Опубликовано: ГП 01-2021
Шумерлинский завод специализированных автомобилей на протяжении нескольких лет осуществляет поставки в рамках ГОЗ ремонтно-эвакуационных машин РЭМ-КЛ на шасси «Урал-532362-0001042»
Шестая «Армия», коронавирусная (Часть 8)

О главных «автобронетанковых» событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»

Александр Привалов

Главный редактор
«Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик пресс»

Фото автора, иллюстрации Минобороны
России и предприятий ОПК

Опытные защищённые «Астейсы»

АО «АСТЕЙС» (г. Набережные Челны) – постоянный участник МВТФ «Армия». Эта компания на протяжении нескольких лет поставляет свою продукцию как силовым структурам (поставлено свыше 2,5 тысяч автомобилей), так и по кооперации предприятиям ОПК. В предыдущих частях статьи были размещены фотографии образцов вооружения и военной техники (ВВТ) с установленными комплектами бронированной защиты производства АО «АСТЕЙС»: серийный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС на шасси БАЗ-6910-021, универсальная станция специальной обработки УССО и опытный образец тяжёлого механизированного моста ТММ-7 (оба на шасси КАМАЗ-63501).

Защищённый автомобиль «Астейс-7020». Такие автомобили поступают на вооружение военной полиции МО РФ

На собственном стенде компания вновь представила образцы защищённых автомобилей, которые являются модификациями автомобилей «Патруль» (такие автомобили закупает «Росгвардия», поставки осуществляются также в подразделения военной полиции МО РФ). Как и прежде, АО «АСТЕЙС» не раскрывает индексы техники. В итоге всё, что мне удалось вытянуть из представителя компании, это то, что опытный образец «Астейс» «Патруль» 4х4 имеет индекс 7020. Замечу, что до разговора на стенде АО «АСТЕЙС» я осмотрел уличную экспозицию МО РФ, заглянул в салон серийного автомобиля и сфотографировал табличку с VIN: в очередной раз убедился, что это «Астейс-7020». Но серийные автомобили «Астейс-7020», поставляемые МО РФ, несколько отличаются от образца, который показало АО «АСТЕЙС» на собственном стенде.

Опытный образец защищённого автомобиля «Астейс-7020» 4х4.1, доработанный по требованиям МО РФ

На «Армии-2020» экспонировались три опытных образца «Патрулей», два из которых с однообъёмными защищёнными кузовами (колёсные формулы 4х4.1 и 6х6.1). Такие автомобили уже показывали на прежних «Армиях». Третий автомобиль (колёсная формула 6х6.1) имел исполнение с однорядной кабиной и грузовой платформой, на которой был установлен многофункциональный модуль ММ-5011 собственного производства «АСТЕЙС»; в предыдущие годы этот образец в Парке «Патриот» я не видел. Все автомобили созданы путём переоснащения базовых шасси КАМАЗ семейства «Мустанг».

Опытный образец защищённого автомобиля Астейс 6х6.1 с грузовой платформой, на которой установлен многофункциональный модуль ММ-5011

Замечу, что указанные броневики создаются в соответствии с Решением «Об организации работ по созданию семейства защищенных автомобилей (далее ЗА) и их модификаций на базе шасси армейских автомобилей КАМАЗ и УРАЛ с колёсными формулами 4х4.1 и 6х6.1 для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации», шифр опытно-конструкторской работы (ОКР) «Патруль-ЗА». Хотя в рамках ОКР создаётся несколько вариантов исполнения (мобильный пункт управления связи, командно-штабная машина, машина инженерной разведки, бронированный медицинский автомобиль, шасси для монтажа ВВТ и др.), по сути, исполнителю необходимо лишь доработать полицейские варианты серийных «Патрулей» под требования МО РФ. Работа идёт уже несколько лет, один из показов образцов «Патрулей» для МО РФ случился ещё на «Армии-2015». Если по состоянию на конец августа 2020 г. ещё не была проведена МВК, значит ли это, что не особо сложная ОКР идёт весьма туго?

Опытный образец защищённого автомобиля «Астейс-7020» 6х6.1 с однообъёмным кузовом, доработанный по требованиям МО РФ

Новейшая грузоподъёмная техника

Если бы проводился конкурс на самый высокий экспонат МВТФ «Армия-2020», весь призовой пьедестал заняли бы автомобильные краны, изготовленные на заводах «Кудесника» (в настоящее время этот холдинг объединяет крановые заводы, расположенные в городах Клинцы, Галич и Камышин), а кубок победителя достался бы автокрану военного назначения КС-65713-5М «Галичанин» (грузоподъёмность 50 т, шасси КАМАЗ-6560): его крюк был поднят на максимальную высоту – 34,5 м.

Автомобильные краны, изготовленные на заводах «Кудесника». На переднем плане кран КС-65713-5М «Галичанин»

Правда, на рекламном штендере специалисты МО РФ забыли указать, что КС-65713-5М позволяет осуществлять безопасную работу с опасными грузами. Замечу, такая работа обеспечивается двойными тормозами механизма подъёма груза, механизма изменения вылета стрелы и механизма телескопирования стрелы, а также комплексом современных приборов и устройств. Полагаю, указанные характеристики могут быть востребованы и некоторыми заказчиками экономического сектора. Хотя в целом говорить о конверсии производства на заводах холдинга «Кудесник» абсолютно неуместно, так как подавляющее большинство выпускаемых моделей автокранов гражданского назначения, да и выбор более чем широкий.

На стенде АО «Клинцовский автокрановый завод» (АО «КАЗ») были представлены две военные новинки: опытный образец № 1 крана-манипулятора военного назначения КМВ-8К (на шасси «Урал-4320-1834-30», входящем в семейство «Мотовоз-1») и макетный образец крана-манипулятора военного назначения КМВ-30К (на шасси КАМАЗ-6560). Нечасто российские предприятия представляют новые краноманипуляторные установки (КМУ), поэтому остановлюсь на этой теме чуть подробнее.

Из исторических документов времён СССР известно о том, что советские военные специалисты понимали: сражение в современной войне не выиграть, если перезаряжание боевых машин, пусковых установок, погрузочно-разгрузочные работы по тыловому обеспечению и т. д. будут производиться вручную. Механизировать указанные работы в ходе боевых действий можно разными способами, один из вариантов – использование автокранов, но в этом случае приходится задействовать две единицы техники. При использовании КМУ можно объедить выполнение транспортных, погрузочно-разгрузочных и иных технологических задач на одной единице военной техники. В отдельных случаях КМУ ставят на боевые машины и пусковые установки, это позволяет выполнять боевые задачи и задачи обеспечения наиболее быстро и эффективно.

Опытный образец № 1 кран-манипулятора военного назначения КМВ-8К (шасси «Урал-4320-1834-30»)

После распада СССР мы серьёзно отстали от стран НАТО в разработке таких технический систем. А вот в армиях вероятного противника повсеместно стали использовать военные КМУ c улучшенными техническими параметрами, аналогов которым не выпускали отечественные крановые заводы. В итоге для оснащения ВВТ на наши предприятия ОПК хлынули КМУ иностранного производства. Напротив, ООО «Кудесник» (год основания – 1992), включая входящие в него крановые заводы, – это исконно российские компании.

Смею утверждать, что успешная разработка отечественных КМУ станет неприятным сюрпризом для супостатов. Современные КМУ широко применяются в составе различных систем и комплексов ВВТ. КМВ-8К и КМВ-30К, в случае успешного проведения испытаний, дополнят и расширят линейку кранов-манипуляторов военного назначения АО «КАЗ», в которой уже есть образцы, выпускаемые серийно (КМВ-10К на шасси КАМАЗ-53501 и КМВ-20К на шасси КАМАЗ-63501 приняты на снабжение ВС РФ в 2018 г. и в 2019 г. соответственно).

Кран-манипуляторная установка военного назначения КМУ-10К в составе ПМ-ТОР (шасси КАМАЗ-6560)

Особо был интересен макетный образец КМВ-30К, который предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных и демонтажно-монтажных работ с обычными и опасными грузами. Кран-манипулятор КМВ-30К с грузовым моментом 31,51 тм имеет максимальную грузоподъёмность 12,4 т, грузоподъёмность 2,38 т на максимальном вылете 12,35 м, максимальная высота подъёма составляет 16,3 м.

Краноманипуляторная установка КМУ-30К может быть смонтирована за кабиной или в задней части средства подвижности. Для удобства работы с грузами большой массы и габаритов, предусмотрена возможность раздвижения. бортовой.платформы.

Макетный образец кран-манипулятора военного назначения КМВ-30К: для уменьшения габарита по высоте предусмотрена система наклона на угол до 45°

Конструкция установки позволяет подключить дополнительное оборудование – ротатор, клещевой или ковшовый грейферы, лебёдку, шнековый бур, гидроножницы, зуб-рыхлитель, рабочую платформу и др. Кран-манипулятор оснащён дублирующим управлением – рычажным и с дистанционного пульта (по радиоканалу или кабелю). Кран-манипулятор можно транспортировать военно-транспортным самолётом Ил-76. Для уменьшения габарита по высоте на КМВ-30К предусмотрена система наклона стрелового оборудования на угол до 45°.

Макетный образец кран-манипулятора военного назначения КМВ-30К (шасси КАМАЗ-6560)

Новый экскаватор цвета хаки

С текущего года АЗ «Урал» входит в холдинг «Объединённая машиностроительная группа» (ОМГ) (см. «Госзаказ и коронавирусный кризис»), предприятия которого выпускают строительно-дорожную технику. Поэтому для специалистов не был неожиданным показ экскаватора на шасси «Урал» – по соседству с военными «Уралами» был представлен их «нархозовский» собрат, который, впрочем, также был цвета хаки.

Как мне рассказали представители компании «ОМГ СДМ», опытный образец экскаватора-планировщика E210TS был изготовлен в 2020 г. на заводе ЗАО «Тверской экскаватор» в г. Тверь. Шасси – народно-хозяйственный вариант «Урал-4320-6951-74». Из таблички на образце следовало, что надстройка модели UDS-114 изготовлена словацкой компанией CSM Idustry s.r.o. в 2019 г. Экскаваторы UDS-114 хорошо известны в России – поставки начались ещё во времена СССР. Ныне имеются варианты установки UDS-114 как на шасси Tatra 815, так и на шасси других марок, в том числе на полноприводные КАМАЗы.

В разговорах на «Армии-2020» меня заверили в том, что у ОМГ есть планы по проведению ОКР, в рамках которой предполагается разработать экскаватор-планировщик на новейших шасси «Урал», созданных по заказу Минобороны России.

Экскаватор-планировщик E210TS на шасси «Урал-4320-6951-74»

Новинка ЧМЗАП

ПАО «Уралавтоприцеп» представило на МВТФ «Армия-2020» в составе статической экспозиции новинку – опытный образец пятиосного полуприцепа-тяжеловоза 5-ППТ-65 модели ЧМЗАП-99904-0000100. Данный экспонат можно было увидеть на стенде АЗ «Урал» в составе автопоезда с седельным тягачом «Урал-63708» «Торнадо-У» (8х8) с защищённой 4-х дверной пятиместной кабиной. Отмечу особо: «Урал-63708» – основной тягач для полуприцепа, а в качестве запасного в тактико-технических характеристиках указан КАМАЗ-78504, разработанный в рамках ОКР «Платформа-О».

Масса перевозимого груза – 63 650 кг; это позволяет перевозить на полуприцепе 5-ППТ-65 любую бронетанковую технику, которая сегодня есть в ВС РФ, а также все перспективные образцы, включая разработанные в рамках ОКР «Армата».

Автопоезд в составе седельного тягача «Урал-63708» и полуприцепа-тяжеловоза 5-ППТ-65 модели ЧМЗАП-99904-0000100

Важный факт: подвеска полуприцепа пневматическая, причём осевые агрегаты, установленные на ЧМЗАП-99904-0000100, отечественные. Некоторое время назад руководство ПАО «Уралавтоприцеп» приняло решение о глубокой модернизации производства. Сегодня предприятие выпускает осевые агрегаты в рессорном и пневматическом исполнении, причём в сегменте осей от 18 до 24 т предприятие не имеет себе равных и является практически единственным производителем в России.

Характеристики выпускаемой заводом продукции соответствуют, а по некоторым показателям превосходят европейские и китайские аналоги. Оси устойчивы к песку, пыли и грязи, выдерживают нагрузки в сложных климатических условиях и отличаются повышенной прочностью, что особенно важно для использования в Армии.

С 2019 г. на предприятии велась разработка самоустанавливающихся осей, и в текущем году «Уралавтоприцеп» освоил выпуск самоустанавливающейся оси модели 24-001-01. Установка самоустанавливающихся осей на полуприцепах с тремя и более осями снижает износ шин и улучшает маневренность автопоезда при прохождении поворотов в ограниченном пространстве. Отмечу, что ЧМЗАП-99904-0000100 – первый образец, оснащённый самоустанавливающимися осями отечественного производства.

Опытный образец пятиосного полуприцепа-тяжеловоза 5-ППТ-65 модели ЧМЗАП-99904-0000100

Мобильный комплекс с привязным БПЛА

На невзрачный фургончик на базе УАЗ «Профи» многие посетители «Армии-2020» не обращали внимание. А зря! Разработка, которая размещается внутри этого фургона, является уникальной. Многофункциональный мобильный робототехнический комплекс на базе привязной высотной беспилотной платформы «Альбатрос», разработанный Лабораторией № 69 Института проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН), значительно превосходит все зарубежные аналоги.

Многие спросят: зачем нужны беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на привязи? Ответ более чем конкретный: привязные высотные беспилотные платформы предназначены для длительного функционирования (от суток до нескольких недель), без опускания на землю. Это – одно из основных преимуществ по сравнению с автономными беспилотниками (взлётной массой до 40 кг), время непрерывного функционирования которых обычно не более одного часа. Так как беспилотник всё время работает в режиме зависания в одной точке воздушного пространства, важно иметь надёжный канал связи – беспроводные системы менее надёжны по сравнению с передачей информации по проводу. С помощью привязных беспилотников можно охранять объекты, выполнять задачи разведки и радиоэлектронной борьбы, создать информационную структуру в районах стихиных бедствий и т. д.

Многофункциональный мобильный робототехнический комплекс на базе привязной высотной беспилотной платформы «Альбатрос» (шасси УАЗ-236021)

Непрерывная длительная работа БПЛА на большой высоте связана с надёжностью наземного оборудования, поэтому в представленном комплексе реализована высоконадёжная передача энергии большой мощности с земли на борт беспилотника, высота подъёма (зависания) которого – 100 м. Были разработаны высоковольтный высокочастотный кабель-трос (передаваемая мощность 8 кВт) и лебёдка с микропроцессором для контроля натяжения кабель-троса. Электрогенератор, который размещён в фургоне, показанном на выставке, имеет выходную мощность 10 кВт и обеспечивает непрерывную работу БПЛА (без опускания на землю) в течение 24 часов.

Важно отметить, что за рубежом активизируются разработки в области привязных высотных платформ. В сентябре 2016 г. Американское агентство по перспективным исследованиям (DARPA) объявило конкурс на создание системы мониторинга подвижных объектов с использованием привязных высотных винтокрылых платформ длительного функционирования. Как уже сказано выше, в России есть научно-технический задел, превосходящий мировой уровень.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию