<<< Назад

ВДНХ по-швейцарски
Национальный музей транспорта Verkehrshaus der Schweiz

Александр Трохачёв, фото автора

В начале Второй мировой войны весь мир думал о боеприпасах и мобилизации, военной технике и вооружении, и только нейтральная Швейцария вынашивала идею создания транспортного музея. Сбором в одном месте самолётов, кораблей, паровозов и автомобилей нация озаботилась сразу после наступления мира. В итоге 1959 год ознаменовался открытием в Люцерне национального музея транспорта Verkehrshaus der Schweiz. В одном из самых инновационных и интерактивных музеев Европы собрано внушительное количество автомобильной, специальной, железнодорожной, авиационной и другой техники. На площади более 20 000 м2 здесь сосредоточено свыше 3000 экспонатов. Есть на что посмотреть!

Если вы хотите за короткое время в одном месте увидеть паровозы и трамваи, сани и электромобили, аэропланы и реактивные самолеты, вам обязательно нужно попасть сюда, в Verkehrshaus der Schweiz, или транспортный музей Швейцарии. Это не заурядная выставка технических достижений, а нечто большее.

Verkehrshaus der Schweiz

Проект создания музея стартовал задолго до открытия экспозиции. В 1942 году усилиями активистов был образован Транспортный союз Швейцарии со штаб-квартирой в Цюрихе. Сразу было определено: нужно отыскать и сделать собственностью музея как редкие, так и самые распространённые образцы транспортных средств. То, что нельзя заполучить в собственность, решили брать на правах долгосрочной аренды.

[b]Автомобильный театр[/b] – ничто иное, как многоярусный гараж  с вращающимися стеллажами. Внутри двухэтажного зала площадью около 2000 м<sup>2</sup> расположено многоярусное хранилище с 42 поддонами и 80 единицами транспортных средств. Все они эксплуатировались в Швейцарии. Охваченным является период с 1860-го по 2005-й год

Подходящий клочок земли нашли в Люцерне, на берегу одноимённого озера. Власти выделили музею 22 гектара земли и статью в муниципальном бюджете. Несколько лет сбора средств городом и Транспортным союзом Швейцарии позволили в 1957 году начать строительство по ранее разработанному и утверждённому проекту. Официальное открытие состоялось в 1959 году.

От вокзала Люцерны добраться до музея можно несколькими способами. Поездка на поезде S3 или железнодорожном экспрессе Voralpenexpress до остановки «Luzern Verkehrshaus» займет 8 минут. Автобусный вариант на маршрутах № 6, 8 или 24 потребует 10 минут до пункта «Verkehrshaus». Столько же понадобится на краткое путешествие водным судном до станции «Verkehrshaus-Lido». Наконец, можно совершить 30-минутную пешую прогулку по берегу живописного озера. В любом случае конечной точкой будет транспортный музей, или по-немецки Verkehrshaus.

Перед походом в музей настоятельно рекомендую изучить график работы всевозможных симуляторов и демонстрационных площадок – он есть на сайте. Это позволит сэкономить время и избавит вас от лишних метаний: симуляторы самолетов и вертолётов работают с момента открытия вплоть до закрытия музея, макет железной дороги под открытым небом – с 12:30 до 16:00, краш-тесты демонстрируются раз в час, с 10:45 до 16:45. Некоторые аттракционы функционируют только при наличии посетителей, вот почему совершать экскурсию группой предпочтительнее: и билеты дешевле, и всё работает.

Тягач [b]Ford C700[/b] (1966 г.) с пассажирским полуприцепом длиной 14,35 м работал до 1979 г. в аэропорту Цюриха. Автомобиль произведён в Детройте (США), а кузов полуприцепа из алюминия создан цюрихской фирмой Ha..nni. Снаряжённая масса перронного автопоезда – 10 180 кг, допустимая полная масса – 17 390 кг. На машине установлены бензиновый 5,4-литровый двигатель Ford V8 мощностью 156 л.с. (при 4000 об/мин) и 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия Allison. Для ускорения входа и выхода в корме и по бортам полуприцепа сделаны две двухсекционные двери. Максимальная пассажировместимость 86 человек (с 6 посадочными местами) Тягач [b]Ford C700[/b] (1966 г.) с пассажирским полуприцепом длиной 14,35 м работал до 1979 г. в аэропорту Цюриха. Автомобиль произведён в Детройте (США), а кузов полуприцепа из алюминия создан цюрихской фирмой Ha..nni. Снаряжённая масса перронного автопоезда – 10 180 кг, допустимая полная масса – 17 390 кг. На машине установлены бензиновый 5,4-литровый двигатель Ford V8 мощностью 156 л.с. (при 4000 об/мин) и 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия Allison. Для ускорения входа и выхода в корме и по бортам полуприцепа сделаны две двухсекционные двери. Максимальная пассажировместимость 86 человек (с 6 посадочными местами)
Полноприводный [b]Rosenbauer PLF 600[/b] (1988 г.), выпускаемый с 1985 по 2003 г. разработан и построен фирмой Rosenbauer International AG, изготовляющей пожарные машины с 1919 г. Турбодизель V-12 мощностью 550 л.с. (при 2300 об/мин) позволяет разогнать 28,5-тонную машину до 80 км/ч за 35 секунд и развить максимальную скорость 105 км/ч: по требованиям ICAO экипаж должен прибыть к месту тушения пожара в течение 3 минут. Габаритные размеры этого монстра: 10 500х3200х3700 мм. Масса пены для тушения – 6000 кг Полноприводный [b]Rosenbauer PLF 600[/b] (1988 г.), выпускаемый с 1985 по 2003 г. разработан и построен фирмой Rosenbauer International AG, изготовляющей пожарные машины с 1919 г. Турбодизель V-12 мощностью 550 л.с. (при 2300 об/мин) позволяет разогнать 28,5-тонную машину до 80 км/ч за 35 секунд и развить максимальную скорость 105 км/ч: по требованиям ICAO экипаж должен прибыть к месту тушения пожара в течение 3 минут. Габаритные размеры этого монстра: 10 500х3200х3700 мм. Масса пены для тушения – 6000 кг
Рефрижераторный фургон [b]NAW Frech-Hoch[/b] (1982 г.), по сути, магазин на колёсах. Фирма Migros выбрала его своим транспортным средством в 1989 г. Он прибыл в музей своим ходом в декабре 2008 г., пройдя 278 000 км, – почти семь экваторов Земли! Дизель NAW VU 4 23 рабочим объёмом 11 961 cм<sup>3</sup> развивает мощность 300 л.с. Магазин на колёсах в снаряжённом состоянии весил 12 т и был способен перевозить треть своего веса – 4 т. При постройке кузовов NAW Frech-Hoch использовали шасси швейцарских компаний Saurer из Арбона (Arbon) и FBW из Ветзикона (Wetzikon). С 1982 по 2000 г. технику выпускали на шасси Mercedes-Benz под брендом NAW (Nutzfahrzeuggesellschaft Arbon & Wetzikon). Выставленная в музее модель стала последним примером использования шасси швейцарских грузовиков для постройки автобусов-фургонов Рефрижераторный фургон [b]NAW Frech-Hoch[/b] (1982 г.), по сути, магазин на колёсах. Фирма Migros выбрала его своим транспортным средством в 1989 г. Он прибыл в музей своим ходом в декабре 2008 г., пройдя 278 000 км, – почти семь экваторов Земли! Дизель NAW VU 4 23 рабочим объёмом 11 961 cм<sup>3</sup> развивает мощность 300 л.с. Магазин на колёсах в снаряжённом состоянии весил 12 т и был способен перевозить треть своего веса – 4 т. При постройке кузовов NAW Frech-Hoch использовали шасси швейцарских компаний Saurer из Арбона (Arbon) и FBW из Ветзикона (Wetzikon). С 1982 по 2000 г. технику выпускали на шасси Mercedes-Benz под брендом NAW (Nutzfahrzeuggesellschaft Arbon & Wetzikon). Выставленная в музее модель стала последним примером использования шасси швейцарских грузовиков для постройки автобусов-фургонов
Клубные 37-местные автобусы [b]Setra S 411 HD[/b] семейства TopClass 400 выпускаются с 2009 г. Впервые они въехали на территорию музея во время пробега по Альпам летом 2010 г. В моторном отсеке расположен двигатель V6 Mercedes-Benz OM 501 LA рабочим объёмом 11 950 cм<sup>3</sup> и мощностью 408 л.с. Компоновка и оборудование салона могут меняться в соответствии с пожеланиями заказчика
[b]Mercedes-Benz O 405[/b] (1989 г.). Разрезанный пополам городской автобус Mercedes-Benz O405N превращён в симулятор резкого торможения. Он даёт представление о том, что происходит с пассажирами при резком торможении. Идея демонстрации в том, чтобы убедить посетителей при езде в общественном транспорте крепко держаться за поручни и не расслабляться

Большие и маленькие

Заповедник швейцарского транспорта неспроста разделён на тематические зоны: так проще ориентироваться и интереснее совершать экскурсии. Наиболее любимое швейцарцами собрание наряду с автомобилями – железнодорожный транспорт. В наличии раритетные образцы исторических и современных локомотивов, сохранившиеся в единственном экземпляре. Есть макеты известных отрезков железнодорожных путей, узнаваемых теми, кто много путешествует.

Одна из самых любимых экспозиций посетителей – автомобили. Впечатляющий по размаху и оформлению павильон с машинами набит не только колёсным транспортом. Раздел «Техника и работа» предлагает варианты карьеры в автомобильном секторе Швейцарии. Посетителям предлагают встать вокруг каркаса кузова, словно выросшего как кристалл из многослойного алюминиевого пирога. В каждом из выдвижных ящиков отображается специфика работы, связанной с автомобилем. Функция самоконтроля позволяет посетителям взвешивать свои предпочтения с требованиями, изложенными для различных профессий.

Несколько залов насыщены тематикой навигации, фуникулеров, подвесных и канатных дорог. Есть собрание летательных аппаратов – только исторических самолетов около трёх десятков. Есть и симуляторы, позволяющие пережить полёт, не отрываясь от земли. На любителя небольшая прослойка спецтехники!

Ещё интереснее раритеты железной дороги. Тут есть огромные магистральные и скромные по габаритам маневровые паровозы, вагоны 1-го и 2-го класса с фарфоровыми умывальниками и унитазами, вагоны-рестораны и много-много другой техники.

[b]Lamborghini Miura[/b] (1968 г.) фирменного апельсинового цвета. Выпускалась с 1968 по 1971 г. Сейчас это двухдверное итальянское купе на двоих – большая редкость. Автомобиль имел габариты 4360х1780х1060 мм, колёсную базу 2504 мм и дорожный просвет 130 мм. Продольно установленный V-образный 12-цилиндровый бензиновый двигатель объёмом 3929 cм<sup>3</sup> обладал мощностью 370 л.с., развивал максимальный крутящий момент 388 Н∙м. В смешанном цикле мотор потреблял 21 л на 100 км, отсюда и 90-литровый топливный бак. Время разгона с 0 до 100 км/ч занимало 6,7 с, потолок скорости достигал 276 км/ч
[b]Willys MB[/b] (1941 г.). В Люцерне есть и легендарный американский джип времен Второй мировой войны Willys MB грузоподъёмностью 250 кг. В 1941–1945 гг. его производили компании Ford и Willys-Overland Motors. Выставленный в музее экземпляр сохранился в аутентичном виде, с 4-цилиндровым 2,2-литровым мотором и 3-ступенчатой коробкой передач. Потенциала мотора в 60 л.с. хватало для того, чтобы разогнать автомобиль до скорости 104 км/ч
[b]Локомотив Е2/2 № 11[/b] (1881 г.) Железная дорога Сент-Готарда (the St. Gotthard Railway) приобрела его в 1881 г. Крупнейшим акционером в созданной с нуля компании the Swiss Locomotive & Machine Works (SLM) стал британский инженер Чарли Браун. Локомотив Е2/2 № 11 весил 14 700 кг, был оснащён 2-цилиндровым паровым двигателем, создающим давление 12 бар. Максимальная скорость паровоза составляла 50 км/ч, а сам он верой и правдой служил с 1881 по 1934 г. включительно.
[b]Benz Patentwagen[/b] (1886 г.). Копия первого в мире автомобиля Карла Бенца образца 1886 г. с имитацией фигуры его супруги Берты, совершившей знаменитый автопробег. Одноцилиндровый двигатель развивал мощность всего 1 л.с. При массе 260 кг скорость не превышала 15 км/ч. Покупатели приняли новинку холодно. Тогда Берта Бенц без ведома мужа взяла автомобиль и с двумя старшими сыновьями совершила поездку из Мангейма в Пфорцгейм. В течение одного дня 5 августа 1888 г. она преодолела 106 км – огромное по тем временам расстояние. По пути они покупали бензин в аптеках и чистили тормозные колодки. Пришлось обращаться к кузнецу, чтобы наладить приводную цепь. Подвязка на женском чулке пригодилась для изоляции в системе зажигания, а заколка для волос – при чистке засорившегося бензопровода. Из-за слабого мотора на подъёмах приходилось толкать автомобиль в гору, что позже навело инженера на мысль о необходимости создания коробки передач
Первые трамваи в истории человечества были исключительно на конной тяге
[b]Дорожный каток[/b] произведён компанией Richard Garrett & Sons Ltd из Лейстона в 1911 г. Очень редкий экспонат. Он имел длину 5220 мм, ширину 2080 мм, высоту 3200 мм и весил 11 700 кг. Каток комплектовали двухцилиндровым паровым двигателем, который создавал максимальное давление 12 бар и развивал пик крутящего момента при 230 об/мин. Данный экземпляр работал более полувека – с 1911 по 1963-й г.
[b]Трамвайный вагон Се 2/2 Häde[/b] со смещаемым пантографом, который курсировал между Цюрихом и Уэтлибергом c 1923 г. В 1924-м появился вагон № С41, который возил группы туристов на экскурсии вплоть до 1995 г. Трамвай был рассчитан на 24 пассажира на сиденьях и 10 стоящих человек и весил 18,3 т. Электромотор мощностью 145 кВт позволял развивать максимальную скорость 35 км/ч
В музее немало действующих экспонатов, на которые можно не только смотреть, но и трогать руками. Это касается и темы коммерческого транспорта – она представлена на платформе, имитирующей современный трейлер. Желающие провести автопоезд своими силами имеют такую возможность, но только в виртуальном пространстве
Около павильона железнодорожного транспорта выстроены вагоны и локомотивы начала прошлого века. Возглавляет состав первый электрический поезд [b]Krokodil[/b] 1920 года выпуска. Он имел 4 двигателя, весил 126 т и развивал скорость 75 км/ч. Долгое время считался звёздным часом швейцарской инженерной школы. Всего изготовлено 188 ед., которые эксплуатировались и за пределами Швейцарии, например, в Индии. Представленный в музее экземпляр имеет серийную маркировку 6/8 II № 13254. Он работал в горах с 1920 по 1982 г. За ним следуют пассажирская автомотриса и электровагон
[b]«Слон»[/b] – один из лучших швейцарских представителей эпохи транспортных средств, приводимых в движение паром. Это последний большой швейцарский паровоз C 5/6 Elephant № 2965, изготовленный в 1916 г. компанией SLM Schweiz Lokomotive und Maschinenfabrik из Винтертура. При массе 128,4 т он буксировал угольные брикеты в тендере, а также воду. Развивал максимальную скорость 65 км/ч. В 1913 г. он стал самым большим паровозом, когда-либо построенным для швейцарских железных дорог и поступившим в эксплуатацию
Вагоны парового трамвая, пожалуй, не встретишь ни в одном другом музее мира
[b]Вагон-ресторан Dr 4Ü[/b] (1914 г.) Вагоны первой половины ХХ в. обладали собственной эстетикой и харизмой. Прекрасно сохранившийся и аккуратно отреставрированный вагон-ресторан Dr 4Ü имел два салона по 18 посадочных мест каждый. Внутри было мягкое освещение, хорошая вентиляция и комфортабельные места для пассажиров за уютными обеденными столиками. При массе 39 000 кг мог двигаться по железной дороге со скоростью 110 км/ч. Вагон работал на регулярных линиях с 1914 по 1960 г.
[b]RRotary Xrot m[/b] (1896 г.). Снегоочиститель с ротором диаметром 3 м предназначался для расчистки путей после обильных снегопадов, метелей и схода лавин. Выбрасывал снег на высоту 18 м и на 90 м в сторону. Весил 87 т, работал на скорости 10 км/ч. Ротор приводился в движение паром. С 1890 г. самоходные снегоочистители получили широкое распространение в большинстве стран с обильными осадками
[b]Douglas DC-3[/b] (1945 г.). Самый успешный транспортный самолёт за всю историю швейцарских перевозок – «Дуглас DC-3». Между 1935 и 1945 г. было построено приблизительно 13 000 моделей DC-3s, из которых несколько сотен летают до сих пор. В 1939-м DC-3 составлял 90% воздушного транспорта всего мира! Между 1937 и 1964 г. в общей сложности 16 различных DC-3s имели цвета SwissAir. Сегодня эти самолёты всё ещё в строю

Адрес музея:

Verkehrshaus der Schweiz

Lidostrasse, 5

CH-6006 Lucern

Тел.: +41 (0) 41 370-44-44

Факс: +41 (0) 41 370-61-68

Часы работы:

с апреля по октябрь – с 1000 до 1800;
c ноября по март – с 1000 до 1700.

Цена билета:

взрослый – 30 шв. франков, детский (до 16 лет) – 15 шв. франков.

Cайт www.verkehrshaus.ch

Комментировать ... >>
Loading...