Большой водоплавающий
В середине 1949 г. коллектив Днепропетровского автозавода под руководством главного конструктора В.А. Грачёва приступил к проектированию трехосной амфибии ДАЗ-485 (по армейскому обозначению БАВ – большой автомобиль водоплавающий). Машина предназначалась для перевозки 25 десантников или 2,5 т груза, в том числе автомобилей и артиллерийских орудий. Осенью 1950 г. два первых опытных образца успешно совершили испытательный пробег по дорогам Крыма и Кавказа, форсировав Керченский пролив. Новый автомобиль оказался настолько удачным, что почти по всем параметрам превзошел прототип – амфибию GMC DUKW-353 «Утка», состоявшую на вооружении армии США. Изюминками БАВ стали полный привод, несущая рама, заключенная в стальной водоизмещающий корпус, пневмогидравлический привод тормозов, одинаковая колея всех колес и односкатные тонкостенные шины, давление воздуха в которых изменяла впервые использованная в отечественной практике специальная система.
Благодаря ее работе заметно улучшалась проходимость и тяговые свойства автомобиля на бездорожье. При повреждении шины компрессор мог восполнять утечку воздуха, что позволяло продолжать движение при пяти пулевых прострелах. Бензиновый 110-сильный рядный двигатель, размещенный в носовой части, передавал свою мощность на механическую 5-ступенчатую коробку передач, двухступенчатую «раздатку» и неразрезные ведущие мосты. На воде движителем служил трехлопастной винт. Для облегчения погрузки задний борт сделали откидным, установили тяговую лебедку и снабдили машину легкосъемными трапами. За эту работу в марте 1951 г. В.А. Грачёву была присуждена Сталинская премия. Через год машину под индексом ЗИС-485 начали выпускать на столичном предприятии, а спустя пять лет появилась модернизированная модель ЗИЛ-485А, производство которой до 1962 г. продолжалось на Брянском автозаводе.
Родоначальник карьерных тяжеловесов
Бурное развитие горнодобывающей промышленности СССР в послевоенный период заставило позаботиться о создании транспортного оборудования значительной мощности. С этой целью в 1949 г. на Минском автозаводе было организовано конструкторское бюро по проектированию большегрузных автомобилей-само-свалов, которое возглавил Б.Л. Шапошник. Первенцем молодого коллектива стал 25-тонный карьерный самосвал МАЗ-525, опытный образец которого изготовили осенью 1950 г. Это была самая мощная в нашей стране машина такого класса. В ее конструкции был применен ряд новинок, ранее не использовавшихся на отечественных грузовиках. Среди них V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А мощностью 300 л.с., планетарные редукторы в ступицах задних колес, гидроусилитель рулевого управления, механизм опрокидывания кузова со своим насосом привода гидроцилиндров.
Основу несущей системы составляла мощная лонжеронная рама, с которой жестко соединялся задний ведущий мост. Усилие от двигателя к нему передавалось с помощью гидромуфты, двухдискового сцепления и механической 5-ступенчатой коробки передач, которая устанавливалась на раме отдельно от двигателя. К особенностям последнего можно отнести два распределительных вала в головке, четыре клапана на каждый цилиндр, гильзы «мокрого» типа. Для надежной работы в тяжелых условиях машину снабдили контактно-масляными воздухоочистителями с инерционной механической очисткой. Передняя ось имела рессорную подвеску.
Грузонесущий кузов с двойным дном из стали и дубовой прокладки опирался на раму с помощью резиновых подушек. Максимальная скорость МАЗ-525 не превышала 30 км/ч. В 1959 г. автомобиль передали на Белорусский автозавод (г. Жодино), где он выпускался по 1965 г. Самосвал успешно применялся на крупных стройках и открытых карьерах не только в нашей стране, но и за рубежом.