<<< Назад

Легенды трех столетий
Ав­то­мо­биль­ный музей Mercedes-Benz в Штут­гарте

Александр Трохачёв, фото автора

В 1905 году кайзер Германии Вильгельм II имел неосторожность сказать: «Распространение автомобиля – явление временное». Он заблуждался, как и миллионы его соотечественников. В 1936 году в Штутгарте открылся музей, чья слава затмила известность самого императора. А с 2006 года в новом здании заводской экспозиции Mercedes-Benz в «Галерее знаменитостей» экспонируется оригинальный лимузин того самого Вильгельма II...

Рядом с Mercedes-Benz 770K кайзера Германии Вильгельма II на всеобщее обозрение выставлен бронированный лимузин императора Японии Хирохито с инкрустацией золотом по кузову. Есть здесь персональный Gelandewagen Папы Римского Иоанна Павла II с пуленепробиваемой капсулой, сделанный сразу после покушения на жизнь понтифика в мае 1981-го. Привлекает внимание родстер SLK принцессы Дианы и личный автомобиль барабанщика The Beatles Ринго Стара. Это поистине эксклюзивные экземпляры, а ведь есть и уникальные машины Готлиба Даймлера и Карла Бенца, которым на самом деле нет цены. Все они представлены в одном месте – Mercedes-Benz Museum.
...Два года назад свершилось то, о чем долгие годы мечтали все истинные фанаты марки Mercedes-Benz: в Штутгарте открылся новый автомобильный музей. Под его футуристскими сводами теперь выставлена уникальная коллекция технических творений сразу трех веков: XIX, XX и XXI. Экспозиция увеличилась и по площади, и по количеству экспонатов. Наконец-то нашлось место и многочисленным образцам коммерческой техники – «пожаркам», «скорым», «техничкам». Для потомков легендарных деятелей прошлого выставлены почтовые автобусы и автовозы, гоночные тягачи и трактора, газогенераторные машины и электромобили. Палитра раритетов, действительно, на зависть всем собраниям автомобильной техники.
«Мерседесовский» музей на прежнем месте, тоже в Штутгарте, был хорош, даже очень хорош. С экспозицией площадью 5760 м2 он являлся самым крупным заводским автомобильным музеем в мире. В нем можно было увидеть подлинные раритеты – от первого грузовика Daimler XIX столетия и первого автобуса Benz ХХ века до трак-рэйсингового Mercedes-Benz Atego периода миллениума и туристского лайнера Mercedes-Benz Travego третьего тысячелетия. При том что экспозиция насчитывала свыше 100 единиц техники, коммерческий транспорт был представлен более чем скромно.
Открытый в 1936 году заводской музей Mercedes-Benz впервые получил приличную крышу над головой только после Второй мировой войны, в 1961 году. Экспонаты были напичканы в нем по максимуму, но это не останавливало толпы туристов в их стремлении тратить километры кино- и фотопленки для того, чтобы запечатлеть автомобильные шедевры. Люди приезжали со всех континентов и порой проводили здесь целый день. За год через музей проходило полмиллиона человек! И наплыв посетителей год от года только увеличивался. С этим надо было что-то делать, и решено было построить новый музей – ультрасовременный, просторный, самый-самый.
До рождения идеи укрупнить музей дефицит свободных площадей не позволял воспользоваться запасниками. Уйма уникальных образцов техники прошлого пылилась вдали от посторонних глаз, дожидаясь встречи с посетителями. Наряду с шикарными легковыми автомобилями за рамками экспозиции оставался тяжелый транспорт: фургоны, грузовики, спецтехника. Практически полностью отсутствовали автобусы. В какой-то мере ситуацию спасало то, что техника, выпущенная до 70-х гг. ХХ века, была представлена в масштабных моделях-копиях. Согласитесь: для концерна, ставшего пионером в изобретении автомобиля в современном понимании, это по меньшей мере странно. Историческое наследие нуждается в демонстрации. А иначе, для каких целей его «мариновать»?!
Авторы проекта решили не просто построить новое здание музея, а создать шедевр цифровой архитектуры. В непохожем ни на что другое сооружении требовалось разместить почти две сотни автомобилей, поэтапно отразив эволюцию самой узнаваемой в мире марки машин. Вот почему к работе были привлечены лучшие специалисты. Официальный старт проекту дали в 1999 году, когда на тот момент концерн DaimlerChrysler поручил собственному специальному подразделению разработать необычную концепцию действовавшего собрания раритетов. Авторам идеи понадобился год для того, чтобы определиться с историческим местом для будущей Мекки Mercedes-Benz. Выбор пал на Унтертюркхайме – район Штутгарта, прилегающий к главному производственному комплексу и штаб-квартире Mercedes Car Group.
Едва человечество отпраздновало приход миллениума, как был объявлен открытый конкурс на лучший архитектурный проект. Он длился с 2001 по 2002 г. и ставил перед участниками две основные задачи: разработать оригинальный дизайн здания музея и прилегающей территории, а также представить проект оптимальной организации движения на Мерседес-штрассе. Победителем конкурса стала голландская сеть студий van Berkel & Bos (точнее – архитектурное бюро UN Studio), чье руководство открыло шампанское после утверждения проекта правлением DaimlerChrysler в марте 2002 года. Строительство началось летом 2003 года и длилось всего 14 месяцев (весь комплекс – 2,5 года).
Итогом коллективных усилий стал сложный объект, не имеющий аналогов в мире. Специалисты сразу включили его в топ-десятку архитектурных шедевров мировой величины. Соединяющий две спирали, при своих гигантских размерах внешне он чем-то напоминает гигантскую молекулу ДНК. Но это после объяснения экскурсовода, с подачи архитектора Бен ван Беркеля. А до подсказки лично я воспринимал контуры здания музея как приземлившийся корабль инопланетян. Ну, а как еще можно было реагировать на загадочное серебристое здание из алюминия с окнами-иллюминаторами ленточного типа?! У него и энергетика какая-то неземная: при рассмотрении здание завораживает так, что глаз оторвать невозможно. Между тем под гигантским куполом разместилась экспозиция, вобравшая без малого две сотни автомобилей, не говоря уже о двигателях, заправочном оборудовании и бесчисленных аксессуарах. Создателям ультрасовременного места паломничества поклонников марки Mercedes-Benz удалось объединить два независимых друг от друга, но в то же время пересекающихся тематических раздела. Вот так: одним выстрелом – сразу двух зайцев...
Удивительно, но факт: в здании нет ни одного закрытого выставочного помещения, ни одной вертикальной стены! Каждый из 1800 крупноразмерных блоков стекла был заказан индивидуально. Благодаря элегантно закрученным бетонным спиралям автомобили можно рассматривать с близкого расстояния и на удалении, сверху, сбоку и в 3/4, а некоторые – даже снизу! Освещение отдельных залов искусственно приглушенное, но есть и залитые дневным светом площадки. А еще – небывалый простор для фотографов. Отсутствие низких потолков и мощная система вентиляции создают комфортные условия для осмотра экспозиции. И неудивительно, что некоторые люди проводят здесь весь день. После посещения музея понимаешь, что 150 млн. евро, инвестированные заказчиком, были потрачены не напрасно.
Серебристое здание нового музея грандиозно и снаружи, и изнутри. По его внешнему виду сразу и не скажешь, что в нем 9 закрученных спиралью этажей. Две эстакады сделаны для двух маршрутов экскурсий: по хронологии и тематическим разделам. Такое решение позволило подробно и чинно представить все эпохи и рубежи истории марки и компании, от появления первого автомобиля и его современности до будущего, запечатленного в потрясающих воображение концепт-карах. Величественность здания музея видится не только в его оригинальных архитектурных формах, но и в цифрах: при высоте 47,5 м оно стоит почти на шестиметровой искусственной насыпи. Подъехать прямо к центральному входу невозможно, и это сделано сознательно. Топая пешком от автобусной остановки или стоянки такси, вам дается шанс настроиться на предстоящее погружение в историю, оценить масштаб сооружения, ощутить себя если и не первопроходцем, то, по крайней мере, пассажиром машины времени.
Вдоволь поснимав снаружи, крутим дверь-вертушку и попадаем в настоящий автомобильный храм – единственный и неповторимый в своем роде. Именно это сравнение приходит само собой, когда внутри вы не обнаруживаете приземистого потолка: он где-то там, наверху, в небе. Да и привычных стен вестибюля не видно – будто Иван Васильевич растворил их во времени и пространстве. И пока вы переживаете эти волнительные моменты, на повестку дня встает дилемма: тут же отправиться в лабиринты истории или заглянуть в расположенный справа просторный шоу-рум. И, если честно, одолевает соблазн посетить магазин, на витринах которого представлены сотни коллекционных предметов, которые можно приобрести только здесь и нигде больше.
Вот небольшая группа восточных туристов (человек 50) скупает сувениры без разбора. После них, как после саранчи, прилавки остаются наполовину пустыми. Но поводов для беспокойства нет: продавцы тут же выносят со склада новые партии товара, и никто не замечает последствий «нашествия». Коллекционеры моделей Mercedes-Benz прилипают к витринам как дети. А возможность самостоятельно выбирать копии машин как продукты в супермаркете, еще стремительнее погружает их в мир увлечений. Здесь можно купить миниатюрные автомобили в масштабе 1:120, 1:87, 1:50, 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10 и 1:8. Ну, чем не сказка?!
О шикарно иллюстрированных монографиях, фотоальбомах, значках, DVD-дисках, сувенирах и аксессуарах – отдельный разговор. Тут есть познавательные книги общего плана, а есть узко специализированные – вроде атласов по типам кузовов, назначению (пожарные, грузовые, автобусы) и определенным периодам. Можно купить диск с видеофильмом о пробеге «Париж – Пекин» и приобрести бесценный четырехтомник Вернера Освальда – самую полную историческую энциклопедию Mercedes-Benz. Лично я каждый раз пополняю здесь свою коллекцию. Не возбраняется и приодеться: бейсболки, футболки, рубашки, куртки тут для всех возрастов и комплекций. Есть сувениры строго для мужчин и только для женщин, но подавляющее большинство – универсальные.
Впрочем, пора на экскурсию. Перед погружением в историю важно определиться: пойдете вы осматривать все самостоятельно или с гидом, воспользуетесь новейшими коммуникационными системами или отдадите предпочтение бумажным буклетам, представленным на нескольких языках. К счастью, портативный электронный экскурсовод вещает и на русском языке – достаточно лишь направить аппарат на соответствующий экспонат и нажать кнопку. Хождению в толпе можно предпочесть одиночное плавание: уверяю вас – впечатлений будет предостаточно. Кстати, для экскурсантов предусмотрены два базовых тура: «Мифы» (Legend) и «Коллекция» (Collection). Разница в том, что второй по времени почти вдвое короче, хотя и начинаются оба сверху вниз.
Совершенно разные экспозиции можно рассматривать как отдельно, так и вперемешку. «Мифы», или как его еще называют «Тур легенд» предполагает рассмотрение истории бренда Mercedes-Benz в хронологическом порядке и посещение залов с техникой на семи этажах. А «Коллекционный тур» включает осмотр раритетов в пяти залах с одной из специфических тем, которую вы выберете. В любом случае сначала нужно подняться на верхний ярус в лифте-капсуле. Движется он не очень быстро – чтобы через его амбразуру вы смогли посмотреть фрагмент черно-белого (бывает и такое!) документального кино, проецируемого на противоположную стену. И это только увертюра к опере, которую вам предстоит прослушать и вкусить.
Соприкасаясь с этим великолепием, понимаешь, почему в первый год работы музея его посетили 920 тыс. человек со всего мира. Интуиция подсказывает, что расчеты авторов идеи на миллионную аудиторию обязательно сбудутся. Что ни говори, а интерес к автомобильной истории в мире постоянно растет. И какие бы годы ни значились на календаре, всегда найдутся люди, жаждущие взглянуть на автомобили знаменитостей и сильных мира сего. Будут и те, кто не устоит перед соблазном через века проникнуться духом марки – не только престижной, но и самой узнаваемой во всем мире.

Музей Mercedes-Benz в цифрах
Архитектор Сеть студий van Berkel & Bos, г. Амстердам
Дизайн Музея Профессор Х.Г. Мерц, Штутгарт
Закладка первого камня 17 сентября 2003 г.
Сдача объекта 3 марта 2005 г.
Церемония открытия 19 мая 2006 г.
Высота здания 47,5 м, 9 этажей

Внутренний объем 210 000 м3
Площадь здания 4800 м2
Вес здания 110 000 т

Выставочные площади 16 500 м2
Историческая экспозиция 9100 м2
Коллекционная экспозиция 5300 м2
Выставка новых технологий 1300 м2
Помещения для детей 700 м2

Количество автомобилей-экспонатов 175
Легковые автомобили 95
Грузовики, автобусы, фургоны 40
Гоночные и автомобили-рекордсмены 40
Экспонаты, связанные с историей автомобиля Более 1500

Директор музея:
Михаэль Бок
Адрес музея:
Mercedes-Benz Museum GmbH
Mercedesstrasse, 100 70372 Stuttgart
Tel.: +49 (0) 711-17 30 000
Fax: +49 (0) 711-17 30 400
e-mail: mercedes-benz-museum@daimlerchrysler.com
www.mercedes-benz-museum.de
www.mercedes-benz.com/museum

Режим работы:
Вторник – воскресенье 9.00 – 18.00
Закрытие кассы 17.00
Прием групп по предварительной договоренности
Перерыв на обед отсутствует
Выходной день понедельник
Нерабочие дни национальные праздники Германии
Примечание. Дети до 14 лет пускаются только в сопровождении взрослых.

Цены на билеты:
Взрослый дневной 8 евро
Дневной со скидкой* 4 евро
Свободный дневной** бесплатно
Взрослый годовой 32 евро
Годовой со скидкой* 16 евро
Симулятор (для людей ростом от 1,4 м) 4 евро
Групповой (за одного посетителя) 4 евро
Групповой с гидом (от 1 до 20 чел., 75 мин.) 60 евро
Архитектурный тур (нем., анг. язык, 120 мин.) 60 евро
Очарование технологией бесплатно
Тур по заводу бесплатно


*Для членов клуба Mercedes-Benz с клубной картой, преподавателей, студентов, школьников от 15 лет и старше, персонала военных и гражданских сервисных служб, пенсионеров, граждан 60 лет и старше, безработных.
**Для групп студентов и школьников, включая сопровождающих лиц, дети до 15 лет, водители автобусов, зарегистрированные тургруппы, журналисты, владельцы кредитных карт Mercedes-Benz.
Разделы музейных экспозиций:
Legend 1: 1886-1900 (18 ед.)
Pioneers – The Invention of the Automobile
Legend 2: 1900-1914 (5 ед.)
Mercedes – Birth of the Brand
Legend 3: 1914-1945 (16 ед.)
Times of Change – Diesel and Supercharger
Legend 4: 1945-1960 (7 ед.)
Post-war Miracle – Form and Diversity
Legend 5: 1960-1982 (7 ед.)
Visionaries – Safety and the Environment
Legend 6: c 1982 (5 ед.)
Moving the World – Global and Individual
Legend 7 (44 ед.)
Silver Arrows – Races & Records
The Fascinaton of Technology (5 ед.)
Итого: 117 ед.

Collection 1 (12 ед.)
Gallery of Voyagers
Collection 2 (14 ед.)
Gallery of Carriers
Collection 3 (11 ед.)
Gallery of Helpers
Collection 4 (13 ед.)
Gallery of Celebrities
Collection 5 (15 ед.)
Gallery of Heroes
Итого: 65 ед.

1886 г. Benz Patent-Motorwagen. 29 января 1886 года Германская империя выдала патент №37 435 на первый бензиновый автомобиль в мире, созданный гениальным изобретателем Карлом Бенцем. Первая поездка на нем состоялась 3 июля 1886 года. Топливом служил бензин, купленный в аптеке. Топливного бака не было, и 1,5 л горючего заливали прямо в карбюратор. Этой дозы хватало на 10 – 12 км пути. Автомобиль имел одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 954 куб.см
и развивал максимальную мощность 0,75 л.с. при 400 мин–1. С ним трехколесный экипаж мог набирать скорость 16 км/ч
1886 г. Daimler Motorkutsche. 8 марта 1886 года Готлиб Даймлер заказал американский экипаж у кузовной фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn из Штутгарта. Затем на заводе Maschinenfabrik в Эсслингене с него сняли оглобли и переоборудовали в 4-местный автомобиль. На него установили одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с карбюратором системы Вильгельма Майбаха. Он был объемом 462 куб.см
, работал эффективно и ровно, выдавая мощность 1,1 л.с. при 650 мин–1. Этого было достаточно, чтобы при массе 500 кг развить скорость 18 км/ч. Ременная трансмиссия имела всего две передачи. Габаритные размеры машины 2350х1500х1600 мм, база 1320 мм. Первая экскурсия на четырехколесном автомобиле состоялась в апреле 1887 года.
1895 г. Benz Omnibus. Первый в мире автобус (один из двух экземпляров), построенный фирмой Benz & Cie. Именно с него началась история моторизированных средств передвижения для перевозки людей. Восьмиместный автобус работал на маршруте Зиген–Нетпен–Дойц в западной Германии всего несколько недель. Продолжать эксплуатацию было невозможно из-за отсутствия дорог: в то время люди предпочитали пользоваться железнодорожным транспортом. Автобус оснащен одноцилиндровым мотором объемом 2651 куб.см
мощностью 5 л.с. при 600 мин–1. Он позволял ездить со скоростью 20 км/ч
1898 г. Daimler Motor-Lastwagen. Удачный ответ на требования времени – грузовая версия Daimler. Данный грузовик официально считается самым старым из сохранившихся в мире. А первый экземпляр «Общество моторов Даймлера» выпустило еще в 1896 году и продало его в Англию. Представленный экземпляр купили немецкие предприниматели, которые использовали его для перевозки пива. У него был 2-цилиндровый двигатель объемом 1527 куб.см
мощностью 5,6 л.с. при 720 мин–1. Машина грузоподъемностью 1250 кг перемещалась со скоростью до 12 км/ч
1899 г. Daimler 10 PS Phönix. Феникс – так назывался рядный двухцилиндровый 6-сильный двигатель образца 1897 года, который в 1899-м в четырехцилиндровом варианте был форсирован до 10 л.с. Изначально он предназначался для установки на катера. Позднее зажигание от низковольтного магнето Роберта Боша вместо калильного патрубка Готлиба Даймлера позволило поднять мощность до 12 л.с. На таком автомобиле граф Зборовски выиграл горное ралли в Ницце в 1902 году. Поразительно, но факт: позже машина 31 год использовалась как... моторный привод циркулярной пилы. На фото – точная копия в масштабе 1:5.
1904 г. Mercedes Simplex 60 PS Reiselimousine. Прообраз автобусов, топ-модель гаммы Mercedes начала ХХ века была создана в 1903-м и выделялась панорамным остеклением и комфортабельным салоном. Роскошное оформление привлекало состоятельных пассажиров. Были версии с укороченной колесной базой, с несколькими вариантами кузовов. Эта модель принадлежала Эмилю Еллинеку и использовалась для путешествий. Оснащена 4-цилиндровым двигателем объемом 9236 куб.см
мощностью 60 л.с. при 140 мин–1. Комфортабельный автомобиль развивал 80 км/ч. Недостатком считалось внушительное потребление моторного масла.
1923 г. Benz 10/30 PS. Типичный представитель автомобилестроения 20-х годов ХХ века. Выпускался с закрытым и открытым кузовом. Активно использовался как коммерческий транспорт: в качестве туристского автомобиля, полицейской машины, медицинской помощи, катафалка. Двигатель 4-цилиндровый бензиновый рабочим объемом 2614 куб.см
мощностью 30 л.с. при 2000 мин–1. Максимальная скорость – 78 км/ч. Годы производства 1921–1926. Точное количество выпущенных машин неизвестно
1928 г. Mercedes-Benz Dieselschlepper Typ OE. Дорожный трактор, чей первый показ состоялся на заводе в Мангейме. Его одноцилиндровый мотор рабочим объемом 4241 куб.см
мощностью 26 л.с. при 800 мин–1 стал легендой. Мог двигаться со скоростью 12 км/ч, причем при полном отсутствии резины, на стальных ободах. Был снят с производства только в 1935 году
1932 г. Mercedes-Benz LO 2000 Diesel Pritschenwagen. Этот трудяга перевозил 2000 кг груза, откуда и цифровой индекс в названии. Его приводил в движение 4-цилиндровый дизельный мотор объемом 3770 куб.см
мощностью 55 л.с. при 2000 мин–1. Максимальная скорость составляла 65 км/ч. Автомобиль стал основоположником сегмента коммерческих машин малой грузоподъемности. До 1940 года включительно с учетом автобусов на его шасси было произведено 12 253 экземпляра
1935 г. Mercedes-Benz 770 «Grosser Mercedes» Pullman-Limousine. Золотые хризантемы на дверях говорят о принадлежности лимузина к правящей династии: это персональное транспортное средство императора Японии Хирохито. В музее с 1971 года. Бронированный вариант был специально изготовлен по заказу правителя. В нем усилены двери, крыша, задняя стенка. От возможного нападения защищали пуленепробиваемые 40-миллиметровые стекла и бронелисты толщиной 18 мм. Масса автомобиля без малого 5 т. Под капотом был установлен 8-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 7655 куб.см
. Его мощность – 150 л.с. при 2800 мин–1. Максимальная скорость – 100 км/ч (рекомендация завода – 80 км/ч, так как шины могли не выдержать нагрузки). Расход топлива составлял 40 л/100 км
1937 г. Mercedes-Benz 320 Krankenwagen. Начиная с 20-х годов, европейские кузовные фирмы активно использовали «мерседесовское» шасси для переоборудования в медицинские автомобили. Примером могут служить Lueg, Miesen, Binz и другие производители. Данный экземпляр изготовлен фирмой Hohner как автомобиль медицинской службы. Двигатель 6-цилиндровый рядный объемом 3208 куб.см
мощностью 78 л.с. при 4000 мин–1. Максимальная скорость – 90 км/ч. Годы серийного выпуска: 1937–1942
1952 г. Mercedes-Benz 170 V Kastenwagen. В середине прошлого века фирменные фургоны сервисной службы концерна моделей 170 V и 170 D обеспечивали поддержку клиентов. Очень часто на шасси этой модели устанавливали кузова других производителей. Данный экземпляр обслуживал заказы при заводе в Зиндельфингене. Грузоподъемность – 500 кг. Двигатель 4-цилиндровый рядный объемом 1767 куб.см
мощностью 45 л.с. при 3600 мин–1. Максимальная скорость – 110 км/ч
1955 г. Mercedes-Benz Rennwagen-Schnelltransporter. Уникальный транспортер «серебряных стрел» в оригинале, к сожалению, не сохранился. Выставленный в музее экземпляр воссоздан по архивным документам. Зато его тираж в миниатюрных моделях-копиях идет на тысячи штук. Двигатель транспортера – 6-цилиндровый, рабочим объемом 2996 куб.см
мощностью 192 л.с. при 5500 мин–1. Предельная скорость впечатляющая – 170 км/ч
1960 г. Mercedes-Benz LK 338 Kipper. Самосвал одной из ранних моделей серии LK 338, увидевшей свет в 1959 году. Дизайн полукапотной кабины был стилизован под оформление экстерьера легковых автомобилей с кузовом Ponton. Индекс LK означал Lastwagen (грузовик) и Kiper (самосвал). В моторном отсеке был 6-цилиндровый рядный двигатель рабочим объемом 10809 куб.см
мощностью 180 л.с. при 2200 мин–1. Грузоподъемность машины – 7500 кг, максимальная скорость – 75 км/ч. Удачная конструкция предопределила судьбу самосвала: его выпускали до 1976 года
1997 г. Mercedes-Benz ML 320. В мае 1997 года этот внедорожник неожиданно для всех стал киногероем. Причем он не возил звезд, а сам превратился в звезду на съемочной площадке. Режиссеру Стивену Спилбергу ML 320 понадобился для фильмов «Затерянный мир» и «Парк юрского периода». Автомобиль был выпущен в Америке, на заводе в Тускалузе. Двигатель: бензиновый V6 рабочим объемом 3199 куб.см
мощностью 218 л.с. при 5700 мин–1. Максимальная скорость – 180 км/ч. Годы выпуска: 1997–2002. Суммарное число выпущенных автомобилей – 272 746 единиц
2004 г. Mercedes-Benz Unimog U500 Winterdienstfahrzeug. Машины этой серии выпускаются с 1951 года. Их характерные черты – мосты портального типа, полноприводная трансмиссия, короткая колесная база, мощные двигатели. В качестве машины для уборки улиц в зимний период U500 выпускают с марта 2000 года. Машина способна убрать 1600 кг снега в час. Двигатель: 6-цилиндровый рядный объемом 6374 куб.см
мощностью 279 л.с. при 2200 мин–1. Максимальная скорость (85 км/ч) ограничена электроникой
Комментировать ... >>
Loading...