Минскому автозаводу 60!
Мы уже настолько привыкли видеть на улицах автомобили с эмблемой «МАЗ», что кажется, будто этот завод существовал всегда. Его продукция за многие годы успела завоевать стойкое уважение. Не даром шоферское присловье гласит: «ЗиЛок – стиляга, МАЗ – трудяга...» Возможно, это потому, что и собраны эти машины руками белорусов, народа, прославившегося своим трудолюбием.
Днём рождения Минского автомобильного завода принято считать 9 августа 1944 г., когда ГКО СССР принял постановление № ГОКО-5360с о создании в «Красном урочище» города Минска завода по сборке автомобилей из комплектов, получаемых по ленд-лизу. В дальнейшем завод получил статус автомобильного. В октябре 1946 г. он прекратил сборку иностранных моделей и начал подготовку к производству автомобилей семейства МАЗ-200.
Его основой стал ЯАЗ-200, производство которого передали в Минск из Ярославля, где после этого еще некоторое время выпускались трехосные ЯАЗ-210, в дальнейшем превратившиеся в КрАЗы. Сам же Ярославский завод сохранил производство силовых установок – дизелей ЯАЗ-204 для МАЗов и ЯАЗ-206 для КрАЗов. В начале 1947 г. в Минск прибыл опытный образец ярославского двухосного автомобиля, на основе которого минчане создали самосвал МАЗ-205. Первые пять таких самосвалов были изготовлены уже к осени 1947 г. и прошли в праздничной колонне автозавода на Октябрьской демонстрации.
МАЗ-205 выпускались заводом до 31 декабря 1965 г., когда был собран последний такой автомобиль, а завод полностью перешел на производство нового семейства МАЗ-500. Один из представителей первого поколения МАЗов установлен на пьедестале около проходной завода, и сегодня МАЗ-205 встречает работников и гостей завода. К 60-летию его подновили, подкрасили. Бортовой МАЗ-200, принадлежащий заводу, до сих пор на ходу и участвует в выставках автомобильной техники. Его показали журналистам 3 августа. И мне даже удалось на нем прокатиться, и получить море удовольствия. За создание автомобилей семейства МАЗ-200 в 1949 г. ряду работников завода была присуждена Сталинская премия.
Первые опытные экземпляры «лобастых» МАЗов нового поколения были собраны в ноябре 1958 г. и отправились на пробеговые испытания. В отличие от машин предыдущего семейства МАЗ-500 полностью проектировался и создавался в Минске. Впервые в отечественном автостроении белорусские конструкторы применили новую компоновку с откидывающейся вперед кабиной, располагавшейся над двигателем.
На конвейер МАЗ-500 встал в апреле 1965 г. А с начала следующего года он полностью заменил машины прежнего семейства. С тех пор завод выпускает только бескапотные грузовики. Смена модели проводилась без остановки главного конвейера. За создание конструкции унифицированного семейства большегрузных автомобилей, автопоездов и самосвалов МАЗ-500 группа работников Минского автозавода удостоилась Государственной премии СССР.
В 1969 г. семейство прошло модернизацию, и в сентябре 1970 г. на конвейер встали МАЗ-500А. Еще одной модернизации «пятисотое» семейство подверглось в 1976 г. В 1977 г. начался выпуск усовершенствованных автомобилей уже под маркой МАЗ-5335. Один из представителей этого семейства заботливо сохраняется испытателями МАЗа и также своим ходом движется на выставки.
19 мая 1981 г. на главном конвейере был собран первый МАЗ-5432 нового, уже пятого поколения, представители которого получили прозвище «СуперМАЗ». Менее чем за 2 года изготовили 1 000 «суперов» (МАЗ-5432 и МАЗ-6422) и автопоездов. Для развертывания их выпуска было начато строительство нового главного конвейера. В начале 90-х он начал действовать, и некоторое время оба конвейера работали параллельно. Сегодня на месте «старого» конвейера размещена линия по производству прицепов и полуприцепов.
Автомобили этого семейства и сегодня составляют основу модельного ряда завода. Хотя внешне они мало отличаются от первых версий (новая решетка радиатора и бампер), их конструкция постоянно совершенствовалась. Современные грузовики семейства соответствуют международным стандартам по безопасности, экологии и шуму – Правилам ЕЭК ООН. Сегодня завод выпускает автомобили, соответствующие нормам Euro-1 и Euro-2. К концу этого года все машины будут соответствовать Euro-2.
Автомобили семейства более 20 лет выпускаются на МАЗе. И сегодня уже выпускаются машины шестого поколения.
В 1993 г. был изготовлен опытный образец автомобиля семейства МАЗ-6430/5440. Внешне его легко отличить по новому дизайну кабины. Ее интерьер тоже сильно изменился. Главное отличие – низкий туннель двигателя, который позволяет человеку среднего роста стоять в кабине, не пригибаясь. В 1994 г. опытный образец был показан на автомобильной выставке в Москве.
А по конвейеру первый новый «СуперМАЗ» прошел только в 1997 г.: сказался разрыв в стабильной работе предприятия в середине 90-х. Для массового выпуска новой кабины и других узлов требуется дорогостоящее оборудование и оснастка. И теперь на МАЗе есть собственное оборудование для производства штампов. При изготовлении новой кабины больше не используются обходные технологии. А проектирование ведется в мощных компьютерах. Такая рабочая профессия как модельщик, требующая высокой квалификации и опыта, прямо на глазах уходит в историю. Благодаря современным технологиям конструкторы автозавода за короткий срок создали ряд автомобилей нового семейства с разными вариантами кабин. Кстати, МАЗ – единственный завод на территории СНГ, новое поколение кабин которого отвечает перспективным международным нормам по пассивной безопасности.
С 2003 г. выполняется программа модернизации предприятия, которая позволит перейти на массовый выпуск автомобилей нового семейства к 2008 г. Решающую роль в процессе модернизации сыграли решения Президента и Правительства РБ, обеспечившие формирование источников финансирования этой модернизации. Стоимость всех трех этапов программы составит $236 млн.
Сегодня каждый день на конвейере собирается несколько автомобилей нового поколения. Все они, как правило, заказаны международными перевозчиками и соответствуют нормам Euro-3 или Euro-2. Как технически более совершенные автомобили, они дороже, чем массово выпускаемые. Объем их производства сейчас определяется исключительно количеством поступивших заказов.
Долгих лет тебе, Минский автозавод!