Построивший США
110-летний юбилей Mack Trucks
В этом году свой 110-летний юбилей отмечает одна из старейших и авторитетных грузовых фирм США – знаменитая Mack Trucks. У себя дома она прочно ассоциируется со строительным сектором, поскольку всё время именно эти машины были основными в программе.
Строго говоря, компании «Маск» исполняется не 110, а все 115 лет. Однако, поскольку и называлась она тогда ещё Manhattan, и первой выпущенной машиной стал не грузовик, а туристский автобус, то её историю принято отсчитывать с 1905 года, когда основатели, братья Мэки (всего их было пятеро, и приходили в компанию они постепенно) начали производить грузовики. Одними из первых стали две машины с 50-сильным двигателем и собственной коробкой передач с шестернями постоянного зацепления, разработанной одним из братьев, Гусом Мэком. В том же году другой из братьев, Август, изобрёл оригинальный пружинный стартёр для запуска двигателей.
Развитию молодой фирмы способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, создание холдинга International Motor Company (не путать с другим знаменитым грузовым производителем США, International Harvester Company), куда входили также американский филиал швейцарского Saurer и грузовая фирма Hewitt, известная своими конструкторами. Именно они создали первые несколько моделей, принесших знаменитость марке. Вторым фактором стал упор на высокое качество машин, не утраченное и по сей день. Не случайно знаменитый слоган фирмы «Built like a Mack» («Сделан, как «Мэк») стал в Штатах известной пословицей. А в-третьих, большинство узлов, включая двигатели, коробки передач и мосты, фирма стала производить (а значит, и контролировать их качество) самостоятельно, в отличие от многих конкурентов.
Первые модели грузовиков делились на две группы: 1,5-тонная «младшая» (Junior) и 4–7-тонная старшая (Senior). Помимо грузовиков, «Маск» продолжал выпуск автобусов, а с 1909 года начал сборку комплектных пожарных машин. Кроме того, до 1930 года в небольшом количестве производились и локомотивы.
Самой известной среди ранних серий стала АС, появившаяся в 1915 году. Модель грузоподъёмностью 3,5–7,5 т была революционной по тем временам: штампованная рама, чугунные поршни, ряд деталей из алюминия, электрический стартёр и фары. При этом использовались цепной привод колёс, литые шины и спартанская кабина без боковых стёкол. Рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель собственного производства развивал 75 л.с. Эта же машина стала первой военной моделью марки – в 1918 году британское правительство заказало 150 таких машин, а всего в армии Англии и США было поставлено около 6000 штук. От британских солдат машина с широко расставленными колёсами и характерным передком получила кличку «бульдог», которая стала официальной эмблемой фирмы, и до сих пор красуется в виде номерной фигурки на капотах. Именно с тех пор «Мэк» и отличается «долголетием» своих моделей. Первого «Бульдога» (серий АС, АК, АР) выпускали с изменениями до 1938 года, всего более 40 000 штук.
К середине третьей декады прошлого века «Маск» находился в первой «пятёрке» грузовых производителей США, на равных конкурируя с такими гигантами, как GMC и Ford. В 1933 году в программе появился первый бескапотный грузовик, в 1936 – первое в Америке специальное «пожарное» шасси с закрытой кабиной, а в 1938 году «Маск» стал первым грузовым производителем США, начавшим выпуск собственных тяжёлых дизельных двигателей.
Одновременно компания использовала и сторонние наработки. Немалая заслуга в передовых решениях ранних лет обусловливалась сотрудничеством со швейцарцами из «Заурера», входившими в элиту грузового автомобилестроения. А младшая серия пикапов Mack Junior образца 1936 года была просто куплена у известного тогда производителя Reo, получив только новый бейдж.
Как и прочие фирмы, во время Второй мировой «Маск» приостановил выпуск гражданских моделей, перейдя на военную продукцию. В первую очередь к ней относились тяжёлые трёхосные 6- и 7,5-тонные модели NM и NR (6х4) и NO (6х6). Всего за годы войны в армии США и союзников было поставлено около 27 000 машин всех типов. И хотя большинство попало в армии стран-союзников, небольшое их количество оказалось в Красной Армии. Это было первым нашим знакомством с продукцией компании. Примечательно, что с ремонта машин Mack NR начинал свою деятельность будущий Минский автозавод в конце 1944 года.
После войны фирма вернулась к производству прежних моделей. В то время собственным агрегатам «Маск» начал присваивать имена собственные. Так, нижнеклапанные двигатели назывались Magnadyne, верхнеклапанные – Thermodyne, а применявшиеся до конца 1940-х годов цепные приводы – Planidrive.
Следующая эпоха для «Мэка» началась в 1953 году, когда появилась совершенно новая модель В. Это была классическая капотная машина с округлыми формами, выпускавшаяся в десятках модификаций, от самой лёгкой бензиновой В20 (полной массой 9500 кг, 4х2) до тяжёлой турбодизельной В80 (27 000 кг, 6х6). На них широко применялись собственные двигатели, 15-скоростные коробки передач Triplex и 20-скоростные Quadraplex. За последующие 13 лет было собрано более 125 000 машин этой модели.
Менее заметным событием стало появление серии бескапотных моделей Н с теми же агрегатами. Однако эти машины заложили основу для появления более известных автомобилей десятилетием позже.
Другой вехой было приобретение в 1956 году у разорившейся фирмы Ahrens-Fox (одного из лидеров США в пожарном деле) прав и оснастки на новейшую бескапотную разработку, ставшую серией С, затем развившуюся в CF и заметно выдвинувшую эту продукцию фирмы на первые места. Этому же способствовала и покупка другого известного пожарного производителя, компании C.D. Beck.
Помимо грузовиков, «Маск» продолжал успешно разрабатывать и производить автобусы, как городские, так и туристские. Расцвет пришёлся как раз на 50-е годы прошлого века. А городские машины С50 с каркасно-панельным кузовом оказались столь удачными, что были не только заказаны Нью-Йорком, но и стали производиться по лицензии под названием Metropol в Швеции фирмой Scania-Vabis.
В те же годы начинает активно развиваться и экспортная программа – помимо соседней Латинской Америки, ставшие известными за годы войны машины активно покупают союзники за океаном. В Англии, Франции и Голландии даже начинается сборка «Мэков» местными фирмами, правда, в незначительном количестве.
В 1965 году «Маск» представил свою самую известную эпохальную модель R. Развившись в обширнейшее семейство (модели R, RL, RS, U, RM, RB, RW, RD, DM, DMM), эти машины с характерным стеклопластиковым капотом продержались в производстве 40 лет (!), до 2005 года. Специально для новинки был разработан собственный дизель постоянной мощности Maxidyne (206–237 л.с. при 1200–2100 об/мин). В паре с ним появилась новая 5-ступенчатая коробка передач Maxitorque. Начиная с тех пор, если грузовик «Маск» комплектовали собственными агрегатами, фигурка бульдога была золотого цвета, иначе – серебряной.
В том же году «Маск» представил на своих развозных 2-осных тягачах серии U необычное техническое решение – ассиметрично расположенную кабину. Сдвинутая по продольной оси на 28 см влево кабина позволяла водителю лучше маневрировать в тесных условиях. Это решение затем много лет использовалось и на строительных машинах серий DM. Кроме того, машины строительных серий DM (и RD) различались между собой длиной и формой капотов, а также материалом – пластиком или сталью.
Именно с производства серии R начал филиал «Мака» в Австралии, их собирали в Канаде, Израиле, Индии, Иране, Пакистане и Мексике. И хотя в программе фирмы всегда присутствовали седельные тягачи для дальних перевозок, пожарные и другие автомобили, именно «работяги» R-серии пользовались наибольшим спросом.
В 1966 году стартовала облегчённая версия RL для западных штатов. Имея больше алюминия в конструкции, внешне она выделялась решёткой радиатора увеличенной площади для лучшего охлаждения, а также длинной базой. Именно эта машина с утёнком на капоте стала широко известной, снявшись в знаменитом фильме «Конвой». Через десять лет появился магистральный тягач «Маск» RW Ultraliner с огромной плоской решёткой радиатора, разными дизелями мощностью 175–550 л.с. и собственной полуавтоматической 6-ступенчатой коробкой передач. Примечательно, что разрабатывала его компания Brockway, принадлежавшая «Мэку» с 1956 года. Впрочем, большой популярностью он не пользовался (исключение составляла Австралия). Гораздо чаще встречалась на дорогах (а производится и по сей день) появившаяся в 1978 году бескапотная модель МС/ MR. Первая модификация применялась в качестве городской, а также базы для последней собственной пожарной серии, вторая специально разрабатывалась для строительных работ и как мусоровоз.
В 1969 году компания покупает известного канадского производителя внедорожных грузовиков, фирму Hayes. Благодаря этому в программе появились тяжёлые лесовозы и тягачи.
Между тем, в кризис 1970-х ситуация ухудшалась – «Маск» почти полностью ушёл с автобусного рынка и магистральных перевозок, сосредоточившись на совершенствовании строительных серий. Кроме того, в эти годы «Маск» развивает направление угле- и рудовозов как дорожных (серии DM- и RD800), так и карьерных (серия М). Тем временем в 1979 году французский государственный концерн Renault выкупил 10% акций фирмы, став полноценным хозяином «Мэка» к 1990 году. Первым результатом сотрудничества стало появление на американском рынке среднетоннажника «Маск» MS – обычного Renault Midliner с другим бейджем. Несколько лет спустя специально для консервативного местного рынка появляется его капотный близнец CS, который тем не менее собирают на французском заводе.
В 80-е годы прошлого века ситуация продолжала ухудшаться. Даже новейший бескапотник Ultraliner (MH), заменивший в 1982 году старую серию F, положения не спасает. Лишь к концу десятилетия, благодаря финансовой помощи нового хозяина, «Маск» выводит на рынок совершенно новое семейство СН/ CL. Выделяясь аэродинамичными современными формами, машины получают и новое поколение двигателей серии E-Tech с электронным управлением (280–510 л.с.). Учитывая полувековой опыт двигателестроения, инженерам «Мэка» удается создать настолько передовой продукт, что его использует головная компания на своих флагманах Renault Magnum, и на самых мощных версиях лесовозов финской марки Sisu, также принадлежащей французам.
Благодаря новым моделям, дела фирмы стали поправляться. Правда, не во всех сегментах. Так, с 1990 года фирма прекратила производство пожарных машин и навсегда ушла с автобусного рынка. Из новых моделей появилась только утилитарная модель LE с низкорасположенной кабиной, разработанная на базе MR. Зато накануне нового тысячелетия «Маск» представил совершенно новую модель магистрального тягача СХ Vision, быстро ставшую популярной у перевозчиков. Двух- и 3-осные машины полной массой 16–24 т оснащали 12-литровыми дизелями мощностью 305–470 л.с. с турбонаддувом и электронным управлением.
Новый хозяин тем временем предпринял попытки продвижения своих продуктов под местным брендом. Так, в 2001 году в США начали предлагать развозной грузовик Mack Freedom (перелицованный Renault Midlum). Однако популярностью он не пользовался, и через два года его сняли с продаж, а «Маск» ушел с рынка среднетоннажных автомобилей.
В те же годы специально для австралийского рынка предложили новые бескапотные модели Mack Quantum и Magnum. Это были Renault Premium и Magnum соответственно, но с иными агрегатами – двигателями «Маск» или Cummins, американскими коробками передач и мостами. Местный рынок новинки не оценил, и через несколько лет их перестали предлагать потребителям.
В 2005 году произошло важное для американского рынка событие – «Маск» обновил свою строительную гамму. После 40 лет производства последняя модель старого семейства, RD, была снята с конвейера, её заменила новая серия Granite.
В результате «Маск» реорганизует всю программу, состоящую теперь из четырёх семейств. Строительная гамма классических машин состоит из нескольких моделей группы Granite. В магистральное семейство Pinnacle входят модели со смещённым вперёд мостом (бывшие СН) и назад (Vision). Бескапотное семейство Terra-Pro образуют бывшие модели MR и LE. Наконец, самые тяжёлые тягачи Titan – новые, разработаны австралийским филиалом. На всех семействах, помимо сторонних, используются три собственных дизеля: 11-литровый MP7, 13-литровый MP8 и 16-литровый MP10 мощностью 325–605 л.с.