Шведская «палочка-выручалочка» для грузовиков
Эвакуатор Scania T114GB 6x4NZ 380
Многие из наших читателей наверняка имеют автомобили. Возможно, кто-то попадал в неприятную ситуацию: машина сломалась. На месте неисправность ликвидировать не удалось и надо каким-то образом добираться до дома или до ближайшей станции технического обслуживания (СТО). Каким образом – дело каждого. Можно поймать попутку и попросить отбуксировать автомобиль в ремонт или (если есть возможность) вызвать эвакуатор. В данном случае речь идет о легковых автомобилях. А как быть, если сломался грузовик?
Большинство отечественных водителей грузовиков – доки во всем. Как говорят, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Умеют делать все, даже машину отремонтировать в дороге без помощи СТО. При этом еще и коллеги могут помочь. Однако не всегда можно "в поле" произвести ремонт "кормильца".
На многих автопредприятиях, как частных, так и государственных или муниципальных, существуют машины аварийной службы или эвакуаторы. Но это касается в основном водителей, работающих на автомобилях отечественных или производства стран СНГ. Импортную технику "в полевых" условиях не отремонтируешь. Volvo, Mercedes-Benz, DAF, IVECO и другие автомобили импортного производства напичканы электроникой, и ремонтировать их должны специалисты на фирменных СТО. Эвакуаторы для транспортировки грузовой импортной техники должны быть, желательно, тоже импортными, как эвакуатор Scania T114GB 6x4NZ 380, который находится в распоряжении ООО "Скан-Юго-Восток", официального дилера Scania из подмосковного города Люберцы. Этот автомобиль тест-группа нашего издания испытывала на дорогах Дмитровского автополигона.
Scania T110 |
Такой же эвакуатор используется и в Санкт-Петербурге в компании "ПЕТРО-СКАН". Недавно эта фирма приобрела новый эвакуатор – Scania 8х4 с бескапотной кабиной. Мы получили приглашение в Питер познакомиться с работой эвакуатора из Швеции. Всего три дня, но скучать не пришлось. Как сказал руководитель службы эвакуации компании "ПЕТРОСКАН" Михаил Архипов: "На дорогах страны выходных не бывает".
В первый же день "скорая помощь" грузовиков отправилась на строительную площадку за пределами Северной столицы выручать капотный самосвал своего же производителя – компании Scania. Случай банальный: автомобиль забуксовал, а водитель немного перестарался, пытаясь выбраться из кучи песка, – у груженого автомобиля не выдержала главная передача. С задачей вытащить сломавшийся автомобиль из песка и эвакуировать его на СТО эвакуатор справился без труда, причем все операции производил один водитель-оператор Дмитрий Рогов. Проблем с монтажом буксирного устройства у водителя не было, поскольку эта операция считается для такого универсального эвакуатора самой простой. Главное – на неровной строительной площадке правильно установить буксировщик. А дальше дело техники в прямом смысле этого слова. Переносным пультом управления Дмитрий помогает установить подъемник и закрепить буксирные приспособления у сломавшегося автомобиля.
Scania T92 |
На следующий день шведской аварийке скучать тоже не пришлось, хотя это был выходной день суббота.
Вызов на эвакуацию был опять в пригород Санкт-Петербурга, в город Пушкин. На этот раз случай неприятный, поскольку загорелся бензовоз. Правда, к нашему приезду водитель МАЗа его потушил штатным порошковым огнетушителем – электропроводка тягача замкнула и воспламенилась. Картина внутри кабины была удручающая: закопченная обшивка и запах гари. У бензовоза суетился водитель, но автомобиль самостоятельно двигаться уже не мог.
В этой ситуации установить правильно эвакуатор Дмитрию не составило труда, поскольку аварийный автомобиль стоял на ровном асфальте. Но для его эвакуации потребовались другие приспособления, в отличие от эвакуированного самосвала. На монтажный брус крана (манипулятора) Дмитрий надел и зафиксировал две небольшие вилки. Затем аккуратно подвел их к передним кронштейнам крепления передних рессор МАЗа. Плотно зацепил вилками крепежные рессорные стремянки и приподнял передок минского тягача. На всякий случай пневмосистему "погорельца" подключили к пневмосистеме эвакуатора. Затем водитель-оператор подстраховал основную сцепку стальным тросом с крюками. Получилась надежная сцепка. Однако пришлось откручивать карданный вал от редуктора, чтобы не сломать трансмиссию минского тягача во время буксировки. В общем, сцепились, подстраховались, и весь этот оригинальный автопоезд двинулся в сторону Питера.
Водитель-оператор сам устанавливает буксирное устройство |
Надо сказать, что Scania-эвакуатор 8х4 в составе автопоезда управляется неплохо. Удобный руль, хорошая обзорность. Вторая характеристика является немаловажным фактором для безопасной транспортировки аварийных автобусов или автомобилей в составе автопоездов. Представьте: сам эвакуатор четырехосный и к нему "пристегнут" тягач с полуприцепом. Так что обзорность, особенно по зеркалам, очень важна как элемент пассивной безопасности.
Понравилась плавность хода эвакуатора. Мотор работает плавно на любых оборотах, педаль газа реагирует на каждое движение ноги водителя, плюс хорошая разгонная динамика. Для маневрирования в городском автомобильном потоке с "хвостом" такая динамика весьма похвальна.
Раз уж речь зашла о самом эвакуаторе, стоит сразу обратить внимание на кабину.
Компания "ПЕТРОСКАН" занимается эвакуацией уже давно. Начинала она свою деятельность в этой сфере бизнеса со стареньких капотных Scania 4х2. Исходя из опыта, специалисты "ПЕТРОСКАН" приобрели эвакуатор Scania R420LB8x4HHA с комфортабельной спальной кабиной на двух водителей-операторов. За аварийными машинами иногда приходится ездить далеко, а водителям обязательно надо отдыхать. Кресло водителя очень удобное, кожаное, на пневмоподвеске с боковыми поддержками как на подушке, так и на спинке, и при правильной регулировке рулевой колонки водитель в нем чувствует себя комфортно.
Пострадавший от возгорания МАЗ |
На панели приборов расположен монитор, по которому водитель-оператор может следить за операциями по эвакуации. Телекамера с большим углом обзора расположена сзади автомобиля. Мало того, в видеокамеру вмонтирован микрофон, и водитель-оператор может даже слышать команды напарника или водителя эвакуироваемого автомобиля и видеть все происходящее позади своего автомобиля.
На передке кабины установлен мощный противоударный каркас (так называемый "кенгурин") с большим количеством противотуманных фар, передний противовес, а также солнцезащитный козырек над ветровым стеклом.
За кабиной расположена рабочая часть эвакуатора. Прежде всего это подъемно-сцепное устройство BRO Starke, которое устанавливается на очень мощном подрамнике. Оно состоит из 4-метровой рукояти с телескопической стрелой 2х1100 мм и поперечного опорно-поворотного устройства. На подъемном механизме установлены две лебедки – основная H300G и дополнительная H150P.
Все приводится в действие гидравликой от насоса с приводом от КП отбора мощности. Плюс к этому устанавливаются два блока-распределителя – 7-секционный и 2-секционный.
Переносной пульт управления ЗПСУ |
Эвакуатор Scania R420LB8x4HHA оснащен большим числом отсеков, в которых содержится необходимое оборудование для эвакуации пострадавшего грузовика или автобуса. Например, в одном отсеке – бухты со шлангом для пневматики и электрокабелем. Они могут подключаться к буксируемому автомобилю. В другом – практически верстак для слесарных работ и электропровода. Есть отсек, в котором смонтирован стационарный блок управления ЗПСУ (заднее подемное сцепное устройство). Это помимо переносного.
Еще в одном отсеке находятся буксирные тросы и другое эвакуационное оборудование, причем блок с тросами откидной с гидроприводом. Два самых больших отсека снабжены складывающимися лестницами. В одном из отсеков есть даже бак для воды с рукомойником на 30 литров! А между кабиной и рабочей платформой расположен еще один противовес – 2,6 т!
Но не все так замечательно в шведском эвакуаторе, как кажется. Топливный бак, с точки зрения конструкции, расположен правильно: за дополнительным блоком для балласта поперек шасси. Однако заливная горловина выведена в стенку отсека, поэтому для того, чтобы заправить автомобиль, приходится открывать створки отсека.
У водителя анатомическое кожаное кресло |
Запасное колесо закреплено прямо на балке манипулятора, съемного устройства для него нет. Вот и вертись, водитель, как хочешь. Сбросить запасное колесо с автомобиля нетрудно, а как затащить наверх пробитое колесо? Оказалось все очень просто. Как объяснил Дмитрий, запасное колесо можно снять манипулятором, а инструмент и оборудование для ремонта колес в эвакуаторе есть. Втаскивать "запаску" на место не надо – ее манипулятором можно положить обратно на балку. Очень удобно.
Конечно, компания "ПЕТРОСКАН" имеет в своем распоряжении две отличные СТО: одна в Санкт-Петербурге, другая – в области, в городе Сертолово. Обе станции оснащены самым современным ремонтным и диагностическим оборудованием.
На СТО "ПЕТРОСКАН" нас заинтересовало оборудование для ремонта кузовов и кабин. Гаечные ключи, домкраты, монтажки видели все, да и работать ими умеет каждый водитель грузовика. А инструмент для кузовных работ – это совсем другое. С ним еще надо научиться обращаться.
Эвакуатор обладает мощным противоударным каркасом |
В основе стапеля – монолитная металлическая плита. К ней придаются различного размера стойки с цепями, тросами, крюками и разного рода винтовые растяжки. В общем, стапель снабжен всем необходимым инструментом для восстановления геометрии рам и кабин.
И вот что интересно. В Европейском Союзе и в Америке эвакуационная служба давно выделилась в самостоятельную отрасль автоперевозок, т. е. отдельный бизнес: эвакуировал автомобиль на ремонт, деньги за это получил и все... Дальше дело другой компании. А у нас... И диспетчер по эвакуации, и эвакуация, и на этой же станции ремонт. Все 33 удовольствия... за деньги клиента, разумеется.
P.S. Перед cдачей материала в печать нам позвонил руководитель службы эвакуации компании "ПЕТРОСКАН" Михаил Архипов и сказал, что для его службы компания приобрела еще один эвакуатор, только с платформой. Что ж, потаскаем еще что-нибудь...