Обзор автотранспорта Мексики
Полная коллекция автобусов
Если хорошо постараться и объездить все районы города, то в Мехико можно встретить автобусы всех существующих классов. Малые, длиной до 8 м, используют в качестве «песеро» (название исходит из оплаты проезда в 1 песо). Они снуют везде, являясь самыми злостными нарушителями правил дорожного движения. Они бело-зелёного окраса и возникли в 1970-х годах как маршрутки в виде «коллективного такси».
Автобусы среднего класса длиной от 10 до 13 м являются основой большинства маршрутов и используются как «песерос» или в пригороде (синий окрас кузова). Сочленённые (красного цвета) 16–19-метровые машины, а ещё и автобусы с двойным сочленением, а это уже более 20 м, работают на скоростных маршрутах маршрутах и BRT. На этих же направления курсируют двухэтажные автобусы.
Моделей автобусов очень много и больше половины из них, это бело-зелёные барбухайки, которых в столице около 25 000. Марок же очень много: местные ALFA, AYCO, Capre (Novacapre), Casa (Casavan), DINA, Havre, Eurocar, Masa. Ещё встречаются иномарки Caio, Catosa, Operbus,
Среди больших автобусов помимо знакомых Hyundai и Volvo встречаются Irizar, Marcopolo, Mascarello, MCI-DINA, OISA, Reco.
Цена проезда
Автобусы в Мехико – считаются самым дорогим видом наземного транспорта, если не считать такси. Поскольку он несёт важную социальную функцию (а зарплаты в Мехико сопоставимы с московскими), то проезд в них стоит 5-6 песо (около 16,5-20 российских рублей при зарплате среднего класса в 40 тыс. рублей). Вообще в сердцах мексиканских пролетариев тема социального равенства и советский опыт находит большой отклик ещё с 1920-х годов. Однако это не избавило страну от неравенства положения крестьян, рабочих и истеблишмента.
На троллейбусах проезд стоит всего 2 песо (7 рублей, что при доходах беднейших слоёв в 13 000 российских рублей). Исключение составляет маршрут А, где за проезд взимается 4 песо. При этом на автобус возложены основные функции перевозчика не только в столице, но и за её пределами. Маршрутная сеть простирается далеко за пределы штата Мехико: некоторые маршруты, берущие начало в столице, заканчиваются за 1500 км доходя до Атлантического и Тихого океанов.
Школьные американские автобусы в основном встречаются в глубинке и на периферии. В провинции их переделывают в «чикенбасы» – оборудоуют багажниками для перевозки багажа и птиц.
Всё разнообразие представлено автобусами последних лет. Встретить рейсовый автобус, возраст которого свыше 20 лет большая редкость, что нельзя сказать о троллейбусах. Последняя партия «рогатых» поступила в 1997 г., а самые старые машины выпущены в середине 1970-х годов.
Дела автомобильные
Первый автозавод Форда в Мексике заработал в 1925 году. Доминирование этой марки на рынке началось с Ford T, а закончилось пикапами серии F пока не пришли на рынок и другие производители. Автомобильные заводы Мексики при значительной помощи американских и немецких концернов на протяжении 1961–1970 гг. увеличили ежегодное производство со 180 000 до 250 000 машин (наибольшего прироста достигли Volkswagen и General Motors), в следствии чего импорт снизился с 41 до 13%. Однако протекционизм и растущий спрос спровоцировали на рынке дефицит. Его отголоски до сих пор заметны в виде потрёпанных неликвидов в виде Renault 4, Humber Hawk Mk-VI, Volkswagen Sedan «Fusca», Mercedes-Benz 200 и американской музейной рухляди, брошенной у обочин.
Чтобы найти старые машины я отправляюсь в переулки и небольшие улицы, где разрешена парковка. Магистрали столицы, где имеются выделенные полосы для общественного транспорта, предусматривают лишь остановку машин, поэтому редкие экземпляры прошлого нужно ещё поискать. В Мехико нет музея машин, но встречаются небольшие частные парковки, где владельцы держат по 3, а иногда и 5 легковых машин, выпущенных в середине прошлого века. Много машин припарковано вблизи домов и тут часто встречаются школьные и грузовые автобусы, а грузовики или мотоцикл попадаются редко.
Имея в распоряжении свой личный транспорт, а им был самокат привезенный из России, мне удалось оперативно попадать в любые районы Мехико, двигаясь как по тротуару, так и среди потока машин, что во многом исключало какого-либо контакта с местным населением, характер которых также как и местный транспорт – очень разный.