Лондонское такси «Остин Таксикэб» (Austin FX4)
Мы привыкли считать коммерческими транспортными средствами грузовики и автобусы. Автомобиль, о котором пойдет разговор, без сомнения, легковой. Но он разработан не для семейного пользования, а для того, чтобы приносить доход владельцу, и поэтому является самым настоящим коммерческим транспортным средством. А недавно мы познакомились с лондонским такси «Остин Таксикэб».
Эта модель – одна из легенд мирового автомобилестроения. Таксомотор серии FX4 компания «Остин» (Austin) представила в 1958 году. Цифра в индексе реально обозначает четвертое поколение «таксикэбов» этой марки. Первая модель FX1 появилась еще до Первой мировой войны, вторая FX2 – в 1920х, третья FX3 – сразу после Второй мировой. У всех машин руль, как положено в Великобритании, располагался справа, а рядом с шофером была открытая площадка для багажа. Сзади находился пассажирский салон. В отличие от предшественников у модели FX4, как у обычного легкового автомобиля, появилась левая передняя дверь кузова. Однако, как и прежде, рядом с шофером оставалось место для багажа, а пассажирам отводилось пространство в задней части автомобиля, отделенное перегородкой.
У «четвертой» серии «Таксикэба» была долгая счастливая жизнь. Такие машины сходили с конвейера до XXI века. Они стали одним из неизменных символов британской столицы наряду со знаменитыми двухэтажными автобусами. Новые автомобили-такси, которыми в разные годы пытались заменить старый добрый «Остин», так и не стали массовыми. Когда в результате реформ премьер-министра Маргарет Тэтчер автомобильная марка «Остин» прекратила существование, выпуск «Таксикэбов» продолжил концерн «Ровер». Эти машины даже поставляли на экспорт. В континентальной Европе их использовали для обслуживания отелей. В годы перестройки отдельные экземпляры попали в СССР, что позволило нам найти в Москве «живой» «Остин Таксикэб». Данная машина выпущена в 1972 году.
Чтобы оценить внешний облик этого автомобиля, надо вспомнить историю британского автомобилестроения. После Второй мировой войны в Англии долго выпускали машины, вышедшие из моды еще в 1930-х, с отдельными крыльями, подножками и корпусами фар. Примером для создателей недорогих моделей были подчеркнуто старомодные «Роллс-Ройсы» и «Даймлеры» с массивной, как у кареты, задней частью пассажирского салона, архаично скошенным багажником, высокой вертикальной облицовкой, пузатыми боковинами с характерным «прогибом» поясной линии.
В таком ключе решен дизайн английского такси. Отдаленно «Таксикэб» напоминает «Роллс-Ройс» годов 1950-х. Но разница не только в пропорциях. Например, в высокий проем передней облицовки вставлена откровенно дешевая решетка, световые приборы (все фары, фонари и плафоны в салоне изготовлены компанией «Лукас») взяты от массовых английских легковушек. Но это же не самоходная карета лорда, а общественный транспорт, который должен быстро окупать расходы на свое содержание.
Двери «Таксикэба» открываются, как на древних советских ЗИМах и ЗИСах. Передние, как у «нормальных» автомобилей, вперед, а задние по-старинному – назад. Хромированные ручки вполне современные, в виде удобной скобы с кнопкой, причем каждая запирается на ключ. Форма проемов дверей напоминает «Победу» и ЗИМ, только двери тоньше.
Высота пассажирского салона примерно как в современном мини-вэне. Салон просторный, с ровным полом. Основной диван сильно смещен назад. Он достаточно мягкий, с недорогой обивкой из искусственной кожи. По компоновочным соображениям диван пришлось разместить между арками колес, на которых, конечно же, установлены подлокотники. Но машина широкая, арки маленькие, и три пассажира на диване поместятся, удобнее будет двум взрослым и ребенку.
В машине есть еще два пассажирских сиденья – откидные страпонтены, установленные на перегородке спиной к движению и лицом к сидящим на диване. В вертикальном положении подушки этих сидений удерживают мощные пружины.
В салоне много поручней, по форме похожих на те, что находятся под потолком ГАЗ-24. Они помогают при входе-выходе, и, если нравится, можно держаться при движении. Интересно, что у машины нет привычных стеклоподъемников. К верхнему краю опускного стекла прикреплена пластинка, играющая роль ручки. Чтобы открыть окно, надо «перекинуть» тумблер замка, удерживающего стекло поднятым, и, взявшись за пластинку, опустить или поднять стекло. Внутренние ручки открывания дверей зачем-то прикрыты карманами из прозрачного пластика. А над правой дверью расположена кнопка, позволяющая пассажиру самостоятельно включить отопитель. Выступающая часть кнопки поворачивается вокруг своей оси, что позволяет регулировать интенсивность работы «печки». Похожая кнопка включает свет в салоне.
Кабина водителя показалась довольно тесной. Особенно не хватает места в длину. Кресло шофера упирается в перегородку, как в заднюю стенку кабины старого грузовика или пикапа. Когда сиденье сдвинуто до предела назад, выясняется, что для человека ростом меньше 170 см такое положение – «то, что надо». А как быть водителям высокого роста? Впрочем, это не ЗИМ ГАЗ-12, у которого была похожая проблема. У «Остина» есть современная регулировка, предусматривающая несколько фиксированных положений и для передней, и для задней части кресла. Переставляя сиденье в разные положения, каждый водитель найдет для себя более-менее приемлемый вариант.
Еще один недостаток эргономики английского такси – сильно смещенный к правому борту педальный узел. У «нашей» машины автоматическая коробка передач и педалей только две. Но все равно приходится тянуть правую ногу вправо и сидеть с повернутым корпусом, как в «Запорожце». Рулевое колесо небольшое по диаметру, но вращать его при работающем двигателе нетяжело, так как машина оснащена гидроусилителем. Рычаг селектора коробки коротковат.
Приборы на панели – от других английских машин годов 1960–1970-х. На одном приборе – спидометр со счетчиком суточного пробега, на втором – указатели давления масла, уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Отдельный прибор – амперметр. Ручки и тумблеры всех включателей-переключателей похожи на те, что были у старых советских машин.
Слева от сиденья водителя – невысокая панель с подлокотником сверху, отгораживающая площадку для вещей. В комплект автомобиля входят ремни, удерживающие крупные чемоданы, сумки и коробки при движении. Половина стекла перегородки за спиной водителя сдвигается, как стекло полки шкафа. Это позволит шоферу в пути разговаривать с пассажирами. Лондонский таксист должен обладать навыками экскурсовода: если надо, рассказать приезжим пассажирам о достопримечательностях города.
У данной машины счетчик, к сожалению, не сохранился. Судя по расположению привода, он стоял слева за несдвигаемой половиной окна перегородки. Кстати, в Лондоне деньги водителю не отдают через стекло перегородки. По окончании поездки пассажир выходит, а водитель опускает стекло своей двери и принимает оплату снаружи, как продавец в газетном киоске. Роль сигнала, занято или свободно данное такси, выполняет большой фонарь с оранжевым рассеивателем, расположенный над ветровым стеклом.
Несмотря на смещенное «до упора» заднее сиденье, за ним еще осталось место для небольшой багажной ниши. Там находятся инструмент и запасное колесо. Крышка ниши откидывается не вверх, а вниз (как борт грузовика) и может служить дополнительной площадкой для груза.
Огромная крышка капота объединена с облицовкой, а изнутри усилена пространственным трубчатым каркасом. Капот открывается снаружи двумя рычажками, расположенными за передним бампером. Под капотом – 2,5-литровый дизель, взятый от одной из модификаций «Ленд Ровера». Все заливные горловины, воздушный фильтр, ТНВД, ГУР – буквально под рукой.
По устройству «Таксикэб» напоминает небольшой грузовичок. Кузов у него не несущий, а установленный на раме с мощными лонжеронами. Передняя подвеска независимая, хорошо знакомой в России схемы с пружиной между верхним и нижним рычагами. Нижние рычаги похожи на «газовские». Сзади простая балка на рессорах. При этом подвеска получилась мягкой: с плавностью хода у английского такси все в порядке.
Большой угол поворота передних колес обеспечит отличную маневренность в городской тесноте. Картер рулевого редуктора находится под передним краем капота, а трапеция расположена впереди моста, как у УАЗа. При столкновении редуктор первым примет удар. Водителя спасет безопасная колонка с карданами, а машина окажется «не на ходу» из-за разрушения узлов рулевого управления. В отличие от русских автомобилей дорожный просвет у «Остина» маленький, картеры агрегатов висят низко над асфальтом. Тормоза «по кругу» барабанные, колеса 16-дюймовые. На одно колесо данного «Остина» отлично встала шина ВлИ-10 от «Нивы».
Конечно, эта модель далека от достижений современного автомобилестроения. Зато машина стильная и, главное, удобная в пользовании. Поэтому даже в Лондоне XXI века легко выйти на край тротуара и, подняв руку, поймать настоящий черный «Таксикэб».