Родоначальник послевоенных грузовиков
Еще не закончилась Великая Отечественная война, а на столичном ЗИСе начались работы по созданию автомобилей мирного времени. Среди них оказался и грузовик ЗИС-150, который должен был прийти на смену ЗИС-5. Специально для него спроектировали рядный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-120. Несмотря на то, что новый карбюраторный мотор имел одинаковый рабочий объем (5555 см3) и сохранил конструктивную унификацию со своим предшественником, его мощность возросла до 90 л.с., улучшились пусковые качества, увеличилась долговечность, кроме того, появились резервы для дальнейшей форсировки.
Осенью 1945 г. опытные образцы ЗИС-150 отправились в испытательный автопробег. Родоначальник послевоенного поколения грузовиков московского автозавода с полезной нагрузкой 4 т в кузове и прицепом полной массой 4,5 т мог работать на дорогах с различным покрытием. Оптимально использовать мощность двигателя позволяла заново разработанная механическая 5-ступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления, а надежность остановки определялась эффективностью действия пневматической тормозной системы. Максимальная скорость достигала 65 км/ч. Однако чтобы исключить выход мотора на опасный скоростной режим пришлось ввести ограничитель оборотов. Спереди и сзади устанавливались полуэллиптические рессоры. Технологическая преемственность ЗИС-150 с моделью ЗИС-5 по многим агрегатам позволила предприятию в течение 1948 г. безостановочно перейти на производство этой модели. В 1950 г. машину модернизировали. Мощность двигателя поднялась до 95 л.с., а экономичность улучшилась на 4…6%. Деревянно-металлическую кабину заменили цельнометаллической. ЗИС-150 выпускался не только в СССР, но и в Румынии и Китае по советской технической документации. Производство машины продолжалось до 1957 г.
Ярославский первенец
К проектированию своей первой машины – 3-тонного грузовика Я-3 – инженеры 1-го Государственного авторемонтного завода в Ярославле приступили осенью 1924 г. При его разработке ярославцы взяли за основу модернизированную на столичном АМО модель «Уайт», освоенные москвичами двигатель и коробку передач, которые сами делать не могли.
Завод освоил выпуск переднего и заднего мостов, рулевого управления и т.д., однако из-за отсутствия тяжелых прессов раму автомобиля выполнили клепаной из кусков стандартного швеллера. Она получилась тяжелой, но с большим запасом прочности. При снаряженной массе 4,5 т Я-3 мог перевозить не 3, как намечалось, а 5 т, но мощность единственного доступного двигателя «Уайт-АМО» (рабочий объем 3684 см3) 30 л.с. была мала и для трехтонки. Чтобы обеспечить достаточный крутящий момент пожертвовали скоростью. Для этого передаточное число редуктора заднего моста увеличили вдвое по сравнению с прототипом. В итоге максимальная скорость Я-3 составила 30 км/ч, зато он легко преодолевал крутые подъемы, грязь, рыхлый снег. Для охлаждения двигателя служил воздушно-водяной радиатор, зажигание осуществляло магнето, подача топлива из 120-литрового бака, расположенного под сиденьем водителя, велась самотеком.
Четырехступенчатую коробку с многодисковым сцеплением снабдили качающимся рычагом переключения передач. Я-3 оснастили шинами отечественного производства и зависимой подвеской всех колес на полуэллиптических рессорах. На грузовике установили двухместную кабину. Это был первый советский автомобиль с левым расположением руля. Кабину изготовили из дуба и отлакировали, а сиденья обили натуральной кожей. Машину оборудовали ацетиленовыми фарами и гудком-грушей. Две первые трехтонки построили 6 ноября 1925 г. Всего до середины 1928 г. выпустили 160 автомобилей марки Я-3.