<<< Назад

Из жизни автомобильных номеров

С. Ионес, фото автора

В официальных документах это изделие называется регистрационным знаком, в обиходе – автомобильным номером. Кажется, что автомобильные номера – примитивные металлические таблички, сделанные по общему стандарту. По мнению многих водителей, достаточно повесить их на машину и забыть. Однако, как показывает практика, и у эксплуатации автомобильных номеров есть свои особенности и секреты.

Срок жизни автомобильных номеров – от постановки машины на учет в ГИБДД до снятия с учета. Он может оказаться коротким: сейчас у многих владельцев есть возможность часто продавать и покупать машину. А может случиться и так, что автомобиль официально числится собственностью данного владельца не один год и даже не одно десятилетие. Тогда комплекту номеров предстоит долгая жизнь, и задача аккуратного владельца – не дать номерам прийти в негодность. Не вдаваясь в подробности нормативных документов, сформулируем главную задачу владельца машины: чтобы номера были нормально читаемые, правильно установленные на машине, а задний – освещен ночью.

Помимо хорошего состояния номеров, важно принять меры, чтобы их не потерять. Кроме того, автомобильные номера иногда становятся объектом кражи. Ворованные номера нужны не только «серьезным» преступникам. Иногда их свинчивают, чтобы сдать в лом цветных металлов, иногда – чтобы навредить хозяину автомобиля. В Москве бывали случаи, когда работники ДЭЗов и префектур, грубо превышая свои полномочия, отдавали распоряжение не отвечающим ни за что дворникам срывать номера с давно стоящих на одном месте, старых и неисправных автомобилей. В таком случае появятся основания объявить автомобиль без номеров «брошенным», вывезти его на свалку и отчитаться перед начальством о выполнении плана по «очистке территории».

Мебельный болт: попробуй отверни

Многие автовладельцы устанавливают номера, не нарушая ГОСТа, но так ненадежно, что до потери или кражи остается один шаг. С другой стороны, опытные водители умеют закрепить номера так, чтобы исключить их случайную потерю и до предела осложнить задачу тем, кто решит украсть или незаконно снять номера.

В последние лет десять получили широкое распространение пластиковые рамки и подкладки под номера. Они продаются почти в каждом магазине запчастей, их выдают в автосалонах в качестве сувенира при покупке автомобиля.

Иногда эти рамки-подкладки используют в качестве переходников. На их тыльной стороне много отверстий, позволяющих легко навесить российский номер на иномарки, у которых точки крепления номеров не совпадают. Особенно это касается машин, выпущенных в США и Японии, где автомобильные номера по форме и размерам значительно отличаются от российских и европейских. Пластиковые рамки пригодятся для старых советских автомобилей, у которых отверстия сделаны под «черные» номера 1960–1970 годов, для грузовиков и автобусов 1980-х – начала 1990-х, у которых сзади висел двухстрочный «грузовой» номер, соответствовавший ГОСТу 1978 года. Использование таких рамок отчасти необходимость, так как сотрудники ГИБДД требуют не сверлить на самих номерах дополнительных отверстий.

Обычный болт и широкая шайба

Многие рамки-подкладки сделаны «застегивающимися», у некоторых есть пластмассовые защелки, позволяющие установить номер без болтов или винтов. На первый взгляд это очень удобно: не надо никакого крепежа, приложил номер к рамке, надавил пальцами – и готово. На дорогах немало машин, номера на которых висят на защелках и застежках пластмассовых подкладок. Это серьезная ошибка. Пластиковое крепление ненадежно. Про воровство просто не говорим: сорвать непривинченный номер с рамки можно одним движением отвертки. Рамки слегка деформируются от солнца, перепада температуры, от вибрации и тряски, возникающих при движении автомобиля. Этого достаточно, чтобы при движении номер незаметно для водителя упал на дорогу.

Вспоминается фильм, посвященный пробегу через всю Россию седельного тягача «Мерседес-Бенц» с новым полуприцепом предприятия «Зоммер-Ново-трак». Один из водителей-испытателей перед объективом камеры пожаловался, что во время пробега потерялся задний номер. Ничего удивительного: виновата именно пластиковая подкладка. Номера надо было привинчивать, а не полагаться на пластмассовые застежки.

Мы не утверждаем, что рамки-подкладки не нужны совсем. Если решите использовать их, не поленитесь привинтить номер к самой рамке: все необходимые отверстия для этого есть.
А вот металлические подкладки иногда приносят ощутимую пользу. Они создают подпорку номеру, усиливают его. Это важно, если номер висит не на кузовной панели или бампере, а консольно, как, например, задний номер грузовика, находящийся под платформой.

Саморез из штатного набора облегчает кражу

В заводскую комплектацию многих отечественных автомобилей входят винты-саморезы для номеров, которые ввинчивают в отверстия пластикового бампера или в пластиковые втулки, вставленные в панель кузова. Закрепленные ими номера уже не потеряешь. Зато для воров, вооруженных отверткой с крестообразным шлицем отвернуть номера – дело одной минуты.

Усложнить злоумышленникам задачу снятия номеров легко. Стандартное отверстие для крепления на номерном знаке рассчитано на винт или болт с диаметром резьбы М6. В кронштейн отверстия для крепления номера на бампере или кузове можно ввернуть болт или винт такой длины, чтобы с тыльной стороны удалось навернуть на резьбу две гайки. Если крепеж «законтрен» таким образом, отвернуть его снаружи невозможно. В качестве крепежа можно использовать мебельный болт с гладкой наружной шляпкой. Снаружи за нее «взяться» нечем. Если гайка, навернутая на мебельный болт, находится внутри багажника или двери кузова-фургона, номер снаружи тоже невозможно отвинтить. У воров останется вариант сорвать номера ломом или монтировкой: современные номера сделаны из слабого цветного металла, который легко разрывается. Поэтому под шляпку болта или винта стоит подложить шайбу большого диаметра. Сорвать номер просто не удастся.

Задний номер на грузовиках иногда оказывается навешенным на резиновый фартук-брызговик. Это не самое подходящее место. Брызговики отрываются, резина хуже, чем металл, держит крепеж. Лучше все-таки изготовить и поставить сзади металлический кронштейн под номер.

Фирменная наклейка, дублирующая номер

На передний номер садится вся грязь с дороги, он может пострадать от летящих из-под идущего впереди автомобиля камней, комьев глины или ледяной слякоти. Задний номер тоже в зоне риска, особенно на грузовике. Номера не защищены от ударов не только при ДТП, но и при толчках о бордюр, заборчик или подобное препятствие. Сейчас идет дискуссия о том, что делать с номерами, имеющими повреждения.

Сотрудники ГИБДД настаивают на том, что номера с любыми повреждениями «ремонтировать нельзя», их «надо менять», что равносильно перерегистрации автомобиля. Но заметим, что принуждать водителей к частой замене номеров выгодно самой ГИБДД, ведь новый комплект стоит денег. Для владельца машины это бесполезная потеря денег и времени.

Федерального закона, запрещающего самостоятельный ремонт номерных знаков, нет. Подзаконными актами и инструкциями МВД можно пренебречь. Рассмотрим ситуацию с точки зрения владельца автомобиля.

Говорить о замене номеров, когда перерегистрация автомобиля не проводится, можно только в том случае, когда номер при аварии или при попытке злоумышленников сорвать его с автомобиля окажется разорванным пополам. Сварить из двух половинок пластинку из цветного металла действительно сложно и дорого.

Номера, выполненные своими силами

Но едва ли есть смысл в замене номеров, с которых просто слезла краска. Одно из требований ГОСТа заключается в том, чтобы было цело световозвращающее покрытие белого или желтого фона номера. Как показывает практика, у современных номеров оно прочное, долго терпит любые агрессивные воздействия. В подавляющем большинстве случаев у номеров обдирается черная краска, которой выделены буквы, цифры и окантовка. А это – обычная синтетическая эмаль воздушной сушки. Восстановить ее самостоятельно легко. Достаточно вооружиться растворителем и банкой черной краски. Буквы и цифры можно обвести эмалью любого типа: алкидной, нитро, масляной, акриловой, можно даже карандашом-маркером. Если вы не можете аккуратно подкрасить самостоятельно, за небольшую плату поручите это тому, кто умеет. Если у вас остались старые советские номера, у них можно смело красить фон и буквы с цифрами: световозвращающего слоя у них не было.

Запрещено ремонтировать? А подумайте, какой инспектор, даже на техосмотре сможет определить, что у номера буквы и цифры покрашены владельцем автомобиля самостоятельно? Если работа выполнена аккуратно, если читаемость номера восстановлена, а форма и размеры букв и цифр не нарушены, в чем тут криминал?

С советскими номерами ездить не запрещено

Еще вопрос. Что делать, если при ударе номер погнут или на нем появилась вмятина? Не жалко времени и денег – поезжайте менять. Но есть и более простой выход. Металл, из которого сделаны номера, легко выправляется. Опытный жестянщик, уложив номер на обычную доску, и вооружившись молотком, способен без проблем восстановить геометрию как самой таблички, так и букв с цифрами. Нельзя? Опять же, какой инспектор сумеет определить и доказать факт такого ремонта? Более того: кто станет этим заниматься?

В КОАП предусмотрена ответственность только за езду с нестандартными и нечитаемыми номерами. И то – небольшой штраф, который не разорит даже небогатого водителя. Если у номера облезли буквы и цифры, инспектор может расценить его как нечитаемый, а если они аккуратно подкрашены – нет. Точно так же вполне «стандартный» и читаемый когда-то помятый, а позже грамотно отрихтованный номер. Вероятность, что при проверке на посту инспектор станет с лупой искать следы повреждений и ремонта, ничтожна. Даже если очень захочет и найдет, ему придется доказывать, что номер «нестандартный», «нечитаемый» или установлен с нарушениями правил. А иных нарушений, связанных с состоянием номеров, в КОАП не предусмотрено и ни к какой ответственности водителя не привлечешь.

С помощью цветного оракала дубляж можно сделать красиво

Будут проблемы при прохождении техосмотра? Все равно лучше ехать на него с подкрашенным или выправленным номером, чем с облезлым и погнутым. При снятии машины с учета сотрудники МОТОТРЭР тоже едва ли станут придираться к перекрашенным и выправленным номерам, даже к лишним отверстиям под американское или японское крепление. Для них старые номера – утиль.

Одну старую проблему, связанную с установкой номеров на грузовые машины, в последние годы удалось решить. Раньше возникал вопрос, как правильно нанести на задний борт дублирующие цифры и буквы. На автобазах были бумажные трафареты с контурами цифр и букв, по которым можно легко нарисовать аккуратные ровные знаки определенной формы и размера. Когда появились частные грузовики, их владельцы стали рисовать дублирующие знаки как попало. Сейчас найден способ аккуратно и по ГОСТу нанести дубляж. В магазинах запчастей продаются специальные наклейки с любыми буквами, цифрами и кодами регионов – крупные черные символы на белых листах. Это, наверное, оптимальный вариант.

Комментировать ... >>
Loading...