАЗ-4540.Они встречаются в объявлениях о продаже подержанной грузовой техники, а в редакцию "ГП" приходят письма читателей с просьбой рассказать подробнее об этой модели.

Во время зарождения малого бизнеса владельцы переоборудовали некоторые КАЗ-4540 в бортовые грузовики и фургоны. Такая судьба не минула и этот экземпляр. Хозяин машины Дмитрий Гальцов приобрел ее в 1992 году. Почему он выбрал именно КАЗ? Просто эту машину 1988 года выпуска продавали недорого.

Самосвал с прицепом находился в Волгоградской области. Дмитрий перегонял автопоезд в Москву в последние выходные октября, в День работников автомобильного транспорта, в народе окрещенный "днем шофера". На трассе с КАЗом случилось то, что могло произойти с любым автомобилем: острый предмет пропорол шину. Бывший владелец, как это часто бывает, не дал в дорогу ни домкрата, ни запасного колеса.

Панель приборов осталась серийная

Позднее Гальцов узнал, что к КАЗу подходят колеса от ЗИЛ-131. В крайнем случае временно в качестве "докатки" меньшего размера можно использовать колесо ЗИЛ-130. Расположение восьми шпилек у КАЗа такое же, как у ЗИЛа. И в тот день Дмитрию явно везло: в нескольких километрах от места происшествия в чьем-то деревенском дворе лежало одно "родное" колесо КАЗа! И нашелся человек, указавший Гальцову правильный адрес! Несмотря на выходные и профессиональный праздник механики местной автобазы согласились поменять колесо. Правда, Дмитрию это стоило всех имевшихся в наличии денег, но один он на дороге не справился бы даже при наличии домкрата. Диск колеса приварился к ступице, и его пришлось отрывать.Позднее выяснилась еще одна особенность крепления колес на КАЗе. Гайки у машины "зиловские", а шпильки оригинальные, более длинные. В магазинах запчастей они отсутствуют, так как модель редкая. Когда при замене колеса шпильку сорвало, запасную пришлось заимствовать у прицепа.

Спрос на перевозки навалочных грузов в Москве 1990-х был невелик, доход владельцу мог принести только бортовой автомобиль с тентом. Первый крытый кузов с распашными дверьми сзади удалось оборудовать на основе "родной" самосвальной платформы. Гальцов признается, что строил тот кузов не самостоятельно. Тент и двери изготовили знакомые гаражные умельцы.

Следующим объектом тюнинга стала кабина, которую оборудовали спальным местом. Ее построили знакомые Дмитрия по его заказу. Объемную панель задней стенки кабины отрезали и вварили небольшую вставку. Дополнительный металл вырезали из кабины разукомплектованного КАЗа. Реконструкции подверглась только верхняя часть кабины.

Спальная полка

Продольные лонжероны, опирающиеся на раму, замки, препятствующие опрокидыванию кабины, а также все основание кабины, состоящее из панелей пола и моторного кожуха, остались серийными, без переделок. Доступ к замкам опрокидывания кабины у машины Гальцова в боковинах "спальника" осуществляется через две крышки, взятые от заправочных люков ВАЗ-2108. Правда, сейчас хозяин машины крышки снял.

Помимо спальной полки в кабине есть еще одно отличие – удобные анатомические кресла от легкового Opel Rekord 1980-х годов. В остальном интерьер остался без изменений. Руль и приборы от старых выпусков КамАЗа, простая, как у всех советских грузовиков 1980-х, отделка панели, окрашенный металл. Разумеется, осталась характерная особенность КАЗ-4540 – необычная педаль сцепления, выполненная в виде длинного поворотного рычага, соединенного с главным цилиндром, установленным на передней панели кабины, за педалью газа. По словам Дмитрия, нажимать на педаль с такой необычной кинематикой удобно, и я готов с ним согласиться.

Несколько лет КАЗ с переделанным серийным кузовом честно служил хозяину. Но году в 1998-м руководству фирмы, с которой тогда сотрудничал Гальцов, потребовался грузовик с увеличенной до 6 м грузовой платформой. Денег на другую машину не хватало, и чтобы не потерять работу, Дмитрий решил установить на кутаисское шасси платформу МАЗа. Кузов списанного МАЗ-5336 удалось приобрести недорого на какой-то автобазе, а установить его на КАЗ согласился один московский авторемонтный завод, который когда-то строил автоцистерны и продовольственные фургоны.

"Шестерка" ЯМЗ-642

Изготовить гибрид КАЗа и МАЗа "на коленке" почти невозможно. Дело в том, что расстояние между лонжеронами рамы у кутаисского грузовика не такое, как у минского. Продольные швеллеры – лонжероны платформы МАЗа – нельзя просто "положить" на раму КАЗ-4540. А на ремонтном заводе, строившем специализированные кузова, переделать основание платформы и передвинуть основные несущие продольные швеллеры не составило большого труда.

Видимо, именно тот факт, что переделка выполнена не в гараже, а в условиях завода, позволил Гальцову официально оформить переделку автомобиля в сертификационном центре НАМИ. Позднее инспекторы ГАИ на постах много раз проверяли наличие именно этой справки.

Итак, новый кузов стал длиннее серийного (6,1 м против 4,4 м). У КАЗ-4540 довольно большое расстояние между кабиной и платформой, где поместилось запасное колесо, но кузов сдвинут к кабине, насколько это возможно. Задний свес все равно получился очень большим.

В плане пассивной безопасности все в порядке: въехать на легковом автомобиле под длинный задний свес этого грузовика невозможно, поскольку есть противоподкатный брус и два ящика для инструмента и запчастей. В заднем свесе горизонтально лежит запасное колесо. В глубине, за "запаской", на последней поперечине кутаисской рамы остался фаркоп. Правда, жесткую сцепку к нему уже не подведешь, а буксирный трос перекинуть через запасное колесо можно.

"Родное" колесо с резиной НР-54. Его можно заменить "зиловским"

Агрегаты КАЗа после всех переделок остались серийные, и на примере машины Д. Гальцова можно изучать все конструктивные особенности модели. Например, коробка передач, собранная в один агрегат с раздаточной коробкой и межосевым дифференциалом, установлена посередине колесной базы и связана с двигателем отдельным карданным валом. В результате удобно менять сцепление: надо снимать не коробку, а только карданный вал и "колокол" картера сцепления. Демонтаж единого агрегата трансмиссии тоже не проблема. Непривычно расположены тормозные энергоаккумуляторы. Они находятся не на картере заднего моста, как у ЗИЛа и КамАЗа, а прямо у колесных ступиц, с тыльной стороны тормозных щитов.

Конструкция КАЗ-4540 рассчитана на эксплуатацию в составе с груженым прицепом в тяжелых условиях, поэтому Дмитрий без серьезных поломок и аварий совершил на машине с большим тяжелым кузовом немало дальних междугородных рейсов.

Конечно, у машины проявились эксплуатационные недостатки. Например, 125-литрового топливного бака от самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 достаточно лишь в колхозном поле, но для междугородных трасс он маловат. Но Гальцов не стал его менять на более вместительный: оригинальная V-образная "шестерка" ЯМЗ-642 оказалась достаточно экономичной.

Короткая база 3,6 м и вездеходные шины 370/80 R508 не позволяют ездить с высокой скоростью. Можно, конечно, набраться терпения, долго плестись по трассе в безопасном, посильном для машины режиме. Некоторые заказчики требовали быстрой доставки груза, устанавливали точное время прохождения, уложиться в которое на таком автомобиле никак не получалось. Зато полный привод позволял удержать машину даже на скользкой дороге.

Коробка передач в сборе с "раздаткой"

Я прекрасно понимаю, в какую ситуацию может попасть хозяин частного грузовика. Средств на современный автомобиль не хватает. Связываться с кредитами частнику-одиночке в России рискованно. Значит, придется работать на той машине, которая "подъемна" по силам и средствам. И изготовить самоделку иногда доступнее, чем купить серийный грузовик. Особенно если среди знакомых много умелых ремонтников. За готовую машину надо платить все и сразу. Самоделку можно строить в несколько этапов в течение многих лет. В данном случае основанный на компромиссах автомобиль в худшие годы обеспечил хозяина заработком.

Сейчас у Дмитрия есть постоянное место работы, заниматься перевозками больше нет необходимости. Продавать машину за бесценок ему не хочется. Найдется ли покупатель, согласный отдать за такой грузовик "приличные деньги"? Если нет, транспортное средство, сочетающее проходимость вездехода и вместительность "фуры", послужит в дачном хозяйстве.

Комментировать ... >>
осман
(16.06.15)
Мужики, кому нужен движок с КАЗа?
дима
(03.07.14)
Ребята, не подскажите где можно двигатель купить ЯМЗ 642?
николай
(01.02.14)
скажите кто нибудь,только кто ездил на каз 4540.сколько она может насамом деле везти груза,кто только слышал чото-там можете неписать.вы такой бред пишите...
николай
(31.01.14)
здраствуйте,уменя вопрос к (зауро0964....)вы действительно возили на казе по 12 т. и в общем весе с прицепом 24 т.
Егор
(08.08.13)
М-да ! Нечасто увидишь КАЗ в хорошем состоянии. Т.к. завод в 1998 году умер , низкое качество сборки все машины отправлены на металл
sanchoz 9057269474
(24.12.12)
самая лучшая машина в моем парке владею 12лет более 500000км вожу стройматериалы очень надежная и экономичная но для дураков слишком сложна поэтому и негатив
Космос
(23.12.12)
Такая машина и в советские времена была редкостью. По нынешним временам такая машина да ещё и в идеальном состоянии раритет в квадрате. На ходу их остались единицы, а с родными агрегатами и подавно.
Ural
(18.12.12)
У товарища есть КАЗ-4540 с живым двигателем, г. Тверь, тел. 8-910-930-17-27. Если интересно - звоните.
МАРТ
(02.12.12)
хай на нём ездят тот хто его выпустил (МЕСТЬ ГРУЗИНОВ ЗА СТАЛИНА) ато така машина . така машына в ТУРЦИЮ на метталолом
максим евгеньевич
(14.11.12)
ПОДСКАЖИТЕ ГДЕ КУПИТЬ ДВИГАТЕЛЬ ИЛИ КОЛЕНВАЛ?
максим евгеньевич
(14.11.12)
МАШИНКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАПЯ.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЗБОРКИ.ИМЕЛ МАШИНУ СБОРКИ 88 Г.В. ГОРЯ НЕ ЗНАЛ , А ВОТ СЕЙЧАС 91 Г. БЕДА ПОЛНАЯ . ДА И ЗАМЕТИЛ ПОЛОВИНА ДЕТАЛЕЙ НЕ СТАВИЛОСЬ С ЗАВОДА .
лгл
(10.03.12)
скоро каз 4540 будут делать в РОССИИ
Александр МАРК
(01.03.12)
я раздатку на прямую сделал
Александр МАРК
(01.03.12)
машина хорошая
Павел Украина
(26.01.12)
У меня КАЗ 45 40 с1992 года.После покупки перебрал всю,за время эксплуатации,а работала в тяжелых условиях,поломки минимальные.На машине все оригинальное,без переделок.Лучше машины для села нет.
рустам . 89373592884
(09.01.12)
машина каз 4540 помогите решить проблему сломалась вилка включения блокировки в раздатке . От чего она может подойти . Может кто знает .всем спасибо .
Вован
(02.03.11)
Алексей. Вестерн авто, Лапша полная, все вы идиоты. по мне, нормальный грузовик. вообщем, все кто против, полные лохи.
АЛЕКСЕЙ.
(26.01.11)
МАШИНА ЗАДУМАНА НЕПЛОХО......НО ВСЯ СЫРАЯ ВСЕ АГРЕГАТЫ ОЧЕНЬ СЛАБЫЕ ЗАЧЕМ БЫЛО ЛОМАТЬ ГОЛОВУ.Поставили всё с КАМАЗА иездили нармально.А так трата денег на ветер.
ZAUR0964@YANDEX.RU
(16.11.10)
ОТЛИЧНАЯ ТЕХНИКА САМЫЕ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА БЫЛ КОРМИЛЬЦЕМ.ПРАВДА ТОРМОЗА НЕ ОЧЕНЬ ТО.НО КАК ГОВОРИТЬСЯ В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА.СПАЛЬНИК ПОСТАВИЛ БАК 350 Л КАРКАС ОТ КАМАЗ 8Т.ВЕЗЕТ 12 Т.ПРИЦЕП ТОЖЕ 12.ПОКА ОТДЫХАЕТ.
Леха 89516072421
(26.08.10)
Авто ништяк моленько доделал и все правда тормаза гавно
Вестерн Авто
(13.02.10)
Подписуюсь. Шестерка на нем полный атас! Вообще очень прожорливая машина. Сколько не ездил по колхозам и совхозам, все КАЗы у фермеров и крестьян с 1990 до 1994 года стояли на приколе и не знали куда эту нелюдь продать. Семья из семи нянек родила дитя без глаза.
Процесс внедрения этойдурацкой дубины двойного назначения разработанной в НАМИ курировали в первую очередь КГБ, оборонщики, средмашевцы, затем шел автомаш и только потом аграрии (кукурузники, чайники) и легпромовцы (хлопчатники).
Лапша полная
(19.11.08)
Понравилось как сделал кабину (спалку) и всё. Остольное бред сивой кабылы. У меня у самого каз 4540 но он полностью переделан. Мотор. Что я могоу сказать про шестаку гавно это значит несказать нечего можно долго перечислять недостатки мотора. Я заменил на восьмаку. Коробку выкинул и поставил ураловскую. мосты помменял на мазовские. Вот это получился трудяга. Ломатся нечему. А то что показанно на фото фигня
Loading...