<<< Назад

Автомобиль в «паутине»

А. Внуков

В прошлых выпусках «ГП» много внимания было уделено навигационной фискальной системе типа «черный ящик», предназначенной для послерейсового контроля за целевым использованием транспорта. Были рассмотрены основные преимущества таких систем, к которым относятся низкая стоимость, простота установки и эксплуатации, высокая экономическая эффективность. Основной недостаток – отсутствие возможности контроля транспорта в реальном времени.

В силу производственной необходимости отдельным предприятиям требуется отслеживать собственный транспорт в реальном времени. Для решения этой задачи существуют так называемые корпоративные он-лайновые системы, о которых тоже говорилось в предыдущих публикациях. Системы подобного типа устанавливаются на предприятии и эксплуатируются силами того же предприятия. Это кажется выгодным, так как отсутствует абонентская плата за предоставление услуг мониторинга. Предприятие оплачивает только услуги оператора связи за предоставленный трафик (SMS или GPRS).

Надо отметить, что это только кажущаяся выгода. Ведь во внимание не всегда принимаются так называемые «скрытые» затраты – оплата за установку и настройку системы, выплаты за сопровождение программного обеспечения (обновление, расширение, перенастройка ПО под изменившиеся нужды предприятия, установка новых версий, устранение сбоев) и подобных работ, проведение которых предприятие не сможет обеспечить собственными силами ввиду их сложности и специфичности. Кроме того, эксплуатация системы на предприятии подразумевает соответствующее увеличение трудозатрат, имеющих вполне конкретное денежное выражение.

Реальной альтернативой корпоративным он-лайновым системам являются так называемые web-системы, использующие преимущества мировой информационной «паутины» – Интернета. Их основная особенность – отсутствие сложного программного обеспечения на территории предприятия и всех трудностей, связанных с его эксплуатацией. Все программное обеспечение, включая карты и базы данных, сосредоточено на сервере поставщика услуг.

Примером такого сайта может служить www.i-track.ru. Предприятию остается только установить соответствующее оборудование на собственный транспорт и обеспечить нормальный доступ в Интернет. Теперь можно, зайдя на сайт системы под выделенным паролем, получить всю необходимую информацию о местоположении транспортных средств, истории их движения, состоянии датчиков и другой информации, предоставляемой оператором услуги. Кроме того, для каждого транспортного средства можно назначить список событий, исполнение которых будет подтверждаться соответствующим сообщением на заданный компьютер или сотовый телефон. Такими событиями могут быть: вход в контролируемую зону или выход из нее, отклонение от заданного маршрута и/или нарушение расписания движения, факт начала движения и т. п. Несомненным удобством такой системы является возможность наблюдения за парком машин из любой точки мира, где есть выход в Интернет и полное отсутствие «головной боли» по поводу эксплуатации систем. К основным недостаткам обычно относят необходимость внесения абонентской платы поставщику услуг. Однако, как мы отмечали, это не явный недостаток, поскольку в альтернативных системах могут быть заложены скрытые расходы, сравнимые или даже превосходящие абонентские платежи. Поэтому перед тем, как остановиться на том или ином варианте, необходимо детально взвесить все «за» и «против».

Теперь более детально остановимся на элементах web-системы. Традиционно рассматриваются две составляющие – оборудование, устанавливаемое на автомобиль, и программное обеспечение. В свою очередь, все многообразие оборудования можно условно объединить в две группы – стационарное и носимое. Стационарное, как правило, крепится к элементам автомобиля и становится его неотъемлемой частью, GSM и GPS антенны выносятся на крышу автомобиля.

Отдельные виды стационарного оборудования позволяют подключать гарнитуру для организации связи с водителем и внешние датчики для контроля состояния агрегатов автомобиля (открытие/ закрытие двери, включение/ выключение двигателя, уровень топлива, температура в рефрижераторе и т. п.). Список основных функциональных возможностей оборудования выглядит следующим образом:

• измерение текущего положения и параметров движения автомобиля;

• измерение состояния подключенных датчиков;

• передача навигационной и телеметрической информации на сервер оператора услуги по каналам GSM;

• запись навигационной и телеметрической информации на встроенную память (реализовано не у всех типов оборудования);

• двусторонняя связь с водителем;

• передача сигнала бедствия (кнопка «SOS»).

Переносное оборудование выполнено в виде трубки мобильного телефона и не имеет внешних рабочих подключений (кроме адаптера питания). Такое устройство обычно выдается водителю и не является неотъемлемой частью автомобиля. По своим функциональным возможностям мобильные устройства не уступают стационарным, за исключением подключения внешних датчиков.

В отношении программного обеспечения хочется отметить следующее. Существует достаточно много организаций, предоставляющих услуги слежения за транспортом через Интернет, но, как правило, эти услуги касаются охраны транспорта. Количество же программных решений, направленных на решение сугубо транспортных задач, весьма ограничено. Можно сформулировать ряд общих требований к функциональной наполненности web-сервера, реализующего услугу. Итак, сервер должен обеспечивать:

• глобальный и круглосуточный доступ к мониторингу транспортных средств предприятия в соответствии с заданными правами;

• отображение на электронной карте (ЭК) текущего положения и параметров движения контролируемых ТС;

• хранение данных по ТС и водительскому персоналу;

• хранение и отображение «истории» движения ТС предприятия на ЭК;

• прокладка маршрутов движения ТС;

• генерация событий и реакций на эти события. В качестве событий могут рассматриваться: вход в контролируемую зону, выход из контролируемой зоны, отклонение от маршрута и расписания движения, экстренный вызов и т. п. Реакция на события – выдача соответствующих сообщений на заданные Интернет-адреса и/или на заранее запрограммированные телефоны;

• подготовка и выдача тематических отчетов по использованию ТС предприятия;

• другие возможности, делающие привлекательными Интернет-услуги.

Интернет-продукты российской разработки, позволяющие решать технологические и производственные задачи, связанные с использованием автотранспорта, еще немногочисленны. Связано это скорее всего с недостаточной «продвинутостью» отечественных владельцев транспорта, их технической и моральной неготовностью к использованию современных Интернет-технологий и предубеждением в отношении абонентской платы за услуги. Однако, как показывает зарубежный опыт использования подобных систем, выгода превышает затраты, а возможность обеспечения контроля транспорта из любой точки мира делает его владельца несравненно более свободным.

Комментировать ... >>
Loading...