Опубликовано: ГП 09-2008

Автобус «Волжанин Дельфин»

Александр Трохачёв, фото автора


К организации рабочего места особых претензий нет, однако чересчур простой дизайн передней панели не вяжется с современным обликом лайнера
Показания приборов хорошо читаются и при дневном свете и ночью
Ну почему здесь не "джойстик" автомата ?
Немецкий мотор отлично вписался в российский кузов
Сдвижные люки экономят место на стоянке и, в то же время, открывают великолепный доступ к багажным отсекам

Любимое дитя, уникальный лайнер, инновационный «турист», продукт класса «люкс» – у этого автобуса много определений. Его мировой дебют должен был состояться на международной выставке Busworld-2007 в бельгийском Кортрийке, но он прошел на «Комтранс-2008» в российской столице. А через несколько недель нам представилась возможность протестировать «Волжанин Дельфин» в Приэльбрусье. Туда он прибыл своим ходом для перевозки гостей из аэропорта КавМинВод в Нальчик и на новый завод «Волжанин КБР» (Кабардино-Балкарская Республика) в Баксане. Упустить такую возможность было бы непростительно, и я использовал ее на все сто.

Шпионские страсти
Впервые я увидел чертежи «секретного» автобуса летом прошлого года во время командировки на завод «Волжанин» в г. Волжский Волгоградской области. Уточнение места прописки завода не лишнее, поскольку теперь есть еще одно предприятие, работающее в г. Баксан (Кабардино-Балкария). Тогда в дизайнерском бюро можно было полюбоваться эскизами будущего лайнера да подсмотреть схемы компоновки салона на информационном стенде одного из цехов. Фотографировать документацию было запрещено – работы по проекту велись в закрытом режиме. Даже на самом заводе о создании новой модели знал узкий круг посвященных лиц. Остальные сотрудники могли только догадываться.Сегодня игра в прятки закончилась, и о машине можно говорить как о готовом продукте. Впрочем, и тогда, и сейчас генеральный директор автобусного холдинга «Волжанин» Алексей Бакулин не устает подчеркивать: нынешний «Дельфин» – всего лишь пилотная версия, а не предсерийный образец. В 2009 году «Дельфин» включат в программу производства, и вот тогда о нем можно будет говорить как о полностью готовом продукте.Интерес к новому произведению технического искусства «Волжанин» подогревал сознательно – ему не нужен был эффект разорвавшейся бомбы. В умах людей должно отложиться, что самую громкую премьеру коллектив готовит планомерно, выверенно, без суеты и авралов. И неудивительно, что «Дельфин» был у многих на слуху еще до того, как его выкатили за пределы предприятия.Как не вспомнить опыт прошлых лет, когда «Волжанин» удивлял нас своими новинками и вызывал чувство гордости за державу в плане современного автобусостроения – ведь можем, когда захотим! Помните, в 1995-м на Красной Пресне появился туристский лайнер с многообещающим названием «Премьера». Спустя 7 лет фотографы не жалели пленки, чтобы запечатлеть красавца «Волжанин-5285» на шасси Scania. Теперь настало время триумфа самобытного «Дельфина».

Ассоциации
Уникальное морское млекопитающее появилось в названии автобуса неспроста. Дельфин – умное, дружелюбное и очень красивое животное. Он вызывает восхищение и положительные эмоции, им можно подолгу любоваться. Из всех представителей земной фауны именно он, по мнению создателей, наиболее полно олицетворяет собой гармонию базовых принципов, заложенных в конструкции «туриста».Но маркетологи вкладывают в название более глубокий смысл. По их мнению, дельфин как нельзя лучше объединяет такие понятия, как дружелюбность, интеллект и изящная простота. Заводчане уверены, что философия «Дельфина» воплотится на каждом этапе взаимодействия с перевозчиками, включая сервисную поддержку и послепродажное обслуживание. А пассажирам останется радоваться этой потрясающей гармонии.Наконец, у большинства людей дельфин ассоциируется с морями и океанами, отпусками и командировками в экзотические страны, дружеским окружением и солнечной погодой. Он словно олицетворяет собой конечную цель дальнего путешествия – отдых, солнце и свободу. Так что не спрашивайте, почему «Дельфин», а не «Акула» – и так все ясно.

Кто автор?
Когда «Дельфин» впервые представили широкой публике на выставке в «Крокус Экспо», поползли слухи, будто эту пассажирскую машину сделали итальянцы, а «Волжанин» только ее помыл и отполировал. Хороший пиар, не правда ли?! Потом появилось предположение, что автобус поставили на китайское шасси, а российского в новинке – только кузов. Так бы и продолжали плодиться нелепицы, если бы на пресс-конференции генеральный директор Алексей Бакулин не расставил бы все точки над «i»: «Дельфин» от начала и до конца – отечественная разработка!Да, у «Волжанина» есть партнеры из Италии, Германии, но только по созданию газо- и дизель-электрических автобусов. А элегантный облик лайнеру придал ведущий дизайнер предприятия Вячеслав Махов. Под его руководством коллеги добились выразительной самобытности «Дельфина», чей облик не спутаешь ни с каким другим. Чего только стоит панорамное ветровое стекло, заходящее на крышу автобуса! Правда, в России так и не нашлось «стеклодувов», способных изготовить такой технологически сложный элемент, и в результате в передней части появилась незапланированная горизонтальная перемычка. Впрочем, на серийных моделях ее, скорее всего, не будет – такие компромиссы в общении с клиентами неуместны.Первый экземпляр «Дельфина» собран на шасси компании EvoBus, которое используется при постройке автобусов Mercedes-Benz с двигателем Euro 3. В дальнейшем планируется устанавливать и моторы уровня Euro 4 и монтировать кузов на платформу NeoMAN – такую же, как применяется при изготовлении лайнеров марки MAN. В конструкции будут применяться двигатели DAF, MAN, Mercedes-Benz, коробки передач и другие компоненты ZF. В общем, по начинке «Дельфин» будет интернациональным. Уже сейчас волжане работают с испанцами по приводу дверей и багажных отсеков – он будет исключительно пневматическим. А вот использование китайских шасси и отдельных деталей не планируется в принципе. Кстати, «Волжанин» самостоятельно раскраивает и гнет металл, и все важнейшие операции по сборке отечественного шасси у него роботизированы. Так что, по словам специалистов, в 2009 году российское шасси будет ничуть не хуже китайского.Зато кузов целиком российского производства. Он не стальной, а по большей части алюминиевый, как на городском «СитиРитме» с низким уровнем пола. Каркас кузова модульный, состоящий из трех частей: передней, центральной и задней. Такое решение облегчает и удешевляет сборку, сокращает время производства. Наружные алюминиевые и пластиковые панели легкосъемные, что позволяет без внесения конструктивных изменений проводить недорогой рестайлинг путем элементарной смены блоков.И несмотря на наличие импортных комплектующих, «Дельфин» – российская разработка. Применение широкого спектра иностранных узлов и деталей лишь увеличивает коммерческую привлекательность изделия. Клиент сам сможет выбрать агрегатную базу в соответствии со спецификой перевозок. А завод сможет предложить несколько вариантов двигателей, трансмиссий, мостов. Это и есть свобода выбора. А дельфин, как известно, свободолюбивое млекопитающее.

Пристрелка
Тему комплектующих мы продолжили в аэропорту Кавказских Минеральных Вод, куда для встречи гостей специально пригнали «Дельфин». На просьбу включить кондиционер, чтобы снизить температуру в салоне, водитель ответил вежливым отказом. Дело в том, что установленный кондиционер Sütrak оказался неэффективным. Теперь вместо этой торговой марки будет отдано предпочтение Thermo King – он проверен временем и его надежность не вызывает сомнений.Кстати, заказчики не удовлетворены сотрудничеством с несколькими поставщиками комплектующих. Уже сейчас можно твердо говорить о том, что продукции проштрафившихся партнеров на серийных образцах туристского лайнера однозначно не будет. Жесткая ротация поставщиков вызвана заботой о клиентах, пассажирах и деловой репутации «Волжанина».По той же причине будет уволен поставщик ветрового стекла. Из-за большого радиуса кривизны и огромной площади его не взялись изготовить многие производители. А компромиссное решение – деление на две части – никуда не годится: появившаяся перемычка перекрывает пассажирам обзор как раз на уровне глаз. Независимо от того, сидите вы слева или справа, на первом ряду или в середине салона, вид на дорогу перекрыт широким «шлагбаумом». Это раздражает.В остальном интерьер «Дельфина» заслуживает добрых слов. Ровный пол, удобный доступ к полкам, к 51 креслу и почти самолетная компоновка – чем не мечта путешественника. Пространство позволяет сделать в хвостовой части даже трехъярусный спальный отсек – были бы заказы. Вариантами компоновки предусмотрена установка туалетной кабины в средней или задней зонах салона. При этом во втором случае уборная более просторная и более комфортабельная. Есть проекты, по которым лайнер получит два холодильника и кофеварку в передней части салона и мини-кухню – в задней. В общем, при внешней аутентичности «Дельфин» обещает стать разнообразным по содержанию.К эргономике пассажирских мест претензий нет: в удобных креслах чувствуешь себя не хуже, чем в аналогичных туристских лайнерах ведущих европейских производителей. Каждое кресло с развитой боковой поддержкой, снабжено подлокотником и индивидуальным столиком, да к тому же установлено на приличном расстоянии от других кресел. При желании можно увеличить пространство между соседом, выдвинув крайнее кресло в проход. Дополнительная ширина вроде небольшая – сантиметров пять, но ее достаточно, чтобы не упираться локтями друг в друга. Столики фиксируются надежно, а расположенный в углублении стакан с напитком даже при резком торможении не падает – и это радует.Новым раздражителем выступает черепашья скорость в гористой местности. По холмистому рельефу мы ползем так, что нас не обгоняют только перегруженные КамАЗы. И дело не в том, что водитель хочет растянуть экскурсию от Минеральных Вод до Нальчика. Просто 280-сильный двигатель очень слаб для таких условий. И ведь в нашем случае пассажиров можно буквально сосчитать по пальцам, а что будет при полной загрузке?! Заводчане убеждают, что этот мотор был выбран для равнинных дорог, а не для сложного рельефа Кабардино-Балкарии. Так-то оно так, но ехать хочется быстрее.Уже на следующий день самостоятельного тест-драйва по улицам Нальчика от былой напряженности в работе двигателя не осталось и следа. Автобус легко трогается с места и охотно откликается на подачу топлива. Мнения некоторых коллег о чрезмерной вялости – не более чем субъективные ощущения. Напротив, машина легко идет по равнинной дороге и без пассажиров прямо-таки провоцирует прибавить газу. Мои предшественники пугали тем, что рычаг КП выскакивает и остается в руках. Я проехал, и ничего у меня не выскакивало и не оставалось в руках. Просто за рулем нужно вести себя адекватно, а не рвать кулису механической КП с таким усилием, как сорняки на грядке.Непонятным осталось и суждение коллег о жесткости рулевого управления. Я нашел его оптимальным – компания ZF поставляет свои узлы для всех ведущих производителей пассажирского транспорта. Будь у них претензии, вряд ли долгосрочные контракты имели бы место. Впрочем, определенная сырость всей конструкции действительно проявляется в мелочах. Но не будем забывать: перед нами – пилотный, а не серийный автобус. Вот выйдет «Дельфин» в тираж, тогда и разберем его по косточкам.Когда я был в роли пассажира, то отметил высокую плавность хода и низкий уровень шума в салоне. А как только сел в кресло водителя, оценил созданный для него комфорт и условия для длительной работы за рулем. Меня удовлетворила и компоновка приборов, и дислокация органов управления, и хороший обзор по зеркалам. Даже ожидаемых искажений из-за большой кривизны ветрового стекла я не заметил. Думаю, водителям компоновка кабины понравится. А вот механическая КП на туристском лайнере, на мой взгляд, – решение спорное. Пассажирам нужна высокая плавность хода, владельцам транспорта – минимальные затраты на обслуживание и ремонт, а потому лично я предпочел бы «автомат». Не будем забывать: это туристский лайнер, и его водитель не должен уставать от частых переключений в населенных пунктах. И чем свободнее его руки, тем безопаснее маневр. Впрочем, для таких случаев предусмотрено дополнительное оборудование.

Ах, опции, опции...
В день прощания с гостеприимным краем «Дельфин» вез нас из Приэльбрусья в аэропорт КавМинВоды. Дорога шла под уклон, и автобус бежал как лошадка домой – с особой легкостью. На лайнере есть круиз-контроль, но пользоваться им в предгорьях не позволяют бесконечные зигзаги шоссе. А вот электроника в тормозной системе EBS проявляет свою полезность едва ли не в каждом крутом повороте, с системой стабилизации курсовой устойчивости ESP она вселяет уверенность и в водителя, и в пассажиров. Об уровне безопасности «Дельфина» свидетельствует и прибор слежения за состоянием водителя. Из-за дефицита времени опробовать нам его не довелось, но принцип действия у него такой же, как у европейских аналогов: видеокамера следит за состоянием глаз водителя. И как только число морганий увеличится свыше установленного предела или продолжительность смыкания век будет чересчур длительной, система подаст предупреждающие звуковые сигналы. Это своего рода «будильник». Возможно, со временем эта опция станет очень востребованной, ведь туристские лайнеры едут не только днем, но и ночью, а опасность выключки водителя в таких условиях очень высока.Большое количество полезных устройств предполагается ввести в список опций «Дельфина». Например, систему автоматического слежения за дорожной разметкой. Правда, у нас это новшество приживется не скоро. Во-первых, не на всех российских дорогах есть приличная, хорошо различимая разметка. Во-вторых, электроника пока не умеет распознавать цветные линии (желтые и оранжевые, наносимые на ремонтируемых и строящихся участках) и «не видит» разметку, занесенную снегом, песком или грязью. В-третьих и в-главных, удовольствие это не из дешевых, а цена на внутреннем рынке для большинства перевозчиков является определяющим фактором. Кстати, в Германии востребованность систем слежения за разметкой невысока – чуть более 2% от числа всех приобретаемых туристских автобусов. А там цена системы – около 6 тыс. евро.А действительно актуальна для российских дорожно-климатических условий головная оптика с функцией освещения поворотов (когда фары поворачиваются вслед за рулевым колесом). Актуальными будут и приборы ночного видения, позволяющие с помощью инфракрасной камеры заглянуть за границы пучка дальнего света фар. Это позволит раньше увидеть препятствие – животных, упавшее дерево, аварию или любую другую помеху – и даст шанс заблаговременно принять правильное решение. В таком случае цена устройства – это цена спасенной жизни, а может, и не одной.«Волжанин» предполагает ставить на свой флагман туристской гаммы систему контроля давления воздуха в шинах. Вещь полезная, хотя не факт, что стопроцентно эффективная. Даже на легковых машинах европейского производства в сильные морозы и при загрязнении датчиков она дает сбои, что уж говорить о коммерческом транспорте. Впрочем, на федеральных трассах система может работать в штатном режиме. Главное – есть такая опция!Наконец, заводчане уверяют, что все «Дельфины» будут оборудованы комплектом спутниковой навигации GPS. И это не просто модная фишка, а действительно полезная вещь. Система будет адаптирована к российскому аналогу ГЛОНАСС, а это значит, что с русифицированным меню и говорящей на родном языке «электронной няней» транспортный оператор точно не заблудится.

На дорожку
Менее чем через год «демонстрационная» жизнь действующего прототипа закончится. «Дельфин» пройдет долгожданную сертификацию и во втором полугодии 2009-го будет запущен в производство. Это сейчас многие элементы его конструкции готовят по обходной технологии. Но потом стеклопластик уступит место современной высокотехнологичной пластмассе, некоторые металлические элементы будут заменены более легкими алюминиевыми. Даже форма отдельных деталей будет изменена в сторону лучшей эстетики и функциональности. «Дельфин» станет таким, каким его ждут потребители.Первый серийный экземпляр «Дельфина» уйдет своим ходом в Санкт-Петербург, в автобусный парк № 1. Об этом позаботился его директор Алексей Валентинович Карпов. Как говорится, спасибо за веру и поддержку отечественного производителя. Но это не единственное предприятие, всерьез присматривающееся к нашумевшей новинке. Интерес к лайнеру проявили и иностранцы. И это при том, что зарубежная премьера российского «туриста» еще впереди. Кстати, гендиректор Алексей Бакулин уверяет, что никакого демпинга по цене не будет: стоимость «Дельфина» установят на рыночном уровне, не больше, но и не меньше. Примерно это будет планка от 7,5 млн. руб.В сентябре 2008 года на Международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере на кузове лайнера будут красоваться латинские буквы названия – Delfin. Это говорит о том, что он предназначен и для европейского рынка. Это будет совсем другая пассажирская машина с абсолютно новым интерьером. Для нее предусмотрены три линии исполнения: недорогой туристский класс, серия Premium и максимальная отделка Luxury (комплектация VIP и специальные версии по индивидуальным заказам). То есть наряду с базовыми модификациями перевозчик сможет укомплектовать лайнер сегмента Luxury Bus в эксклюзивном сочетании, вплоть до персональных предпочтений в отделке салона.Больше всего в этой истории радует то, что гениальная задумка талантливых людей не осталась на бумаге, а воплотилась в реальность. И еще лично меня распирает гордость, что на этом туристском лайнере будет стоять маркировка «Сделано в России»: ведь можем, когда захотим!

Техническая характеристика туристского лайнера «Волжанин Дельфин»

Параметры Зачения
Длина х ширина х высота, мм 12 400х2550х3750
Колесная формула 4х2
Ведущие колеса Задние
Число мест для сидения 38–+1
Полная масса, кг 18000
Марка и модель двигателя Mercedes-Benz OM 457 LA, Euro 3
Мощность, л.с. 354
Марка и модель КП ZF S6-1600
Тип КП Механическая
Число передач вперед/ назад 06.01.09
Передняя ось ZF RL 75/E
Рулевое управление ZF 8098
Климатическая система S?trakАС 353
Тахограф на 2 водителя Kinzle (Германия)
Объем багажных отсеков, м3 10,5
Вместимость топливного бака, л 465
Размер шин 295/ 80 R.5
Максимальная скорость, км/ч 120
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен