<<< Назад

Транспорт и парк в 2006 году

А. Рикошинский

В 2006 году, по данным Росстата, рост промышленного производства составил 103,9% к уровню 2005 года. Темпы роста производства транспортных средств и оборудования в 2006 году были несколько меньше, чем в целом по промышленности, и составили 103,3% по отношению к 2005 году.

ЗМА

В целом отрасль «Производство транспортных средств и оборудования» закончило 2006 год со следующими показателями. Производство легковых автомобилей в 2006 году увеличилось на 9,9 %. Рост производства автомобилей обусловлен как увеличением производства на сборочных предприятиях (на 75,1%), так и ростом производства на отечественных заводах (на ОАО «ИжАвто» – на 13,8%, в том числе за счет переориентации на сборку автомобилей Kia Spectra; на ОАО «АВТОВАЗ» – на 6,1%). Указанная динамика обусловлена ростом реальных доходов населения, развитием системы кредитования, увеличением производства новых моделей («Лада Калина», «УАЗ Патриот»). На динамике развития отрасли негативно сказалось снижение производства автомобилей на СП «GM-АВТОВАЗ» на 7,5% (связано с сокращением спроса на автомобили Chevrolet Niva и неудачей проекта по производству Chevrolet Viva).

Следует заметить, что в 2006 году высокими темпами, существенно превышающими общие показатели, происходил рост производства грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями (соответственно 132% против 119,5% и 114% против 101,1%).

Грузовой автотранспорт

МАЗ

В 2006 году производство грузовых автомобилей увеличилось на 19,5%, что обусловлено ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных хозяйств и строительных организаций, а также развитием сборочного производства грузовых автомобилей. Рост автомобильных перевозок обусловил увеличение спроса как на отечественные, так и на импортные грузовые автомобили. Наиболее высокими темпами производство росло на ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 14,2% (увеличение производства наблюдается по мало- и среднетоннажным автомобилям) и ОАО «КАМАЗ» – на 33,9% (в том числе производство шасси – на 16,5%).

Следует заметить, что несмотря на внешнюю торговлю основная часть производимого в стране автотранспорта реализуется на внутреннем рынке. Общий эксплуатационный парк подвижного состава России включает более 5 млн. единиц грузового автомобильного транспорта и более 800 тыс. автобусов. В последние годы происходит существенное динамичное перераспределение парка автомобилей между хозяйствующими субъектами. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние 6 лет более чем на 45% и составило 2,5 млн. автомобилей, или половину от всего парка народного хозяйства. При этом эксплуатационный парк грузовых автомобилей предприятий страны за тот же период уменьшился почти на 10%, а предприятий отрасли «Автомобильный транспорт» – более чем на 60%. Основными недостатками парка грузовых автомобилей предприятий отрасли «Автомобильный транспорт» остается его высокий средний возраст и несовершенная структура.

МоАЗ

Только 15% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, около 70% грузовых автомобилей полностью самортизированы и имеют срок службы более 10 лет. По оценке, обновление грузового парка страны в 2006 году составило около 6%. Обновление грузовых автомобилей в автотранспортных предприятиях отрасли в 2006 году было порядка 2,5% вместо 10% по нормативу. В то же время, как и в предыдущие годы, списано более 15% парка. Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана с несоответствием его сложившемуся к настоящему времени потребительскому спросу на рынке транспортных услуг. Фактическая доля бортовых автомобилей составляет 27,5%, превышая рациональную долю примерно в 3 раза, а грузовых автотранспортных средств со специализированными кузовами (рефрижераторы, цистерны) в эксплуатации явно недостаточно для более качественного обслуживания потребителей транспортных услуг.

В парке преобладают среднетоннажные автомобили и недостаточно большегрузных автомобилей и автопоездов. Доля в грузовом парке крупных и средних предприятий отрасли автомобилей грузоподъемностью до 3 т и большегрузных автомобилей (свыше 15 т) составляет соответственно 8 и 13%, что явно не соответствует потребности.

БелАЗ

В условиях оживления деятельности реального сектора экономики транспортная отрасль Российской Федерации в 2006 году увеличила грузооборот на 2,2% по сравнению с 2005 г. до 4779,3 млрд. тонно-километров (ткм). Согласно информации Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), грузооборот железнодорожного транспорта составил 1950,9 млрд. ткм (рост на 5%), автомобильного – 198,8 млрд. ткм (рост на 2,7%), морского – 57,2 млрд. ткм (снижение на 5,1%), внутреннего водного – 71 млрд ткм (снижение на 17,5%), воздушного (транспортная авиация) – 2,9 млрд. ткм (рост на 2,9%). Грузооборот трубопроводного транспорта в 2006 г. вырос на 1% по сравнению с 2005 г. – до 2498,5 млрд. ткм.

За 2006 год грузовым автопарком всех отраслей народного хозяйства перевезено 6,8 млрд. тонн грузов. При этом следует отметить, что более 73% от общих грузоперевозок по народному хозяйству выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд (не за плату). Рентабельность этого вида деятельности составила 3% против 0,4% в прошлом году. Наиболее успешно грузовой автотранспорт в этом году работал в Новосибирской области – 20,9% рентабельности, Ростовской – 12,7%, Волгоградской – 8,8%, Сахалинской – 14,6%. Грузовые перевозки являются прибыльными в 41 регионе (против 38 в предыдущем году) из 82.

Пассажирский транспорт

НефАЗ

Производство автобусов за 2006 год увеличилось лишь на 1,1% по отношению к аналогичному уровню 2005 года, что связано с увеличением спроса со стороны региональных транспортных предприятий, а также закупкой автобусов в рамках реализации национальных проектов. При этом рост производства обусловлен ростом производства на ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» (на 6,5%) и в компании «Русские автобусы» (на 12,9%), а фактором, негативно сказавшимся на динамике производства, является сокращение производства устаревших моделей микроавтобусов на ОАО «УАЗ» (на 23,3 %).

Перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляют 1977 крупных и средних автотранспортных предприятия (673 грузопассажирских и 1304 пассажирских предприятия). Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метро) функционирует в 116 городах Российской Федерации (в том числе трамвайный – в 66, троллейбусный – в 90; метро в 7 городах).

В настоящее время в предприятиях транспорта общего пользования эксплуатируется около 79 тыс. автобусов, в том числе используемых на маршрутах в городском и пригородном сообщениях порядка 62 тыс. ед., 10,3 тыс. трамвайных вагонов, 11,4 тыс. троллейбусов и 6,1 тыс. вагонов метро.

Перевозки пассажиров автобусами в Российской Федерации на коммерческой основе на основании выданной лицензии осуществляют более 17 тыс. предприятий всех отраслей экономики, являющихся владельцами автобусов, в том числе порядка 3,7 тыс. предприятий, основным видом деятельности которых являются перевозки пассажиров на коммерческой основе, и более 68 тыс. индивидуальных предпринимателей (физических лиц).

«Волжанин»

За последнее десятилетие парк автобусов в крупных и средних предприятиях подотрасли уменьшился более чем на 40 тыс. единиц. Около 60% эксплуатируемых в настоящее время маршрутных автобусов самортизировано, а более 45% из них подлежит безотлагательной выбраковке по критериям обеспечения безопасности дорожного движения. Трамваев, имеющих срок службы свыше 15 лет, – около 67%, троллейбусов, имеющих срок службы свыше 10 лет, – 66%.

Для обслуживания населения на маршруты общего пользования в 2006 году на регулярной основе привлекалось 83 172 автобуса, в том числе принадлежащих физическим лицам – 69 521, юридическим лицам других отраслей экономики – 2240, юридическим лицам – малым автопредприятиям подотрасли «Автомобильный транспорт» – 11 411. Ежегодная минимальная потребность в обновлении автобусного парка предприятий автотранспорта общего пользования составляет 14 тыс. единиц. В последние годы пополнение парка производится на уровне 4000–5000 новых маршрутных автобусов, что не обеспечивает даже простого воспроизводства существующего парка. С обновлением трамвайного и троллейбусного парка складывается аналогичная ситуация. Процент обновления трамваев (1,2%) и троллейбусов (3%) значительно ниже процента выбытия – порядка 5% и 7%.

АМАЗ

В заключение отмечу, что в ближайшие 2–3 года можно прогнозировать рост объема российского рынка новой грузовой техники на 20–30% в год. При этом если в настоящее время основная часть автомобилей (в пределах 70%) реализуется в Московской и Ленинградской областях, а остальные 30% продаж относительно равномерно распределились между регионами, то в перспективе вектор развития рынка грузовой техники будет постепенно смещаться в регионы. Этот процесс связан с ростом в регионах жилищного, торгового и складского строительства, а также с ростом количества и финансового состояния частных перевозчиков.

В отрасли «Производство транспортных средств и оборудования» наибольшее увеличение производства было зафиксировано в конкурирующей отрасли – железнодорожной. Увеличение производства пришлось на маневровые тепловозы (+52%), магистральные электровозы (на 45,8%) и пассажирские вагоны (на 26,1%), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков на подвижной состав (ПС) вследствие роста объемов инвестиций на закупки техники, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка. Вместе с тем отмечается сокращение производства грузовых магистральных вагонов (на 4,8%), что связано с насыщением указанного сегмента рынка, стабилизацией объемов производства и растущими объемами капитального ремонта ПС.

Комментировать ... >>
Loading...