<<< Назад

Всё лучшее – детям!

А. Михайлов (Ессентуки), фото автора

На городских улицах этот желтый красавец привлекает внимание своей внешностью – ярким цветом, крупными надписями на бортах, сиреной на крыше. Многие задаются вопросом: какая же это модель КАвЗа? Но...– это СЕМАР-3282.

Этот автобус на шасси ГАЗ-3307 был разработан в начале нового века. Он довольно долго кочевал по выставкам, однако Минобразования посчитало ПАЗ-3205 и длиннобазные КАвЗ-39765 более достойной и дешевой альтернативой семеновскому автобусу. Именно поэтому проект перспективного «школьника» СЕМАР закрыл, а уже построенные автобусы распродал частным школам и санаториям.

Один из них зимой 2005 года приобрел ессентукский санаторий «Юность», заплатив 550 тыс. рублей.
За два года не самой тяжелой эксплуатации (автобус возит детей от санатория до минерального источника, а иногда на экскурсии) пробег составил 29 700 км. За это время ничего не сломалось, во-первых, пробег смехотворный, а во-вторых, машина – одна из первых.

Кресла в салоне оборудованы ремнями безопасности и подлокотниками

На первый взгляд все очень неплохо – интересный дизайн, удобный, просторный и аккуратный салон, оснащенный ремнями безопасности на всех креслах, вклеенные ветровое и заднее стекла, но... Кузов за два года уже начал подергиваться ржавчиной – и тут, и там вспучилась краска, проглядывают рыжие пятна. Но до сквозных дыр еще очень далеко – особенно в южном климате.

Наибольшие нарекания у эксплуатационщиков к базовому шасси. Для столь тяжелой машины двигатель слабый, а подвеска жесткая. Усилия при управлении этим автомобилем не очень отличаются от аналогичных машин на базе ГАЗ-3307 – тот же тяжелый руль, та же древняя КП, которую очень трудно переключать...

Значительное удлинение колесной базы и увеличение массы кузова привели к тому, что в сравнении с КАвЗ-3270 (предыдущим автобусом санатория) расход топлива вырос на 30%, 25–27 л на 100 км пробега у курганского автобуса и 35–40 л – у семеновского. Именно поэтому владельцы собираются установить на автобус газовое оборудование.

Под капотом изменилось разве что торпедо кузова – моторный щит

При рессорной задней подвеске автобус нещадно трясет, а из-за того, что силовая установка осталась прежней, машина с огромным трудом преодолевает подъемы. Вследствие удлинения базы ходовая часть с трудом держит потяжелевшую машину, но, к счастью, держит.

Зато тормоза с немецкой АBS работают превосходно, особенно если сравнивать с другим автобусом из санаторного парка – ПАЗ-32051 1998 года выпуска, у которого они не раз отказывали.

На скорости выше 60 км/ч автобус уже с большим трудом подчиняется водителю. Поэтому встает вопрос: почему не ограничить скорость принудительно?

Водительское место несмотря на то, что смотрится неказисто, довольно удобное. Особенно хочется отметить водительское сиденье – даже после длительной поездки у водителя не ноет спина. На панели находится микрофон для экскурсовода и пульт управления проблесковым маячком. Кстати, жёлтая «мигалка» очень полезна в плотном потоке, да и маленькие пассажиры приходят в восторг – в отличие от сотрудников ДПС, которые постоянно требуют ее убрать.

Двери нет, зато есть подлокотник. Приборы на панели приборов «социалистические», но собраны аккуратно

А еще детишки из санатория обожают курочить ремни безопасности и отдирать буковки с бортов.

Водителю очень не хватает «своей» двери. Вместо нее установлен большой подлокотник с двумя подстаканниками и множеством отделений. Даже южной зимой в салоне всегда тепло – сказывается наличие двух отопителей и всего лишь двух форточек (их количество и расположение продиктовано нормами безопасности). Но летом в салоне очень душно, поэтому владельцы планируют оснастить «школьника» кондиционером. Водителям показалось очень удобным стекло внизу правой двери – видно все, что происходит справа от автобуса. Но оно в первую очередь страдает от грязи и камней.

Но почему вклеенные стекла постоянно дают течи и норовят вылететь на каждой кочке, несмотря на то, что автобус ездит только по асфальту? Почему нет буксирных проушин, а в такт кузову поскрипывает пластмасса? Эти вопросы мучают сотрудников санатория с момента покупки...

Еще очень хотелось бы сказать пару слов о дизайне. Лично мне очень понравился передний бампер, сверху отделанный рифленым алюминием. Во-первых, это удобно при обслуживании, а во-вторых, очень стильно. Вот только забраться на этот бампер – целое дело...

Кузов слишком тяжел для этого шасси. Его бы на «4331-ю» модель!..

Задние фонари напомнили мне те, что ставили на поздние «Икарусы». Хотя дизайн задней части довольно простой и аккуратный, главным образом благодаря этим фонарям и спойлеру над задним стеклом.

Интересно, что официально у этого автобуса индекс 3280 – как у обычного САРЗа, который немногим отличается от «пожилого» КАвЗ-3976. Этому нашлось очень простое объяснение: «школьник» еще не был сертифицирован, да и мало кто знает, как на самом деле выглядит САРЗ-3280.

Что же в итоге? «Школьник» из Семенова, чуть выше конкурентов. Однако заводчанам стоило до конца доработать кузов и подобрать другое, более современное и тяжелое шасси. Жаль, что производство автобусов среднего класса в Семенове свернули... И детей будут возить на дешевых, но устаревших ПАЗах и КАвЗах...

Автор выражает благодарность сотрудников санатория «Юность» за помощь в подготовке статьи.

Комментировать ... >>
Loading...