Автобус к фестивалю
Недостатки, выявленные в ходе эксплуатации автобусов ЗИС-155, обусловили разработку более совершенной машины. В этой ситуации проектировщики не стали возвращаться и к конструкции городского автобуса, подобного ЗИС-154. Работы по созданию для него приемлемого двигателя с конца 1940-х до середины 1950-х годов так и не сдвинулись с места. Надежный бензиновый двигатель мощностью 140–160 л.с. отечественной промышленности тоже не удалось произвести, а в Ярославле по-прежнему продолжали выпускать шумные и дымные дизели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206.
При этом новый городской автобус должен был появиться в 1957 г., когда в Москве намечалось проведение VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Такая обстановка потребовала пойти на компромиссные решения, т. е. снова остановиться на шасси с расположением двигателя перед передней осью, но удлиненным почти на метр по сравнению с предшественником ЗИС-155. Компенсация увеличения массы новой модели с 4090 до 4250 кг для сохранения максимальной скорости 65 км/ч решалась путем использования двигателя с увеличенной до 109 л.с. максимальной мощностью. Достигалось это за счет повышения степени сжатия мотора до 6,5. В отличие от ЗИС-155 на новом образце снизили до нормальной высоты подножки дверей для пассажиров. Кроме того, общая вместимость и число посадочных мест соответственно увеличились до 60 и 32 человек. Запасы воды или антифриза в системе охлаждения и смазки двигателя повысили соответственно до 24 и 11,5 л. Автобус и его двигатель получили обозначение ЗИЛ-158. У машины был более современный дизайн кузова с улучшенной комфортностью и опускными форточками боковых окон. Первой в мае 1957 г. в преддверии фестиваля подоспела туристическая модификация с индексом ЗИЛ-158А. Она имела 36 посадочных мест, багажные полки и световые окна в скатах крыши.
Носитель для «Редута»
Поздней весной 1962 г. в опытном цехе СКБ ЗИЛ (главный конструктор В. А. Грачёв) собрали опытное шасси ЗИЛ-135КМ. Оно предназначалось для установки девятиметровой контейнерной пусковой установки СПУ-35 берегового комплекса ПКРК 4К44 «Редут» с ракетой П-35Б. Компоновка четырехосного полноприводного автомобиля соответствовала решению поставленной задачи – два бензиновых двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. располагались под максимально смещенной вперед двухрядной шестиместной кабиной, которую изготовили из стеклопластика.
Каждый мотор с помощью механической 5-ступенчатой коробки передач, 2-ступенчатой раздаточной коробки, бортовых и колесных редукторов приводил во вращение движители своего борта. Применение стеклопластика и обратный наклон ветрового стекла диктовались назначением внедорожника: стальная штампованная кабина не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающей во время старта ракеты. ЗИЛ-135КМ оснастили высокоэластичными шинами размером 16.00-20, давление воздуха в которых регулировалось от 0,5 до 2 кгс/см2 с места водителя. При этом независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами оснащались лишь крайние колеса, в то время как средняя пара крепилась к очень прочной несущей раме жестко с помощью мощных кронштейнов. Для поворота передних и задних колес имелись две рулевые трапеции, связанные между собой системой тяг и рычагов, и такое же число гидроусилителей. Значительную величину грузового отсека определяла колесная база 3,0+1,5+3,0 м. Машина могла ходить практически везде, причем особенно плавно и на высокой скорости (до 55 км/ч) по волнистым грунтовым и заснеженным дорогам. Боевая живучесть ракетоносца повышалась благодаря независимому приводу каждого борта, позволявшему двигаться на одном моторе.
Самый большой шнекоход в мире
В мае 1972 г. начались испытания самой крупной в своем классе внедорожной машины в мире. Ею оказался созданный в СКБ ЗИЛа под руководством В.А. Грачёва шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904. Внедорожник проектировали для поиска и эвакуации экипажей многоместных спускаемых космических аппаратов. Впечатляли массогабаритные размеры внедорожника: длина – 8,3 м, ширина – 3,6 м, высота – 3,44 м, масса в снаряженном состоянии около 8 т.
В конструкции амфибии широко использовали алюминиевые сплавы, из которых изготовляли несущую систему и шнекороторные движители, а стеклопластик – в конструкции 3-местной кабины, грузового и моторного отсеков. В задней части ЗИЛ-4904 установили два двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с., каждый из них агрегатировался с гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач. Развиваемое ими усилие суммировала реверсивная раздаточная коробка, которая с помощью карданных валов передавала крутящий момент на главную передачу, а от нее – на фрикционы и 2-ступенчатые бортовые передачи. Управление поворотом водитель выполнял, выключая бортовые фрикционы и затормаживая (с помощью ленточных тормозов) тот или иной борт. Движители выполнены в виде полых цилиндров диаметром 1200 мм с приваренными к наружной поверхности винтовыми грунтозацепами с углом наклона ребра спирали 34°.
Грузоподъемность машины составляла 2,5 т, экипаж машины состоял из четырех человек, в салоне размещались четыре спальных места. Шнекоход испытывали на воде, топких болотах, сплавнинах, заросших высокой осокой и кустарником, на твердых поверхностях. По шоссе вездеход перевозили на специально сконструированном трехосном прицепе. Однако из-за больших габаритов и массы использование ЗИЛ-4904 в качестве поисково-эвакуационной машины признали нецелесообразным.