Опубликовано: ГП 10-2007

Вырос у автобуса новый «хвост»…
Переделка автобуса Škoda 706RTO в грузовой фургон

Сергей Ионес, фото автора

Старые автобусы списывают раньше, чем грузовики. Машина еще на ходу, но возить людей уже опасно. Автобусу можно продлить жизнь, превратив пассажирский салон в просторный грузовой отсек фургона. Такие самодельные грузовые модификации «Икарусов» и ЛиАЗов встречались на наших дорогах в советское время.

«Родная» фирменная эмблема

На фестиваль «Экзотика-2007» из Волгограда приехал экзотический фургон, переделанный из автобуса. Скругленная по моде годов 1950–1960-х передняя панель кабины знакома тем, кто изучал автомобилестроение социалистических стран Восточной Европы. Когда-то в Чехословакии был очень популярен автобус Škoda 706RTO, послуживший основой этой самоделки.

У машин Škoda 706 богатая история. Их выпускали еще до войны. Сначала это были капотные грузовики, в начале 1950-х появились автобусы вагонной компоновки на их базе. Наш журнал рассказывал о них в майском номере. В 1957 году появилось второе поколение Škoda 706. Оно состояло из грузовиков с кабиной над двигателем и новой модификации автобуса. Седельные тягачи этой серии поставлялись в СССР массово, а автобусы – в небольших количествах.

Таким автобус был в оригинале

Кабины грузовика и автобуса Škoda 706, выпущенных в конце 1950-х и в 1960-х, не были унифицированы по основным кузовным панелям. Если кабина грузовика отличалась прямоугольными обводами, то для кузова автобуса характерна обтекаемая сигарообразная форма с округлой передней частью. Правда, в Чехословакии выпускали грузовой фургон с яйцевидной кабиной от автобуса. Но в отличие от машины из Волгограда он никогда не был трехосным!

Хозяин этой «Шкоды» Сергей Опарий собирался взять за основу «дальнобойного» фургона кузов идущего на списание «Икаруса» двухсотой серии. В автобусном парке ему неожиданно предложили не «Икарус», а редкий чешский автобус 1961 года выпуска.

Оригинальный рядный 6-цилиндровый дизель
Фаркоп
Люк, перенесенный с крыши на заднюю дверь
Фаркоп

Интересно, что эта «Шкода» не была пассажирской. Изначально в ее кузове находилась флюорографическая лаборатория. Позднее медицинское диагностическое оборудование демонтировали, и автобус стал техничкой на автотранспортном предприятии. Когда пришло время списывать машину и отправлять в утиль, в администрацию парка «удачно зашел» Опарий.

Особенность автобуса Škoda 706RTO – относительно небольшой передний свес и очень длинный задний. От оси задних колес до заднего бампера больше трех метров. Может, для автобуса это не страшно – масса пассажиров не так уж и велика. А в заднем свесе фургона может оказаться довольно тяжелый груз. В отличие от автобуса перед водителем грузовой машины встает проблема перегрузки задней оси. Да и осевая нагрузка ограничена Правилами движения. Поэтому прежде чем переделывать автобус в фургон, Сергей решил добавить сзади третий подкатный мост.

Даже при беглом осмотре машины видно, что на передней и на ведущей средней осях остались родные бездисковые колеса, заметно отличающиеся от колес советских автомобилей. А на третьем подкатном мосту за декоративными колпаками просматриваются колесные диски и восемь шпилек, похожие на диски и шпильки ЗИЛ-131.

Основой третьего моста, по словам Сергея, послужила ось самосвала КАЗ-4540. Но его колея оказалась слишком широкой. На поворотах хвост машины срывался в занос. Уменьшив ширину моста, проблему удалось решить. Управляемость стала нормальной.

Чтобы не усложнять конструкцию, подвеску третьего моста Сергей сделал отдельной от подвески ведущей оси. Подкатная ось крепится к раме через две короткие рессоры МАЗа. У ведущего моста остались родные рессоры.

Рабочее место водителя
Рабочее место водителя

Мне немного жаль, что пропала задняя часть кузова, которая у Škoda 706RTO была красивой обтекаемой формы, но сужающийся хвост ограничивал объем грузового отсека. У машины Опария форма бортов и ширина кузова в заднем свесе такая же, как в пределах базы, а сзади кузов резко заканчивается вертикальной задней стенкой. В ней, как положено у фургона, двустворчатая дверь. Сергей говорит, что створки и даже петли он изготовил самостоятельно. В этом случае он поступил грамотно, оснастив оси петель пресс-масленками.

Снаружи родной каркас кузова Опарий обшил стальными листами. Нельзя не заметить грубоватые стыки листов, открытые шляпки крепежных заклепок и саморезов. Изнутри обивкой служат листы фанеры.

Переднее колесо
Ведущее колесо
Колесо подкатной оси
Колесо
подкатной оси

А кое-где опытный глаз находит остатки родных кузовных деталей «Шкоды». Заднюю часть чешской крыши Сергей использовал в качестве ступеньки крыши на стыке кабины и грузового отсека (на ней нанесена размашистая надпись «брат»). Вентиляционный люк, стоявший на крыше автобуса, врезан в левую створку задней двери. От автобуса остался входивший в базовую комплектацию фаркоп с откидным крюком. В Чехословакии существовали пассажирские автобусные прицепы, часто междугородные автобусы «Шкода» буксировали прицеп с багажом пассажиров или почтой, а специализированным модификациям вроде флюорографической лаборатории полагался специальный прицеп, например дизельная электростанция.

Самодельный третий мост

Как и у базового автобуса, у машины Опария в кабину ведет только одна дверь со стороны водителя. Забираться туда не очень просто. Крутые высокие ступени и характерная форма проема двери требуют определенной ловкости. Для посадки пассажиров сиденье водителя сдвигается к рулю. Помещение кабины, представляющее собой часть салона автобуса, получилось такое просторное, что позавидуют владельцы иных современных европейских тягачей. Между спинками водительского и пассажирского сидений и спальными полками в длину столько места, что можно свободно стоять. Нижняя полка составлена из трех подушек. Если среднюю откинуть, то правая и левая подушки станут табуретками с тканевой обивкой. Верхняя полка откидывается, как в купе поезда.

Конструктивные особенности «Шкоды»: вентилируемый поддон картера и ГУР, вмонтированный в рулевую тягу

Рулевое колесо взято от «Икаруса». Сергей говорит , что родной руль большого диаметра из тонкой белой пластмассы цел, лежит в домашних запасах запчастей. На полукруглой приборной панели уцелело только два родных прибора фирмы PAL – указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Правая сторона панели с клавишами выключателей, взятыми от советских машин, самодельная.

Сергей Опарий

Если снять кожух капота, сидящие в кабине оценят внушительный размер рядной «шестерки» рабочим объемом более 11 литров. Опарию пришлось ремонтировать двигатель. Оказывается, у некоторых дальнобойщиков в гаражах еще лежат новые запчасти от моторов «Шкод» 1960–1970-х годов. Встретив машину Сергея на трассе, некоторые водители предлагали приобрести что-нибудь из оставшихся у них с прежних времен запасов. Из неоригинальных деталей Сергей поставил только более мощный стартер от грузовика Tatra.

Необычный автомобиль с честью выдерживает дальние рейсы. Хозяину приходилось возить грузы за Урал и в Мурманск. Ресурс агрегатов, изготовленных в Чехословакии лет за семь до Пражской весны, оказался огромным.

На дорогах провинциальных городов еще встречаются грузовики семейства Škoda 706RTTN. Чаще всего это машины позднего выпуска 1970-х и их болгарские клоны «Мадара» (Madara). По словам Опария, в Волгограде еще есть частник, владеющий двумя машинами начала 1960х – бортовым грузовиком и самосвалом, у которых в отличие от более поздних машин были четыре фары и характерный молдинг-эмблема на облицовке.

Неотреставрированный автобус Škoda 706RTO есть в музее наземного городского транспорта «Мосгортранса». Он тоже был переделан в фургон, но прежние хозяева не нарушили форму кузова, и это позволит в будущем восстановить его первоначальный облик.

Комментировать ... >>