Первый междугородный
Полвека назад на дорогах страны появился первый междугородный автобус ЗИЛ-127. Машина, впитавшая передовые проектные и технологические решения, оставила заметный след в истории отечественного автостроения. В комфортабельном салоне цельнометаллического кузова размещались 32 пассажира. К их услугам были мягкие кресла самолетного типа, подушка каждого из них могла выдвигаться, а спинка регулироваться по углу наклона, индивидуальные источники света и вентиляторы, сетчатые полки для ручной клади, два багажных отсека, расположенные по обеим сторонам автобуса.
Машину радиофицировали, снабдили небьющимися стеклами со шторками, эффективными системами отопления, вентиляции и освещения, часами и термометром. Рабочее место водителя отделили от остального пространства прозрачной перегородкой, а его кресло с наклонными подушкой и спинкой регулировалось в продольном направлении. Над ветровым стеклом находился мощный прожектор, освещавший дорогу на расстоянии до 200 м. Машину полной массой 13 т до 95 км/ч разгонял 7-литровый рядный дизель ЯАЗ-206Д мощностью 180 л.с., расположенный поперечно в задней части кузова. Двигатель агрегатировался с механической 4-ступенчатой КП, в корпусе которой находился угловой редуктор. Усилие на задний мост передавалось с помощью короткого карданного вала. Высокую плавность хода обеспечивали полуэллиптиче-ские рессоры, концы которых крепились к раме с помощью резиновых подушек, и двухсторонние гидравлические амортизаторы. Впереди установили стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа. В конструкции ЗИС-127 впервые в оте-чественном автобусостроении применили гидроусилитель рулевого управления, а тормозные механизмы передних и задних колес оснастили независимыми пневмоприводами. Автобусы работали в основном на дальних маршрутах: Москва–Ленинград, Москва–Симферополь, Москва–Минск, Москва–Рига и др. С 1955 по 1961 гг. выпустили 851 ЗИЛ-127.
Не имевшая аналогов
В 1965 году на испытания вышла уникальная четырехосная полноприводная амфибия ЗИЛ-135П, созданная в СКБ «ЗИЛ» под руководством В.А. Грачева. Первоначально изделие предполагалось использовать в качестве самоходного понтона для наведения плавучих переправ. Однако в дальнейшем его переделали в транспортную машину десанта. Главная изюминка амфибии – несущий кузов, выполненный впервые в мировом автостроении из композиционных материалов. Высокую прочность конструкции придавали наружная и внутренняя обшивки, изготовленные из стеклопластика, пространство между ними заполнялось пенопластом. Оптимальные гидродинамические формы корпуса, разработанного в ЦНИИ им. А.Н. Крылова, в сочетании с двумя откидными гребными винтами в кольцевых насадках позволили амфибии (полной массой 20 т) развивать на спокойной воде скорость до 16,4 км/ч.
Это был непревзойденный рекорд для водоизмещающих (плавающих) колесных машин. На суше машина разгонялась до 65 км/ч. Кабина располагалась в передней части корпуса, грузопассажирский отсек – в средней, моторное отделение – в кормовой. В качестве силовой установки использовали два 180-сильных двигателя ЗИЛ-375, которые с помощью автоматической гидромеханической коробки передач, бортовых и колесных редукторов приводили во вращение движители своего борта, что позволяло обходиться без дифференциалов. Средние пары колес были сближены, а передняя и задняя разнесены и выполнены управляемыми.
Большие эластичные шины размером 16-00.20 с регулируемым давлением воздуха позволили отказаться от упругой подвески колес. Усилие на рулевом колесе было минимальным благодаря двум гидроусилителям в рулевом приводе, каждый из них действовал на свою рулевую трапецию. Бесподвесочная машина, прошедшая суровые испытания на Балтике и Северном море, противостояла 5-балльному шторму, передвигалась среди плавающих льдов, буксировала суда различного типа.