Инновации на пике оптимизма
Поездка на завод DAF Trucks N. V. в голладнском Эйндховене
Сегодня жаловаться на сложности жизни вдруг стало признаком хорошего тона. Мне как журналисту часто приходится бывать на презентациях и пресс-конференциях, и все они переполнены охами и вздохами. И в этой глобальной печали вдруг блеснул один лучик безудержного оптимизма. Произошло это в голладнском Эйндховене на заводе DAF Trucks N. V. Встреча с президентом компании Гарри Шипперсом носила, скорее, формальный характер, но всего лишь одна фраза лидера DAF заставила по-другому взглянуть на сегодняшнее состояние предприятия, и особенно на будущее. «В этом году мы на четверть увеличили производство грузовиков, потому что на них большой спрос, – сказал Гарри Шипперс. – Будете осматривать завод, обратите внимание, в каком напряжённом ритме идёт сборка, мы едва успеваем выполнять все заказы».
Неразрывная кооперация
На завод дочернего предприятия американской компании PACCAR Inc мы попали, как и полагается, по приглашению. Мы – это делегация журналистов из России, и посетили мы не одно предприятие, а два. Сначала – завод по производству двигателей компании DAF, комплекс по изготовлению компонентов, прессовый цех и сборочную линию. Всё это находится в Эйндховене (Нидерланды). И только потом – завод в Вестерло (Бельгия), на котором собирают мосты и кабины.
Завод в Эйндховене – это только одна из частей всего производственного цикла, хотя именно здесь производят двигатели и шасси, происходит финальная сборка автомобилей серии CF и XF. И в связи с тем, что цикл производства и сборки мостов и кабин проходит на бельгийском заводе в Вестерло, между предприятиями сформировалась глубокая кооперация, т.е. существовать они один без другого не могут.
История завода в Эйндховене идёт из 1920-х годов, и царит здесь дух зрелого предприятия. В цехах соседствует оборудование разных лет, но ничего не простаивает. На самом деле – загрузка по полной. Нас возили на специальном экскурсионном автопоезде, и это благо, потому что путь от начала сборочного процесса до финальных операций оказался не близким.
Бельгийский завод в Вестерло на 40 лет моложе, и это чувствуется во всём. Здесь больше автоматизированных линий, новее оборудование, меньше ручного труда. И не случайно – на этом месте более вредное для здоровья человека производство. Хотя ручного труда, пожалуй, предостаточно, а на вопрос «Почему некоторые участки не автоматизируются?» мастер цеха ответил просто: «Мы не стремимся освобождаться от людей без крайней необходимости – такова социальная политика завода».
В общем, о заводах в рамках статьи рассказывать сложно да и скучно. Более информативными могут оказаться фотографии, сделанные в цехах. Только добавлю: несмотря на то, что предприятия находятся в разных государствах, расстояние между ними не превышает 80 километров. Поэтому проблем с логистикой никаких.
Кстати, о логистике! Показали нам самый крупный в Европе Центр дистрибуции запасных частей и складской комплекс, где операторы при обработке заказов общаются не между собой, а с компьютером, и именно он даёт им рекомендации по подбору нужных опций для отправки.
А как же с серией автомобилей LF, спросите вы. Комлектация для них делается на этих же заводах, а вот собираются мало- и среднетоннажные машины в Великобритании, на заводе Leyland Trucks (подразделение PACCAR). Впрочем, там же производятся и более грузоподъёмные автомобили серий CF и XF.
Парад возможностей
Логическим завершением возможностей заводов стала поездка на испытательный полигон Sint Oedenrode. Это что-то вроде нашего Дмитровского автополигона НАМИ, только в Голландии, недалеко от Эйндховена. Там нас ждали шесть самых разных автомобилей серии CF и XF. Два тягача представляют линейку прежних лет выпуска. Первая машина – флагман продаж в России автопоезд DAF XF 105 FT c двигателем Paccar MX 12,9 л, 460 л.с. (340 кВт) и эмиссией Euro 5. Колёсная формула 4х2, кабина Space Cab (высокая, 2 спальных места), нагрузка на седло – 12 т, два топливных бака – 850 л + 430 л.
Вторая машина – DAF CF 85 FT c высокой кабиной и со спальными местами, двигатель MX 12,9 л, 460 л.с. (Euro 5). Автомобили во многом похожи, однако основная концепция этого транспортного средства совсем другая – в стайлинг машины включены аэродинамические комплекты: обтекатели на крыше, облицовка на колёсах. Аэродинамическими обвесами, так называемыми боковыми юбками, оснащён и полуприцеп автопоезда. Всё это убранство нацелено на главную задачу – максимальную экономию топлива, и, как показывает практика, дополнительная экономия топлива на таких подготовленных автомобилях может достигать от 4 до 6 %.
Остальные четыре автомобиля – новинки 2015 года. DAF СF 370 FT – это седельный тягач с колёсной формулой 4х2 и кабиной Sleeper Cab, т. е. низкой кабиной, но со спальным местом. Двигатель у него меньшей мощности, чем у других машин, – MX-11 (370 л.с.), но и работает машина едва слышно, а при включении специального режима и вовсе бесшумно. Дело в том, что у компании DAF появилась такая концепция, как «тихий CFМ» – машина с уровнем шума всего 72 децибела.
Следующий грузовик тоже оказался примечательным – это DAF CF 440 – машина в облегчённой версии. Шасси этого автомобиля сделали значительно легче, чем у других одноклассников. Благодаря этому, общая масса автопоезда остаётся неизменной, а полезного груза машина везёт больше. Такие шасси охотно используют в строительном секторе, например в комплекте с бетоносмесителями.
Пятая машина – это топлайнер компании DAF. Седельный тягач XF 510 FTG с максимальной кабиной Super Spase Cab и огнями Sky Light на крыше. Серию FTG характеризует, что у этого седельного тягача средняя ось является подъёмной и поворотной. Двигатель Paccar MX 13 мощностью 510 л.с. (375 кВт) и эмиссией Euro 6.
Шестая из представленных машин имеет свои отличия от предыдущих. DAF XF 510 FAR – это так называемая концепция автопоезда для Европы. Машина представляет собой шасси с бортовой платформой, с тентом и прицепом – эдакий компромисс по длине автопоезда, чтобы вписаться в Директиву Совета ЕС 96 / 53 / ЕС. Комплектация грузовика во многом аналогична предыдущей машине, учитывая, что построена она на жёстком шасси. Двигатель 510 л.с., и у этой модели задняя ось подъёмная и подруливающая.
Лучшее от лучшего
Компания DAF, как и все остальные, стремится создать максимально функциональные, эффективные и качественные грузовики. Такая стратегия всегда приносит свои плоды и обращает внимание потребителей. Учитывается и опыт предыдущих поколений. Например, концепция кабины 2015 года во многом заимствована у модели XF 105, имеющей лучшие характеристики свободного пространства и практичного использования внутреннего интерьера. Поэтому при создании нового дизайна проектировщики не шли вразрез с показателями удобства и комфорта.
Современные требования экологического стандарта по эмиссии Euro 6 подразумевают необходимость применения большого количества дополнительных технологий, что неизбежно ведёт к увеличению массы автомобиля. Поэтому в машинах 2015 года использованы новые схемы компоновки шасси и другие эффективные решения для максимального снижения массы при сохранении высокой грузоподъёмности и низкого расхода топлива.
В частности, для грузовых автопоездов массой до 44 т появилась облегчённая задняя ось. А подвеска Stabilink, оснащённая стабилизатором поперечной устойчивости, позволяет снизить массу, обеспечивает хорошую управляемость и высокую степень устойчивости. К снижению веса привело применение обновлённой монтажной плиты седельно-сцепного устройства и новое расположение аккумуляторных батарей.
Высокая степень комфорта для водителя заметна сразу, как только вы оказываетесь в кабине. Благодаря удачному расположению двигателя и системы охлаждения, высота пола кабины осталась почти без изменений. За счёт этого вход и выход из кабины обеспечивают всего три алюминиевые ступени, расположенные в форме лестницы. Благодаря низкому полу кабина Super Space Cab относится к самым вместительным на рынке, с внутренним объёмом не менее 12,6 м3.
Изменена конструкция педали тормоза. Рулевое колесо претерпело ряд изменений, как и центральная информационная панель, которая теперь имеет новые возможности и оборудована цветным TFT-экраном. Экран отличается большими размерами и высокой степенью чёткости.
При разработке новых грузовиков DAF главным приоритетом являлась безопасность. С этой целью дверные окна были сконструированы в виде цельных деталей. Продумана и конфигурация зеркал – между основным и широкоугольным зеркалами предусмотрено свободное пространство для обеспечения прямого обзора. Зеркала размещены таким образом, чтобы избегать «слепых» зон.
В базовую комплектацию входит система курсовой устойчивости (VSC), предотвращающая опрокидывание и складывание. В качестве дополнительных опций поставляются система адаптивного круиз-контроля (ACC) и система предупреждения о лобовом столкновении (FCW). Скоро станет доступна система аварийного торможения (AEBS), останавливающая автомобиль без участия водителя в аварийной ситуации.