<<< Назад

Мосты передние, мосты задние

Л. Ильина, фото компании ZF

Небольшой городок Пассау на юге Баварии весьма знаменит. Во-первых, он стоит в месте слияния сразу трех рек – Инна, Ильца и Дуная. Во-вторых, в соборе Св. Стефана установлен самый большой в мире орган – 17 тыс. труб общей длиной почти 124 км. В-третьих, здесь выпускают 92% мирового объема автобусных мостов.

Каждый день многотонные фуры увозят с завода ZF Passau сотни передних, задних и поддерживающих мостов, которые установят на новые автобусы, собранные на заводах во всех уголках мира – от Южной Америки до Китая и Японии.

В огромном складском блоке стоят ящики с названиями едва ли не всех стран. Оказались там и ящики с маркировкой «Russia». Наши автобусники оценили технические возможности и качество изготовления мостов ZF.

Производственная программа завода необычайно широка – практически под любую модель автобуса можно подобрать мост с оптимальным передаточным числом, размер шин, тип тормозов и подвески.

Попробуем познакомиться с программой выпуска мостов для автобусов, которые предлагает компания ZF. RL85A – классическая передняя ось-балка, предназначенная для городских автобусов. Она отлично приспособлена для установки на машины с низким уровнем пола. Благодаря особенностям ее конструкции можно значительно расширить проход в салоне при сохранении высоты пола 350 мм. Продольные и V-образные рычаги обеспечивают отличное подрессоривание моста и управляемость. Как и все автобусные мосты ZF, система RL85A снабжена вентилируемыми дисковыми тормозами. Это обеспечивает хорошие тормозные характеристики.

Передние мосты с независимой подвеской RL75EC рассчитаны на 7,5 т массы, приходящейся на них. Подвеска пневматическая. «Семьдесят пятые» мосты отличаются большими углами поворота – 56° влево и 46° (у традиционного моста они несколько меньше, а радиус поворота автобусов с такими мостами на 1 м больше). Мосты с независимой подвеской отлично подходят для автобусов с высоким центром тяжести: применительно к городским машинам это обстоятельство особенно важно для автобусов, работающих на метане, баллоны с которым обычно размещены на крыше. На этих мостах проектируются и выпускаются полутора- и двухэтажные междугородные и туристические автобусы класса «люкс», поскольку лишь независимая подвеска таких крупных и тяжелых машин может обеспечить оптимальную устойчивость и управляемость.

Центральный элемент моста RL75EC – стойка. Она держит колесо, воспринимая действие вертикальных сил и «подключая» пневморессору и амортизатор. Мост RL75EC содержит два поперечных рычага с необслуживаемыми резинометаллическими подшипниками, нижний и верхний рычаги треугольной формы имеют по две точки крепления к раме. Рычаги действуют как связующее звено между колесно-ступичной группой и шасси, распределяя усилия на шарниры и изолируя кузов от механических нагрузок. В паре с рычагами работает пневмоподушка, сглаживающая пиковые нагрузки на систему подвески.

Системы подвески передних мостов RL75E и RL85E (нагрузка на мосты соответственно 7,5 или 8,5 т) обеспечивают максимально удобство и комфорт не только пассажирам, но и водителям суперлайнеров и предназначены в том числе для монтажа на автобусы 13- и 15-метровой длины. Одна из главных особенностей моста RL75E – большой угол поворота (до 60°) колес. Отменная маневренность благодаря применению этих мостов, особенно важна при движении по извилистым горным дорогам и в условиях городов.

Все опорные точки мостов оснащены необслуживаемыми резинометаллическими шарнирами, значительно снижающими ударные нагрузки от колес. Компоновка пневматических рессор и амортизаторов в сочетании с оптимизированным размещением рычагов подвески дают надежную опору при крене и хорошее демпфирование. Наклонные баллоны пневморессор обеспечивают оптимальные характеристики стабилизации подрессоренных масс при угловых колебаниях.

Комплексные предложения компании ZF для городских автобусов включают и задние мосты серии 132. В них входят ведущие мосты AV132/80, AV132/87, AV132/90 (последние две цифры обозначают угол установки карданного вала) и поддерживающие мосты типа AVN. Специальная конструкция моста пониженного типа позволяет уменьшить уровень пола над задним мостом до 405 мм. Пассажирам удобнее входить, ступенек нет даже в зоне третьей двери, расположенной за задним мостом. Дотошные эксперты подсчитали, что отсутствие ступеней значительно сокращает время входа-выхода, а в целом и время прохождения маршрута.

Мост имеет одну интересную конструктивную особенность – в нем применены гипоидные шестерни, шлифованные по оригинальной технологии, разработанной компанией ZF. Это решение позволило значительно снизить уровень акустических шумов работающего моста. Каждый тип моста семейства AV132 имеет несколько версий (от 6 до 8) передаточного числа.

Теперь мосты AV132, рассчитанные на нагрузку до 13 т, оснащают облегченными ступичными узлами, что позволило снизить их массу на 10 кг. Новые мосты можно применять как в обычной двускатной версии, так и с односкатными широкими шинами.

Мост AV132 поставляется в виде полностью законченного комплектного узла, включая дисковые или барабанные тормоза, блоки ABS/ASR и датчики износа тормозов.

Самое значительное достижение системы заднего моста А132, предназначенного для междугородных и туристических автобусов, – значительное снижение массы до значений менее 1000 кг. Как известно, снижение неподрессоренных масс уменьшает нагрузки на систему подвески и повышает уровень комфортабельности поездки. (Кстати, снижение неподрессоренных масс – одна из причин применения облегченных колес из алюминиевых сплавов.) В конструкции применены удлиненные карданные валы, что позволило уменьшить углы шарнирных сочленений, а это в свою очередь значительно снизило шум. Применение новых подшипников в приводе моста и ступицах позволило значительно снизить расходы на техническое обслуживание мостов.

В программу компании входят и так называемые пассивные поддерживающие мосты. Пассивная ось пониженного типа AVN132 предназначена для сочлененных автобусов, дополняет модельный ряд мостов ZF для городских автобусов и рассчитана на нагрузку до 11 т.

В отличие от городских автобусов в междугородных в качестве дополнительного моста используется управляемый мост RL85А пассивного или активного типа. Пассивный мост оборудуется блокировочными цилиндрами и амортизаторами рулевого управления. Активный мост имеет электронные или гидравлические системы управления, оборудованные усилителями. Для таких мостов идеально подходит разработанная конструкторами компании ZF система RAS/RAS-EC. На базе переднего моста RL75 выпускают задний дополнительный мост RL75А. Его колесно-ступичные пары полностью идентичны агрегатам моста RL75, что значительно упрощает и удешевляет обслуживание и ремонт подвижного состава.

Россия и наши ближайшие соседи по СНГ давно стали едва ли не самыми приоритетными партнерами компании ZF. Вот только некоторые адреса: ЛАЗ, НефАЗ, «Волжанин», «Скания-Питер», где значительное расширение парка городских автобусов, «поставленных» на немецкие мосты, рассматривают как вполне реальную и обоюдовыгодную перспективу.


Комментировать ... >>
Loading...