Экологические инициативы
На Международной выставке коммерческих транспортных средств в Ганновере DaimlerChrysler представит полное семейство грузовиков для дальних перевозок, в дизелях которых реализована новая технология BlueTec. Эти транспортные средства уже выполняют требования Euro-4, вступающего в силу в октябре 2006 г., и Euro-5, который станет обязательным в октябре 2009 г.
Коммерческий старт автомобилей BlueTec Actros намечен на январь будущего года. Как предполагается, это будут популярные в Германии и Европе грузовики и седельные тягачи мощностью от 235 (320) до 300 кВт (408 л.с.). В дальнейшем к ним присоединятся другие модели, с тем, чтобы перекрыть весь спектр мощности от 235 до 440 кВт (от 320 до 598 л.с.) и крутящего момента от 1 650 до 2 800 Нм.
Mercedes-Benz планирует постепенно расширить до октября 2006 г. применение BlueTec на строительных и специальных грузовиках. Обширный диапазон грузовых автомобилей и седельных тягачей, соответствующих нормам Euro-4 и Euro-5, позволит полностью удовлетворить нужды заказчиков.
Модели BlueTec 5 Actros принесут владельцам многочисленные экономические преимущества. Так, 40-тонные автопоезда с четырьмя осями, отвечающие требованиям Euro-5 раньше их официального вступления в силу, будут облагаться на 20% меньшей пошлиной при движении по немецким дорогам.
Система SCR на двигателе |
Автомобили, соответствующие Euro-3, сейчас платят 12 центов пошлины за пройденный километр, а с октября 2006 г. по октябрь 2009 г. будут платить 15 центов, в то время как «зеленые» грузовики, отвечающие нормам Euro-5, будут облагаться пошлиной соответственно в 10 и 12 центов в те же периоды. Сколько евро может быть дополнительно истрачено в течение этих четырех с лишним лет каждый перевозчик пускай считает сам. Транспортные средства, отвечающие Euro-4, будут пользоваться льготами на немецких автобанах только до вступления в силу этого экологического стандарта.
Это не единственный аргумент в пользу грузовиков, досрочно выполняющих европейские стандарты в области эмиссии вредных веществ в отработавших газах. Новая дизельная технология BlueTec сулит выгоду уменьшенным расходом топлива и хорошей перспективой перепродажи автомобиля на вторичном рынке. В Германии также обсуждаются субсидии на покупку «зеленых» транспортных средств. Законодательство ЕС позволяет компенсировать 30–40% затрат на экологические технологии.
Блок дозирования SCR |
Новая технология DaimlerChrysler BlueTec базируется на высокоэффективном дизельном двигателе и системе SCR (Selective Catalytic Reduction). Старые 12-литровые двигатели V6 и 16-литровые V8 подверглись значительным изменениям. Для их блока цилиндров применен новый материал, новые прокладки и подшипники, модифицирована система впрыска. Изменения были направлены, прежде всего, на увеличение эффективности сгорания, уменьшение потребления топлива и, соответственно, уменьшения токсичности выхлопных газов.
Двигатели BlueTec имеют более высокое максимальное давление в цилиндрах. Из-за увеличения степени сжатия с 17,75 до 18,5 оно увеличилось с 170 до 180 бар. В эти моторы устанавливаются недавно разработанные форсунки с семью отверстиями. Новый 6-цилиндровый двигатель OM 501 LA, установленный на Actros 1848, будет развивать мощность 350 кВт (476 л.с.) и максимальный крутящий момент 2 300 Нм. Аналогично сконструирован 8-цилиндровый OM 502 LA, установленный на моделях 1851, 1855 и 1860 и развивающий мощность 375 кВт (510 л.с.), 405 (551), 440 кВт (598 л.с.) и максимальный крутящий момент 2 400, 2 600, 2 800 Нм. Через год будет представлен седельный тягач Axor BlueTec.
Блок питания SCR |
Впервые после многих лет исследований и испытаний инженеры DaimlerChrysler использовали технологию SCR для уменьшения эмиссии окиси азота при подготовке BlueTec для коммерческого применения. Эта технология, уже известная на промышленных двигателях, теперь перенесена в динамичную среду автомобиля. Работа сосредоточилась на проектировании компактного катализатора, объединенного с глушителем и легко адаптирующегося к динамическому состоянию системы.
Основной принцип SCR – преобразование в катализаторе окиси азота в неядовитый азот и водяной пар с использованием аммиака. Так как аммиак достаточно опасное вещество, то для автомобильного транспорта был создан неядовитый и не имеющий запаха реагент на основе водного раствора мочевины, получивший название AdBlue. Этот раствор из отдельного бака дозированно подается системой управления двигателя в поток горячих выхлопных газов, где гидролизуется в аммиак. При работе двигателя требуется примерно 4% AdBlue для BlueTec 4 и приблизительно 6% для BlueTec 5.
До создания широкой сети распространения AdBlue клиенты могут заказывать грузовики, оснащенные 145-литровым баком для этого вещества вместо стандартного 90-литрового для трейлеров и 110-литрового для обычных грузовиков. Такого запаса AdBlue хватит более чем на 10 тыс. км (7 500 км при 90-литровом баке).
Система SCR DaimlerChrysler содержит следующие компоненты: бак с датчиком уровня, впускной патрубок, блок питания, питающий патрубок, блок дозирования – все это для AdBlue и с подогревом; контроллер сжатого воздуха; дозирующий патрубок; систему впрыскивания; блок управления (интегрированный с контроллером двигателя Telligent); раму модуля SCR; каталитический нейтрализатор.
Блок питания, смонтированный на раме рядом с баком, подает AdBlue из бака в блок дозирования, установленный на двигателе. Он и осуществляет распыл реагента воздухом, получаемым от контроллера сжатого воздуха, в горячих выхлопных газах. Тщательный распыл реагента особенно важен для гидролиза AdBlue и, соответственно, эффективной работы катализатора.