Опубликовано: ГП 11-2005

Применимость масел

В. Резников

В некоторых справочных изданиях и журнальных статьях приводят диаграммы или таблицы с указанием диапазонов температуры окружающего воздуха, в которых работоспособны моторные масла того или иного вязкостного класса. Эта информация заведомо недостоверна, так как для масел одного и того же вязкостного класса разные автопроизводители устанавливают различные температурные пределы применимости. Чем это обусловлено?

Различия по нижнему пределу температурного диапазона связаны с тем, что двигатели разных конструкций различаются по способности к холодному пуску, а по верхнему пределу – неодинаковой максимальной температурой масла в картере, зависящей от объема масла в смазочной системе, эффективности агрегатов охлаждения масла, наличия или отсутствия принудительного охлаждения поршней маслом. Кроме того, требования к вязкости масел при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1 у разных автопроизводителей различаются.

Спецификации моторных масел, выпущенные автомобильными фирмами, обычно содержат ограниченное число вязкостных классов. Некоторые автопроизводители не вводят строгих ограничений, но указывают несколько предпочтительных вязкостных классов.

В таблицах приведены температурные интервалы применимости масел различных вязкостных классов, установленные отечественными и зарубежными изготовителями двигателей грузовых автомобилей.

В процессе работы вязкостные характеристики масла изменяются. Загрязнение масла частицами сажи, его окисление приводят к значительному росту вязкости, ухудшению низкотемпературных свойств. По этой причине до наступления зимних холодов целесообразно заменить масло, даже если всесезонное масло было залито в картер в середине лета и формально его смена по пробегу еще не требуется.


Комментировать ... >>