<<< Назад

После «Марша»

Сергей Цыганов, иллюстрации Александра Охрямкина



.




.




Пневматиками, вообще-то, испокон веков называют обычную пневматическую шину, придуманную Эдуардом Мишленом. Относительно жесткую, выдерживающую давление 3–2 атм., с кордовым каркасом и протектором на беговой дорожке. Но есть у термина «пневматики» еще одно, узкоотраслевое значение. В определенных кругах так называют шины свехнизкого давления, сохраняющие работоспособность при 0,2–0,4 атм. При таком внутреннем давлении шина как бы расплывается в пятне контакта, обеспечивая минимальное давление на грунт. Это обеспечивает непревзойденную проходимость машин на «пневматиках», экологичность (они не повреждают грунт, что в условиях Крайнего Севера особенно важно), а большой объем воздуха в колесах позволяет машине держаться на плаву.

Вездеходы на «пневматиках» энтузиасты начали стоить в 1970-х годах, как раз для использования на Севере. Первые колеса представляли собой обычные камеры от грузовиков, надетые на нехитрые самопальные ободья. Но уязвимость камер была очень велика и им стали придумывать различные упрочняющие дополнения – каркасы и оплётки из толстой резины, двойные камеры с упрочнением между ними и пр. Но это оставалось на самодеятельном уровне до тех пор, пока в начале 1990-х годов московская фирма «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) не взялась за производство бескамерной шины сверхнизкого давления собственной разработки, с протектором и усиленной боковиной. Эта шина сразу стала популярной и востребованной, и, несмотря на некоторые очевидные недостатки, была использована в конструкции многих вездеходов. В том числе и самого известного снегоболотохода на «пневматиках» – хэтчбека «Марш», собираемого тольяттинской фирмой «Бронто» на агрегатах УАЗа и «Нивы». Первые такие вездеходы появились в 1994 году и с тех пор имеют устойчивый – хотя и ограниченный – спрос.
Время идет, появляются новые разработки; уже и шина ТРЕКОЛ не является эксклюзивом (аналоги выпускают, например, «Арктиктранс» и «Белшина»). Совершенствуются и конструкции самих машин. «Марш», сделанный на откровенно устаревшей агрегатной базе, потребовал замены. И фирма «Бронто» взялась за разработку новой конструкции, поручив это дело инженеру НТЦ АвтоВАЗа Александру Охрямкину. И вот что получилось.
Прежде всего необходимо было избавиться от избыточной массы «Марша», состоящей из сочетания несущего кузова «Нивы» и силовой рамы УАЗа. Поэтому новый вездеход решили делать по безрамной технологии, взяв в качестве несущей структуры пространственный трубчатый каркас. На него крепятся агрегаты и элементы ходовой части, а облицовочные панели предполагается делать из пластика. Это не только уменьшает массу, но и дешевле при мелкосерийном производстве. Тем более что большинство навесных панелей плоские, а формовки требуют только крылья и крышка капота. Двери, как сложные в изготовлении детали, решили взять серийные, от «Оки».
Несущий кузов (в отличие от конструкции на готовых кузове и раме) позволяет существенно понизить центр тяжести и привести массово-габаритные параметры оптимальными для внедорожника. По расчетам, новая модель (назовем ее «Марш-2») будет легче «Марша» на 500 кг – и это при том, что грузоподъемность останется такой же – 400 кг. А высота «Марша» уменьшилась на 670 мм при одновременном увеличении дорожного просвета на 30 мм! Все-таки компоновочная свобода, которую имеет конструктор, работающий «с чистого листа» без привязки к габаритам «чужого» кузова – великое дело!
Не напрасно машины на «пневматиках» называют снегоболотоходами – снег и трясина для них привычнее асфальта. Соответственно проходимость именно в этих условиях имеет определяющее значение. В «Марш-2» для улучшения проходимости реализовано несколько оригинальных решений. Например, для более уверенного движения по снегу предусмотрено… выдвижное днище! Оно приводится в действие специальным гидроцилиндром, связанным с воздушным резервуаром, т. е. получается дополнительная – и значительная – площадь опоры на гидропневматической подвеске а-ля Citroёn! Такая конструкция позволяет активно перераспределять нагрузки между колесами и скользящей «лыжей» и амортизировать дополнительно неровности снежного покрова. Площадь опоры при этом получается максимальной, а удельное давление на грунт, напротив, минимизируется. Тот же «Марш», продавливая наст и проваливаясь в глубокий снег (все-таки 1700 кг), тратит и без того невеликую мощность «нивовского» мотора на преодоление самим же и созданных препятствий. «Марш-2» в этих же условиях поедет, не снижая скорости и не проваливаясь.
Избыточная масса «Марша», несмотря на большой объем колес, плавать ему не позволяла. При этом многие другие вездеходы на тех же шинах (да тот же ТРЭКОЛ, например) худо-бедно по воде передвигаются. В «Марш-2» этот недостаток избыт кардинально. В дополнение к плавучести, обеспечиваемой колесами, здесь предусмотрены две дополнительные надувные подушки. С ними машина будет иметь оптимальную осадку, мало зависимую от загрузки.
В остальном «Марш-2» ориентирован на серийные узлы, в основном от той же «Нивы». Это касается подвесок колес, рулевого управления, деталей электрооборудования и интерьера.
К сожалению, судьба этой разработки неясна. Вездеход получился интересным, не очень сложным в производстве, хотя и требующим для организации этого производства определенных усилий и инвестиций. Видимо, последнее и отпугнуло руководство фирмы «Бронто»: «Марш 2» к производству не принят.

Технические характеристики болотоходов (проект А)

. Марш Марш – N
Кузов (BA3 2121 или 2120) установленный на раме УA3-469 (доработанной) Оригинальный (коробкчато- трубчатый каркас) ( пластиковые панели)
Количество мест 2 (5) 4
Габариты, длина 4250 4335
Высота 2430 1756
Ширина 2780 2500
База 2685 3000
Дорожный просвет,мм 510 540
Снаряженная масса, кг 1700 1200
Полезная нагрузка, кг 400 400
Двигатель BA3 21213 (83 л.с.) BA3 21213 (83 л.с.)
Коробка передач BA3 – 2121 BA3 – 2121
Рулевое управление YA3 – 469 BA3 – 2121
Шасси и трансмисиия YA3 – 469 BA3 – 2121
Макс. скорость, км/ч 70 80
Шины Сверхнизкого давления 201- Трекол (1300x600x 533) Сверхнизкого давления 201- Трекол (1300x600x 533)
Расход топлива 18,8 л на 100 км 15 л на 100 км



Комментировать ... >>
Loading...