Для разведки и дозора
Проектирование бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) началось в конце 1954 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством В.К. Рубцова. Первый образец амфибии, не имевшей отечественных и мировых аналогов, изготовили в начале 1956 г. Требования военных по преодолению окопов и траншей амфибией привели к разработке уникального шасси, состоящего из основного четырехколесного движителя и четырех дополнительных колес, установленных в центральной части машины. Последние, приводимые во вращение специальной трансмиссией, могли опускаться, превращая БРДМ из четырехколесной в восьмиколесную машину.
Таким образом, она могла преодолевать траншеи шириной до 1,22 м. Давление воздуха в шинах основных колес могло изменяться в широких пределах. Для движения по воде использовался водомет. В конце 1957 г. выпустили опытную серию БРДМ, а в 1958 г. машину приняли на вооружение и запустили в серийное производство, продолжавшееся до 1966 г. У амфибии был герметичный несущий корпус, сваренный из броневых катаных листов толщиной 6,8 и 12 мм. На корпусе приварена бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабженными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк. Форсированный до 90 л.с. шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40П размещен в носовой части машины. Радиатор увеличенных размеров оснащен системой обратного тока воздуха и мощным вентилятором. БРДМ в больших количествах поставлялась в Советскую Армию, поступала в армии союзников и на экспорт. БРДМ комплектовали части кубинской армии, использовали в джунглях Вьетнама, на улицах чехословацких городов в августе 1968 г. В октябре 1973-го египетские десантники на амфибии неожиданно для израильтян форсировали Суэцкий канал и удерживали плацдарм до подхода основных сил. Всего разработано семь модификаций БРДМ.
Трёхосный внедорожник
В январе 1951 г. на Ярославском автозаводе собрали два первых трехосных автомобиля-тягача ЯАЗ-214 (6х6) повышенной проходимости. Руководил созданием внедорожника В.В. Осепчугов. Машину оснастили бездисковыми односкатными колесами с шинами размером 15,00–20, лебедкой и пневматическим усилителем руля. Раздаточная коробка, межосевой дифференциал и тележку из двух задних ведущих мостов заимствовали от ЯАЗ-210Г.
Вместе с тем в раздаточной коробке ввели приставку с отключаемым приводом на передний ведущий мост. Зато между первым и вторым ведущими мостами отсутствовал межосевой дифференциал. Большой диапазон передаточных чисел в трансмиссии ЯАЗ-214 в сочетании с рядным шестицилиндровым дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. позволял автомобилю преодолевать подъемы до 30°, бездорожье, двигаться по шоссе со скоростью до 55 км/час.
Сваренные из прокатных швеллеров лонжероны несущей рамы, довольно сложная и тяжелая трансмиссия, чрезмерные запасы прочности предопределили солидную снаряженную массу грузовика, которая достигала 12,3 т. Принятый к производству вариант автомобиля имел грузоподъемность 7 т, мог буксировать на дорогах с твердым бетонным покрытием прицепы массой до 50 т, а на грунтовых – до 10 т. В 1956 г. на шасси базовой модели разработали специальный тягач высокой проходимости ЯАЗ-214-Ш7 целевого назначения. Этот образец имел специальные отборы мощности, закрытый кузов с регулируемой температурой, оригинальные узлы и агрегаты.