<<< Назад

Малыш с берегов Камы
Сред­не­тон­наж­ный грузовик КамАЗ-43081

А. Ерохин, фото К. Ушанова

Не так давно в палитре продукции ОАО «КАМАЗ» появились среднетоннажные автомобили моделей «4307» и «4308». Машины, на первый взгляд, почти одинаковые. Разница состоит в грузоподъемности и, соответственно, мощности двигателя, характеристиках подвески, размерностях колес и т.д. И еще в том, что если «ноль седьмая» все еще числится в перспективных, то 5-тонный КамАЗ-4308 уже поступает в продажу. Именно его, а точнее модификацию КамАЗ-43081, отделу испытаний нашего журнала и удалось получить на тестирование.

Осмотрев автомобиль, сошлись во мнении, что машина выглядит весьма привлекательно, имеет пропорциональные формы, доработанная кабина смотрится так, словно специально создана для среднетоннажника, да и колеса с посадочным диаметром 19,5 дюймов очень гармонично вписались в ее облик. Наличие дизеля Cummins бразильской сборки, имеющего достаточную для данной массы и хорошей динамики мощность, и импортных шин вселяло надежду на очень хорошие показатели топливной экономичности и скоростных свойств. Для снижения стоимости автомобиля создатели установили на нем коробку передач КамАЗ-141, а также отечественные карданный вал и задний мост с редуктором. Ну что, посмотрим, каков челнинский среднетоннажник на дорогах.

Сначала, как обычно, работаем с порожней машиной. На маршруте имитации городского движения (ИГД) быстро убеждаемся, что, во-первых, трогание с места наиболее приемлемо с первой передачи (коробка 5-ступенчатая), во-вторых, в городе достаточно четырех передач. При скоростях до 60 км/ч пятая – совсем лишняя. Не понравилось П-образное переключение с первой на вторую и с третьей на четвертую передачи.

Двигатель импортный, зато подогреватель шадринский

В остальном все нормально, автомобиль показал себя достаточно резвым, расход топлива – 18,6 л/100 км при средней скорости 41,2 км/ч – очень хорош, особенно если учесть массу снаряженной машины – 6 350 кг. Пустой автомобиль практически не чувствует подъемов на маршруте.

На динамометрической дороге во время прогрева машины замечаем, что обороты двигателя при движении на максимальной скорости весьма далеки от номинальных. При движении на четвертой передаче максимальная скорость больше, чем на пятой. Здесь мы остались в недоумении: обычно, такое сочетание передаточных чисел коробки и главной передачи используется на легковых автомобилях. Максимальная скорость достигается на четвертой, а пятая используется для повышения топливной экономичности. Такую коробку еще называют 4+Е (Economie). На машинах грузоподъемностью более 1,5 т подобной трансмиссии не встречается, поскольку груженая машина существенно тяжелее пустой и на высшей передаче нужен запас тяги. Поэтому у нас сложилось впечатление, что выбор передаточного отношения главной передачи явно неудачен и нуждается в доработке.

Буксирная проущина - явно не для прицепа

Показатели топливной экономичности очень и очень неплохие. Судите сами: расходы топлива 10 л/100 км при 40 км/ч и 18 л/100 км при 80 км/ч. И это несмотря на то, что отсутствие обтекателя при такой разнице в высоте кабины и фургона существенно сказывается на аэродинамическом сопротивлении и заметно ухудшает расход топлива. Нам кажется, что в наше время уже нельзя пренебрегать такими эффективными средствами снижения расхода топлива, как обтекатель.

Что еще понравилось у нашего подопечного? Это, безусловно, тормоза. Они здесь дисковые как передних, так и на задних колесах. Поэтому при торможении отсутствуют часто встречающиеся на автомобилях с барабанными тормозами уводы в сторону, да и заметно меньшее время срабатывания мы сразу почувствовали.

Закончив тестирование пустой машины, загружаемся балластом и продолжаем работу уже с груженым автомобилем. На маршруте имитации городского режима движения увеличение массы сразу становится заметно. Все недостатки, отмеченные нами во время теста порожней машины, остались на месте.

Средняя скорость движения на маршруте уменьшилась на 1,1 км/ч, расход топлива составил 26,1 л/100 км. Подъем в 4% преодолевали уже на третьей передаче. И еще нам показалось, что число передач в коробке должно быть больше, хотя возможно, все дело в неверном выборе передаточного числа главной передачи.

Панель приборов стала чуть современнее

На динамометрической дороге автополигона после прогрева машины определяем максимальную скорость груженого автомобиля на высшей (пятой) передаче: 97,2 км/ч. Затем повторяем процедуру на четвертой, и получаем что-то около 110 км/ч. Это еще один аргумент в пользу неправильно выбранного передаточного числа главной передачи. В таблице результатов испытаний указаны значения максимальных скоростей автомобиля на высшей (пятой) передаче – в соответствии с требованиями стандартов.

Далее определяем расходы топлива на установившихся скоростях движения, разгонную динамику и выбег. Расходы топлива увеличились примерно на 15% против порожней машины. Это, между прочим, один из показателей правильности выбора и качества шин, установленных на автомобиле. Так же, как и выбег. Он вполне соответствует общей массе машины – 1 150 м. Отсюда и хорошие показатели топливной экономичности автомобиля.

Значения расходов топлива у нашей машины вполне сравнимы с ее зарубежными аналогами. И дело лишь в том, что применены импортные шины и двигатель.В целом, машина нам понравилась, тем более что изменить передаточное число главной передачи дело не такое уж и долгое. Кроме того, у завода просто обязаны иметься версии редукторов заднего моста для этого автомобиля с другими передаточными числами.

Рычаг КП и кран ручного тормоза удобны

Говоря о рыночных перспективах этой модели, вспомним, что она является прямым конкурентом МАЗ-4370, который уже не первый год успешно продается в России. Правда, импортные двигатель и шины не лучшим образом отражаются на цене машины, что, по мнению почти всех экспертов, затруднит вхождение на рынок. Дисковые тормоза для некоторых транспортников выглядят привлекательными, но большинство отпугивают: как-то они будут себя вести на протяжении многих лет и сотен тысяч километров? К сожалению, истина в этом вопросе станет очевидной не раньше, чем через лет пять.

Порадовал КамАЗ-4308 еще и вот чем. Помнится, в начале 80-х продукция завода считалась грузовым хай-теком, передовой техникой, порой именовалась «грузовыми Жигулями». Похоже, моделью «4308» Камский завод решил вернуть себе репутацию изготовителя наиболее «продвинутых» в технике автомобилей. Что можно только поприветствовать.

Редакция благодарит руководство ОАО «КАМАЗ» и представителей автозавода за возможность ознакомиться с новой моделью машины.

Комментировать ... >>
Александр
(31.05.09)
Машина плавает по трассе,постоянно приходиться подруливать.
василий
(18.07.07)
машина прошла 40т км и отвалились кронштеины задних амортизаторов. а востанавливать оч дорого
Тёма
(06.05.07)
Да вообще крутой автоиобиль! У меня друг взял такого и горя не знает! Я тоже хочу продать Бычка и купить КаМаза Туппара!
Юстас
(17.01.07)
Говорят количество импортных комплектующих в "камазятах" будет расти, уже сейчас известно о гипоидных мостах разработанных совместно с ZF. А из того что уже сейчас внедрено - новый салон без той позорной торпеды.
Александр
(10.01.07)
Работаю на "Камазёнке" прошёл уже 150000км . Машина хорошая , пока не ломается , запчастей нет , технической литературы нет , на сервисе нежалуют , стартер достал (горит уже третий , в продаже соответственно его тоже нет ). Хорошее в машине только то , что сделано за границей , а где наши приложили руки ВСЁ ...
Сергей
(12.12.06)
Купил три месяца назад 4308. четыре раза сходил в Ханты ,Прекрасная машина раньше ездил на бычке . Не надо лить в бак всякую барбулыгу из канистр.
Orlovski@kora.kem.ru
(25.11.05)
Купились на "продвинутый" автомобиль и что - 30 000 пробега и импортный двигатель отказался "есть" нашу солярку. Теперь даже авторизованый сервисный центр разводит руками и ссылается на опломбированый двигатель и связанную с этим невозможность проведения элементарного обслуживания!? Вот так отечественный производитель отшивает потенциальных покупателей.
Loading...