Еще один капотный «североамериканец»
Появление нового автобуса, мы подчеркиваем, нового, является в автомобильном мире довольно серьезным и значительным событием. Речь не идет о модернизации старой модели или о новой модификации уже существующей. Описываемый автобус, действительно, является принципиально новой моделью, а самое главное, чисто американской – на 100%, хотя в его создании принимали непосредственное участие и европейские специалисты. Но окунемся сначала в автобусную историю и обозначим наши знания о фирме АВС, сегодня крепко стоящей на ногах и предлагающей свою продукцию покупателю только на внутреннем рынке, а точнее в Соединенных Штатах Америки, Канаде и Мексике.
В 1944 г. в США на автобусном рынке засияла еще одна звездочка – пока еще действительно маленькая фирма. Основала эту фирму семья Корнелл, а первое время ею руководил Клэнси Корнелл (Clancy Cornell). Поначалу она называлась Faribault Bus Company и занималась продажей, ремонтом, обслуживанием и прокатом уже существующих автобусов. Немалую роль сыграло и снабжение транспортных фирм необходимыми запасными частями. По всей стране было открыто несколько филиалов, закрепивших за фирмой доброе имя. В 1972 г. специалисты Faribault Bus Company попробовали собрать свой собственный автобус, но из этого ничего хорошего не получилось, кроме изменения названия.
Фирма стала именоваться очень коротко – АВС. Это новое название легко запоминалось и звучало до тривиальности просто – три первые буквы алфавита, куда уж проще! Штаб-квартира и головное предприятие было расположено в штате Миннесота. Именно в те годы за океан стали попадать (не случайно!) европейские автобусы разных категорий. Но, к сожалению, эксплуатировать их на американских дорогах, да особенно в то время, было просто нельзя – они по большей части не соответствовали здешним стандартам. И фирма АВС решилась на определенный риск и стала адаптировать европейские автобусы под местные требования.
При адаптации менялись фары и другие внешние осветительные приборы, лобовые стекла (по американским требованиям лобовое стекло должно состоять как минимум из двух половинок). Когда ежегодный наплыв европейских автобусов был незначительным, АВС без труда справлялась с взятыми на себя обязательствами. Но, почуяв золотую жилу, стали появляться конкуренты, и, кроме того, европейцы, чтобы не платить лишних денег в Америке, стали уже в Европе приспосабливать свои автобусы к американским стандартам. Другими словами, вся армия продавцов и ремонтников европейской пассажирской техники оказалась не у дел, в том числе и фирма АВС.
В воздухе запахло банкротством. И семья Корнелл решилась на серьезный шаг. В 1983 г. был подписан договор о сотрудничестве с бельгийской фирмой Van Hool. По нему американцы брали на себя обязательства по адаптации голландских автобусов к местным условиям, их продаже, сервису и ремонту. Все станции технического обслуживания, все ремонтные мастерские были переоборудованы под голландские автобусы. В этом участвовали пять штатов: Миннесота, Техас, Нью-Джерси, Калифорния и Флорида. С 1987 г. по дорогам североамериканского континента уже разъезжали Van Hool T815. Эта модель была чрезвычайно популярна в Европе, а теперь ее можно было встретить и за океаном.
Но не все оказалось расписано такими радужными красками. И сами европейские автобусы, и их обслуживание оказались немного дороже, а межсервисный пробег – меньше, чем у продукции местных изготовителей. Фирмой АВС уже руководил Рон Корнелл, и он попытался наладить сборку голландских автобусов на месте, но ничего путного из этого не получилось. Пробовал он менять модели автобусов, выпускать для них большое количество запасных частей, снижать расценки на обслуживание, но это просто оттягивало на небольшое время неизбежный конец фирмы, и к концу прошлого столетия наступил решающий момент, когда завуалировано фирма АВС была выставлена на продажу. Местных, американских покупателей не нашлось, и все активы фирмы были куплены голландцами.
Так, с 1999 г. американскую фирму АВС контролирует голландский Van Hool. И выпускает АВС голландские и некоторые другие автобусы.
А около месяца назад АВС объявила о рождении совершенно нового автобуса, непохожего на привычные красавцы Van Hool. Новый автобус имеет по американской классификации размер mid-size, и предназначен для перевозки пассажиров, как в городских потоках, так и по хайвеям между городами. Кроме того, при соответствующем дооборудовании его можно будет встретить во флоте школьных автобусов и специального транспорта (к примеру, при перевозке заключенных на значительные расстояния). Также он способен служить бизнесменам в качестве «конференц-буса» или богачам, как оболочка роскошного кемпера. В последнем случае все необходимое оборудование устанавливают специализированные фирмы – в Америке их очень много.
У новинки привычная для американцев капотная компоновка. Оперение с интегральным капотом позаимствовано у Freightliner, а вот эмблема этой фирмы исчезла, ее заменил товарный знак АВС. Такое оперение облегчает обслуживание двигателя, а также узлов и агрегатов, расположенных в передней части. Наличие упрощенного варианта оборудования позволяет продавать этот автобус в «страны третьего мира».
При разработке машины за основу взяли автобусное шасси Freightliner FB65 с подвеской Airliner, 22,5-дюймовыми колесными дисками и шинами Michelin, полностью переработанное под установку на него автобусного кузова. Его отправили в Европу, где дизайнеры Van Hool вместе со своими коллегами из АВС творили новый автобусный кузов, и в результате получился весьма необычный для Европы, но привычный для Америки автобус М1000. Так назвали все семейство. Предполагается, что машина будет выпускаться в двух вариантах по длине – 9 000 и 10 050 мм. Девятиметровый автобус имеет обозначение «М1030», а 10-метровый – «М1035».
В стандартное оборудование входят затемненные на 20% боковые окна и стекла над лобовым и над дверями. Мощная климатическая установка расположена на крыше автобуса. Очень интересно дизайнеры решили проблему разных длин М1000. Как видно из иллюстраций, у длинного варианта передняя пассажирская дверь состоит из двух секций, а у короткого – одиночная дверь. Как правило, в автобусостроении подобный модуль «вставляется» в среднюю часть автобуса, а вот на этот раз дизайнеры решили по-иному, более оригинально. При этом следует заметить, что все боковые стойки окрашены в черный цвет, что вместе с боковыми стеклами дает эффект строгой темной полосы вдоль всего кузова (за исключением капота).
Фары пока остались штатными, но предполагается их замена на оригинальные, тогда и весь передок заиграет по-иному.
В задней части кузова предусмотрена эвакуационная дверь, через которую пассажиры в случае пожара смогут покинуть салон. Рабочее место водителя чисто американское и по содержанию, и по оформлению. Приборов и выключателей много, но все они находятся в соответствующих зонах. Так что и здесь эргономика соблюдена полностью.
Для любителей посмотреть на экран предусмотрено несколько хорошо видимых жидкокристаллических мониторов и высококачественный музыкальный центр. Окна не открываются, поскольку отопитель и кондиционер обеспечивают оптимальную температуру в пассажирском салоне. Все настройки (музыка и климатических потоков) строго индивидуальны. Двери открываются пневматически.
Двигателей и коробок передач в семействе много. В стандартное оборудование входит 250-сильный Mercedes-Benz MBE 900. По желанию заказчика можно установить Caterpillar мощностью 210 л.с. или Cummins с 190 «лошадками», или более мощный Mercedes-Benz. Стандартной трансмиссией считается Allison 2400, а вот в качестве опций их такое количество, что перечислять нет смысла.
В дополнительное оборудование входит также подъемник для инвалидов-колясочников, но он может устанавливаться и на всякий другой американский автобус любого класса.
В Европу этот автобус, конечно, поставляться не будет, потому что он создавался только для американского рынка, и многие его параметры не соответствуют европейским нормам. Впрочем, некоторые модификации могут и появиться, хотя такие автобусы здесь популярностью не пользуются. Скажем лишь, что цена автобуса со стандартным оборудованием не превышает $105 000, что на $10–15 тыс. дешевле любого американского автобуса подобного класса, так что конкурентоспособность в него заложена серьезная. Все остальное сможет показать лишь длительная и всепогодная эксплуатация.