Челнинский первенец
Челнинский первенец
Три десятилетия назад с конвейера Камского автозавода сошел первый грузовик КамАЗ-5320 (6х4). Шасси автомобиля было создано на столичном ЗИЛе, а двигатель разработали специалисты Ярославского моторного завода. Отличие данной модели в том, что она с самого начала была рассчитана на постоянную работу с прицепом полной массой 11,5 т. Это означало существенное увеличение объемов перевозки грузов (до 16 т) без роста количества водителей.
В кузове грузовика могло размещаться до 8 т груза. 210-сильный V-образный 8-цилиндровый дизель КамАЗ-740 рабочим объемом 10,85 л, приводивший машину в движение, оснащался эжекционной системой очистки воздушного фильтра. В одной кинематической цепочке с двигателем находились двухдисковое сцепление, механическая 5-ступенчатая КП с передним ускоряющим делителем, обеспечивающим десять передач, и два задних ведущих моста, оборудованные двойными главными передачами. Управление автопоездом облегчал встроенный гидроусилитель. Основой несущей системы автомобиля стала прочная лонжеронная рама лестничного типа, снабженная усилителями. Неразрезная передняя ось связана с рамой с помощью продоль-ных полуэллиптических рессор и гидроамортизаторов, задние мосты снабжались рессорно-балансирной подвеской. Замедление и остановку грузовика обеспечивали барабанные тормоза, приводимые раздельным пневматическим приводом.
Первенец камских автостроителей на тот период имел самую комфортабельную кабину, в которой размещались три человека. К ее достоинствам можно отнести хорошую обзорность, удобные сиденья, продуманную внутреннюю эргономику, эффективные системы отопления и вентиляции. Бортовая платформа оснащалась съемными дугами и тентом, защищавшими груз от непогоды. Автопоезд полной массой около 27 т на хорошей дороге мог разгоняться до 80 км/ч.
Дедушки российских грузовиков
Прошло 105 лет с тех пор, когда в марте 1901 г. на Ижорском заводе в Колпине (под Петербургом) были собраны первые русские грузовики. Их создателем был талантливый российский инженер Борис Григорь-евич Луцкой – один из известных специалистов своего времени в области транспортного двигателестроения. Два из трех автомобилей, построенных по заказу Морского ведомства России, могли перевозить до 5 т, а третий – около 1,7 т. Мощность двигателя более крупных образцов составляла примерно 13,5 л.с., меньшего – 4 л.с. Машины были испытаны специальной комиссией и признаны вполне годными как для гражданских, так и для военных целей. Пятитонные модели, или, как их тогда называли, «моторные телеги инженера Луцкого», показали царю Николаю II. В 1902 г. на маневрах в районе Киева и Курска один из этих грузовиков с мотором, карбюратор которого имел две поплавковые камеры для работы на бензине и спирте, испытывался одновременно с иностранными конкурентами.
Последние работали неважно, часто ломались, их двигатели не давали нужной мощности, автомобили не брали подъемы и плохо преодолевали бездорожье. Автомобиль Луцкого, наоборот, оказался очень удачным по всем показателям и выдержал испытания. Он разгонялся до 10 км/ч, уверенно двигался на подъемах и сравнительно легко справлялся с бездорожьем. Ижорский завод организовал регулярные перевозки на этом автомобиле между Колпино и Петербургом. Эксплуатация грузовика показала его преимущества. Стоимость перевозки одного пуда груза на данном маршруте составляла всего 1,2 копейки, а при конном транспорте – 7 копеек.
Автомобилю Луцкого пророчили блестящее будущее, но несмотря на восторженные отзывы он не получил широкого распространения. К сожалению, Б.Г. Луцкой не смог найти базу для производства, не получил необходимой поддержки, и практическая эксплуатация его автомобиля ограничилась лишь Ижорским заводом.