Бесподвесочная амфибия
Полвека назад, весной 1956 г., на столичном ЗИСе изготовили необычный экспериментальный автомобиль. Этой машиной, явившейся плодом труда специалистов СКБ, возглавляемого В.А. Грачевым, оказался ЗИЛ-Э134 №2. «Изюминкой» макетного образца стал несущий герметичный корпус, в котором жестко устанавливали четыре ведущих моста.
Роль упругих элементов выполняли тонкостенные высокоэластичные шины сверхнизкого давления размером 14.00-18 (наружный диаметр более 1200 мм), которые уверенно справлялись со своими функциями на различных грунтах и режимах движения. Впервые в нашей стране удалось создать бесподвесочный автомобиль-амфибию, который не только доказал работоспособность подобной схемы, но и стал предшественником целого ряда удачных моделей внедорожников, появившихся позже. В передней части вездехода смонтирован форсированный до 120 л.с. двигатель ЗИС-Э121А, который передавал усилие к ведущим колесам с помощью реверсивного гидротрансформатора, 5-ступенчатой коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки, передней и задней коробок отбора мощности и неразрезных ведущих мостов. Между собой эти агрегаты (кроме двигателя и гидротрансформатора) связывались карданными валами. Для повышения проходимости машину снабдили самоблокирующимися дифференциалами и системой регулирования давления воздуха в шинах c компрессором, который соединяется с помощью гибких шлангов, металлических трубопроводов и вращающихся уплотнений, расположенных с наружной стороны колес. Для облегчения поворота четырех передних управляемых колес имелся гидроусилитель. Водоизмещающий корпус, усиленный продольными и поперечными элементами, снабдили грузовой платформой и водометным движителем, обеспечившим амфибии на плаву скорость до 6 км/ч. На шоссе машина полной массой 7,8 т разгонялась до 60 км/ч.
Львовский первенец
Минуло 50 лет с того момента, когда на Львовском автобусном заводе построили опытную машину ЛАЗ-695 – первенца коллектива конструкторов под руководством В.В. Осепчугова. Если продольно расположенный в задней части машины рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-158Л (5555 см3) мощностью 109 л.с., двухдисковое сцепление и 5-ступенчатую КП заимствовали от городского автобуса ЗИЛ-158, то кузов новичка был совершенно иным. На его форму и конструктивное исполнение серьезно повлияли решения, воплощенные в аналоге, который выпускала немецкая фирма Magirus. Все нагрузки воспринимались силовым основанием (пространственная ферма из труб прямоугольного сечения), с ним жестко связан каркас кузова, наружную облицовку боковин которого выполняли из дюралюминиевого листа.
Своей оригинальностью выделялась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес автобуса, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Дополнительные корректирующие пружины обеспечивали подвеске в целом нелинейную характеристику, т. е. с увеличением нагрузки жесткость возрастала, поэтому пассажиры не ощущали дискомфорта. Это обстоятельство обеспечило высокую репутацию машинам ЛАЗ. От других отечественных автобусов ЛАЗ-695 отличался тонкими оконными стойками кузова, изящными рамками окон со сдвигающимися форточками, встроенными в скаты крыши гнутыми тонированными стеклами.
Большие радиусы скруглений формообразующих поверхностей и углов кузова создавали эффект обтекаемости. Львовский новичок мог перевозить 55 пассажиров, 32 из них располагались на сиденьях. Автобус, разгонявшийся до 65 км/ч, подходил для использования в пригородном сообщении, для туристских и междугородных поездок.