Старинные тракторы на выставке «Золотая осень 2007»
Осенью 2006-го, обсуждая проходившую выставку «Золотая осень», мы с моим другом, коллекционером ретро-автомобилей, сошлись во мнении, что устроители напрасно не выставили среди новых сельскохозяйственных машин ни одного старинного трактора. Он стал бы не просто шоу-стоппером, а настоящим украшением экспозиции. Может быть, мысль все-таки материальна, а может, мода на старину добралась и до тракторов, но на «Золотой осени», прошедшей на ВВЦ в 2007-м, появилась экспозиция из четырех тракторов давно минувших десятилетий.
Патриархи российских полей – три колесных и один гусеничный – предстали одинаково окрашенные мрачной темно-серой эмалью, как в униформе обитателей дома престарелых. По редким цветным снимкам, сделанным в 1930–1950-е годы, можно судить, что на советских машинно-тракторных станциях не было такой удручающей серости, на поля выходили зеленые, синие, коричневые, да и мало ли какие еще тракторы. Хозяева выставленных ветеранов умудрились окрасить из одной банки не только кузовные детали, но и двигатели, рычаги управления, узлы шасси и стальные ободья колес. Сразу понятно, что тракторы в нерабочем состоянии. Остается радоваться, что для старой машины предпочтительнее стать железной мумией в сером саване, чем сгореть в адовом пламени вторчермета.
Возле тракторов не было никакой информации о том, кто владеет этой коллекцией. По нашей информации, серые ветераны – экспонаты закрытого музея НАТИ, которые институт привез на ВВЦ с подачи одного из ведущих тракторо-строительных холдингов страны.
СТЗ 15/30
До войны это был массовый советский пахотный трактор, с 1930 по 1937 годы выпущенный тиражом 397 тыс. единиц. Создан по образу и подобию трактора McСormic International 15/30 и даже заимствовал его цифровой индекс. Под его производство в конце 1920-х построили Сталинградский тракторный завод. А выпуск помимо Сталинграда освоили на год позже и на ХТЗ. Как у McCormic 10/20 и «Универсала», его двигатель работал на керосине. Мощность составляла 32,5 л.с., тяговое усилие на крюке 15 л.с.
McCormic Deering W12
Единственная иномарка в ретро-экспозиции. Отличался большим тяговым усилием на крюке, высокой ремонтопригодностью. Удачное расположение шкива позволяло легко подключить ременную передачу электрогенератора, молотилки, насоса, мельницы, механической пилы. По результатам испытаний зарубежных тракторов, проведенных летом 1926 года, его предшественник – модель 10/20 – был признан лучшим и принят в качестве прототипа для копирования советской промышленностью. Но позднее было решено выпускать клон более мощного McCormic International 15/30. Выставленный экземпляр более совершенный, но по габаритам заметно меньше СТЗ и «Универсала» и продержался в производстве до 1938 года! Фирма McCormic по-прежнему выпускает сельскохозяйственную технику, и на «Золотой осени» присутствовал ее стенд с современными машинами.
Универсал У2
Четырехколесная модификация известного пропашного трактора с обычной колеей переднего моста. У4 был трехколесным с пневматическими шинами, У1 и У3 – со сближенными передними колесами. Разные варианты предназначались для возделывания различных полевых культур. Техническая документация разработана на Кировском заводе, где этот трактор выпускали с 1934 по 1940 годы. На выставке был представлен «Универсал» послевоенного выпуска: в 1944–1954 гг. он сходил с конвейера Владимирского тракторного завода. У «Универсалов» необычное рулевое управление: рулевая колонка проложена по капоту и баранка стояла вертикально. Оснащен 4-цилиндровым карбюраторным двигателем (3,6 л, 22 л.с.), работавшим на керосине. Усилие на крюке 10 л.с. Выпущено 209 тыс. машин.
СТЗ-НАТИ
Гусеничный трактор средней мощности, который в середине 1930-х разрабатывали в НАТИ. В 1937 году под его выпуск перепрофилировали сначала Сталинградский, затем Харьковский тракторные заводы, что поставило крест на производстве СТЗ 15/30. Его производство возобновили после войны. В Сталинграде и Харькове его выпускали до 1949 года. Третьим производителем СТЗ-НАТИ в 1944–1952 гг. стал Алтайский тракторный завод. Оснащался керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. и развивал усилие на крюке 34 л.с. Построено 210 744 таких машин. У трактора, выставленного на ВВЦ, вместо родного двигателя оказался дизель от последующей модели ДТ-54.