Опубликовано: ГП 07-2009

70 миллионов автомобилей. Мировой автопром в 2008 году

Александр Еремцов, по данным ФАС,
Мировое производство автомобилей, включая машинокомплекты
Мировое производство автомобилей в 1995-2008 гг., млн. ед.
Производство автомобилей в 15 крупнейших странах, ед.

Итоги 2008 годаПо данным Международной организации производителей автомобилей OICA, объем производства автомобилей в мире в 2008 г. составил 70,2 млн. машин – на 3 млн. меньше, чем в 2007 г. Снижение производства составило 4,2%. А наиболее сильный спад наблюдался в категории легких коммерческих автомобилей, здесь падение производства составило 14,5%.Последний спад мирового производства автомобилей отмечен в 2001 году. В последующие же годы наблюдался ежегодный прирост производства в пределах 2–4 млн. автомобилей. Очередной, так сказать запланированный, спад в производстве некоторые аналитики предрекали на 2005 год и во многом оказались правы. Заметный спад не состоялся, а легкое проседание было – в этот год прирост составил только 2,1 млн. автомобилей.Первые признаки очередного спада мирового автомобильного производства появились еще в конце 2007 г., когда в IV квартале стали падать продажи, в связи с чем сократился объем выпуска транспортных средств. Тогда этому обстоятельству особого значения не придали и зря, потому что в первых трех кварталах 2008 г. тенденция к сокращению мирового производства усилилась, а в IV квартале мировой финансовый кризис просто парализовал всю автостроительную сферу.Анализируя динамику по регионам мира, можно обратить внимание, что сокращение производства автомобилей в 2008 г. исходило главным образом из стран с развитым автомобилестроением. В Японии производство не поднималось выше уровня 2006–2007 гг., в Северной Америке (территория NAFTA) падение составило 16,1%, в странах Европейского Союза автомобилей было выпущено на 6,6% меньше, в Южной Корее спад составил 6,8%. А в регионах с развивающейся автомобильной промышленностью, напротив, заметен прирост производства. Он наблюдался в Южной Америке, европейских странах за пределами ЕС, в том числе и в России, в странах южно-азиатского и тихоокеанского регионов.На фоне спада в традиционных производящих странах, рост производства в странах БРИК обусловил заметное улучшение рейтинга каждой из этих стран. Китай обошел США и стал вторым мировым автопроизводителем после Японии. Бразилия обошла Францию и заняла 6-е место в рейтинговой таблице. Индия опередила Канаду, заняв 9-е место, а Россия оставила позади Великобританию и переместилась на 12-ю позицию.Развитие ситуации в I квартале 2009 г.Резко обострившаяся к концу 2008 г. финансовая ситуация в мире привела к беспрецедентному падению продаж. В связи с этим образовались складские запасы нереализованных автомобилей, возникла нехватка оборотных средств на оплату поставок материалов и компонентов. Такие факторы вынудили многих производителей, в том числе и в странах с успешными показателями 2008 г., сокращать производство или вовсе его останавливать.Воспользовавшись ситуацией, национальные производители многих стран обратились к своим правительствам за финансовой поддержкой, и не безуспешно. Темп в этом бесконечном марафоне задали две американские корпорации General Motors и Chrysler. В большинстве случаев речь шла о предоставлении льготных кредитов или кредитных гарантий автопроизводителям. Однако практика наглядно показала, что наибольшее воздействие на оживление рынка оказывает не кредитная поддержка производителей, а прямая финансовая помощь со стороны государства потребителю, сочетаемая с целями защиты окружающей среды посредством обновления автомобильного парка.В январе 2009 г. Европа зафиксировала падение автомобильного рынка на 27%. В феврале дела могли пойти еще хуже, если бы не программа утилизации, введенная в Италии, Франции, Германии и Словакии. Система поощрения покупателей предусматривает выплату бонуса в размере от 2500 до 6500 евро за сдачу в утиль старой (более 9 лет) машины и покупке новой с определенными экологическими нормами. В странах, где были введены системы поощрения, продажи автомобилей выросли до уровня 2008 г., а по некоторым позициям и значительно превзошли.Критическая ситуация с производством автомобильного транспорта наблюдается сейчас в североамериканской зоне NAFTA. Здесь производство автомобилей в I квартале 2009 г. составило 1 780,7 тыс. ед. (–50,2%), в том числе в США 1 165,5 тыс. ед. (–53,6%). Продажи легких коммерческих автомобилей в США за это период составили 2 197,2 тыс. ед., сократившись по сравнению с I кварталом 2008 года на 38,3%.В Китае после январского падения производства автомобилей на 20,5% и их продаж на 14,3% началась реализация комплекса государственных мер по стимулированию автомобильной промышленности, благодаря чему мартовские продажи автомобилей всех типов выросли в целом на 4%, до 1,11 млн. ед. Ассоциация автопроизводителей Китая прогнозирует рост производства и продаж автомобилей в 2009 г. на уровне 5%.Прогноз мирового производства на 2009-йАгентство Reuters аналитической компании RL Polk Germany опубликовало прогноз производства автомобилей на ближайшие годы. По его прогнозам, выпуск легковых и легких коммерческих автомобилей сократится в 2009 г. до самого низкого показателя с 1998 г. – до 52,8 млн. (–19%), или на 2 млн. ед. Пожалуй, самые низкие показатели в автомобилестроении придутся на американские компании. Например, ожидается, что объем производства General Motors сократится на 31%. А вот Volkswagen пострадает меньше, сокращение производства концерна достигнет уровня 15%. Такие показатели будут достигнуты отчасти благодаря слабой зависимости VW от рынка США. Таким образом, Volkswagen, который уже опередил Ford в 2008 г., обойдет GM и станет по объемам вторым в мире производителем, после компании Toyota. Эксперты Polk считают, что мировое производство автомобилей снова начнет расти в 2010 г., с особенно высокими темпами роста в два последующих года, что позволит достичь к 2012 г. рекордного уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей – более 70 млн. ед. Напомним, что в 2008 г. суммарное производство этих транспортных средств составило 66,3 млн. ед.Утилизация, которая спасла мирВ то время как в большинстве стран Европы продажи автомобилей снизились на 30–40%, в Германии продажи легковых автомобилей в феврале не просто замедлили темпы падения, но и выросли на 21,5% по сравнению с февралем 2008 г. Вслед за Германией подобные схемы были приняты в Италии, Франции, Испании, Словакии. Правительство Великобритании тоже решило последовать такому примеру и в конце апреля объявило о запуске программы стимулирования автомобильных продаж.Наверное, не странно, что наиболее действенной мерой государственной поддержки оказалась схема, при которой потребитель получает денежные поощрения за покупку нового автомобиля, если он сдает в утиль старую машины. В этом есть большое рациональное зерно. И поскольку любой такой позитивный опыт наших коллег на западе заслуживает внимания с точки зрения выхода из кризисной ситуации применительно к нашим условиям, давайте рассмотрим действия этой схемы на примере итальянского варианта.Итальянская схема интересна тем, что здесь по существу консолидированы два вида поощрения: первый – за обновление парка, второй – за особый вклад в улучшение экологии.Первый стимул предполагает выплату специальной премии за сдачу в утиль автомобиля при покупке нового, как и в Германии. Но есть определенные требования. Покупаемая машина должна соответствовать экологическим нормам Euro 4 или Euro 5. Это общее условие для всех вариантов. Машина может работать на любом топливе, но непременно должна по выбросам СО2 не превышать 140 г на 1 км2. И это требование нельзя назвать слишком жестким с учетом того, что с 2012 г. в Европе вводится норма 130 г.Если при покупке человек сдал в утиль свою рухлядь, соответствующую нормам Euro 0 или Euro 1, то к нему не предъявляют никаких требований по возрасту машины. Если же машина соответствует Euro 2, она должна быть не моложе 9 лет. При осуществлении такой операции вы получаете премию в размере 1500 евро.Интересно и то, что итальянская система поощрения относится не только к легковым автомобилям, но и к легким коммерческим грузовикам. Единственное отличие – при покупке «коммерсанта» вам не делают никаких оговорок по выбросам СО2. При сдаче старой машины предъявляются те же требования, но за коммерческий транспорт платят на 1000 евро больше. То есть, сдав старый автомобиль общей массой менее 3,5 т, при покупке нового коммерческого автомобиля вы получаете 2500 евро.Второе воздаяние не предусматривает сдачи автомобиля. Здесь вам платят за то, что вы покупаете автомобиль особой экологической чистоты. И в этом случае остаются требования Euro 4 и Euro 5, но в зависимости от выброса СО2 меняется размер премии. Если вы приобретаете автомобиль, который выбрасывает СО2 менее 120 г на 1 км2, вы получаете за это бонус 3500 евро. Меньше котируются автомобили, работающие на сжиженном нефтегазе, там бонус поменьше, предпочтение отдается природному газу.Если же ваша операция предусматривает покупку легкого коммерческого автомобиля на компримированном природном газе, то у вас даже не будут спрашивать, какой там выброс. Только за эту покупку вы получаете 4000 евро.Есть еще одна интересная оговорка – поощрения могут суммироваться. Если вы сдаете в утиль свой автомобиль и приобретаете машину с повышенными экологическими требованиями, то за сдачу получаете 1500 евро и за покупку 3500 евро. В сумме 5000 евро. Если такую же операцию вы производите с легким коммерческим автомобилем, то получаете в сумме 6500 евро (2500 за сдачу + 4000 за покупку).В Италии поощрительная схема была введена в середине февраля. В марте продажи автомобилей на сжиженном нефтегазе выросли на 324% – до 19,7 тыс. машин. Доля автомобилей на рынке увеличилась с 2,2 до 9,2%. Продажи моделей на компримированном природном газе увеличились на 103%, до 13 тыс. машин, доля на рынке выросла с 2,9 до 6%. Если брать общий объем продаж, он вырос незначительно, меньше чем на четверть процента – до 214 машин, но и это в Италии рассматривается как достижение национального значения. Потому что после 14 месяцев непрерывного падения рынка зафиксирован первый рост. Более того, заказы, собранные в марте, уже обеспечивают рост продаж в апреле на 36%. Причем до 30% заказов приходится на автомобили, работающие на газомоторном топливе.Во Франции благодаря введению такого бонуса за март продажи выросли на 8%, до 204 тыс. автомобилей. В Словакии, которая ввела бонусы самой последней, в марте нововведение вызвало подъем продаж на 18,2%, в то время как в Центральной и Восточной Европе продажи упали на 25,4%, до 79 тысяч машин.В Германии в марте регистрации новых автомобилей выросли на 40%, до 401 тыс. машин. Уже к концу первой недели апреля заявку на бонус подало более 1200 тыс. потребителей. В связи с чем правительство Меркель согласилось увеличить бюджет 2009 г. с 1,5 млрд. евро до 5 млрд. Поскольку план не оговаривает покупку только у себя в стране, немцы в массовом порядке скупают новые автомобили в Польше, где более низкие цены. Каждый десятый автомобиль приобретается за пределами Германии. В то время как покупки автомобилей польским потребителем сократились на 6%, общий объем продаж в первом квартале увеличился в Польше на 1,2%, до 8,8 тыс., только благодаря покупателям из Германии и Словакии.Принятые бонусные схемы экономически обоснованны, экологически полезны, не носят протекционистского характера в какой-то национальной марке, не оговариваются страна производства нового автомобиля и страна его приобретения.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен