Опубликовано: ГП 11-2020
Магистральный флагман КАМАЗ-54901 в юбилейной ливрее
Автопром России в ракурсе поколения К5 (Часть 3)

Седельные тягачи КАМАЗ К5,
двигатели КАМАЗ семейства 900

Юрий Петров
Фотографии автора, схемы ПАО «КАМАЗ»

Седельные тягачи

Наиболее ярко достоинства кабины поколения К5 раскрываются на дальнобое. Если у первых КАМАЗ-5320 внутренний объём салона составлял 5 кубометров, то даже после модернизации салона в 1995 году его не удалось увеличить сколько-нибудь серьёзно. Машины с увеличенным объёмом внутреннего пространства позволили достигнуть значения 6,5 м3. Внедрение кабины К4 позволило добавить ещё кубометр к обитаемому жизненному пространству. И только появление кабины нового поколения К5 габаритной шириной 2500 мм решило задачу и позволило получить квартиру объёмом 9 м3, что сопоставимо с салоном полноразмерного внедорожного универсала.

Надо также отметить прогресс в расходе топлива. Если у КАМАЗ-5490 NEO он составлял 34 л на 100 км пробега, то у КАМАЗ-54901 поколения К5 потребление дизельного топлива снижено до 30 л на «сотню». Использование передовых материалов позволило увеличить гарантии с 200 до 400 тыс. км.

КАМАЗ-65656 (6х4)
КАМАЗ-65659 (6х2)
КАМАЗ-65956 (6х4)

Магистральные тягачи заставят серьёзно изменить планы большой европейской «семёрки» по дальнейшему продвижению своей техники. И некоторым производителям возможно придётся сократить предложение до 1–2 моделей и уйти с ограниченного рынка 3-осных седельных тягачей, где ПАО «КАМАЗ» решило усилить присутствие. Свои позиции челнинское предприятие будет отстаивать даже не в борьбе с «евросемёркой», сколько с китайской экспансией и внутренним конкурентом в виде «ИВЕКО-АМТ».

Перспективная модель КАМАЗ-65659 (6х2) с подвесной задней осью уже дебютировла на Comtrans`2019 и дополнила основной модельный ряд КАМАЗ-54901. Следом уже появился КАМАЗ-65956 6х4 для вождения 80-тонных автосоставов. А уж затем более привычного КАМАЗ-65656 6х4 для работы в составе 44-тонных автопоездов. Фактически с их появлением, начнётся вывод из оборота серии К3, знакомым всем через сериал «Дальнобойщики» моделью КАМАЗ-54115 и производных от неё модификаций.

КАМАЗ-65659 с подъёмной третьей осью

В таблице перечислены основные модели коробок передач. Стоит обратить внимание, что все модели, кроме одной, предложены с автоматизированной КП XF TraXon. Для полноприводной версии КАМАЗ-65954 (6х6) с 550-сильными двигателями предложена в дополнение обычная механическая КП, а КАМАЗ-65956 (6х4) пока будет оборудован только с «механикой» Ecosplit.

Из всего многообразия нужно отметить две новых полноприводных модели с двускатной ошиновкой задней тележки. Это 4-осный КАМАЗ-65657 (8х8) и 3-осный КАМАЗ-65955 (6х6), по которым ещё не определены ТТХ и конечные спецификации, но уже ведутся НИОКР. Их выход может означить снятие с производства седельных тягачей серии К3 в гражданском исполнении. Обе перспективные новинки адресованы в первую очередь компаниям ТЭК, добывающего сектора, включая лесные разработки, а также транспортным операторам, работающим с генеральными неделимыми грузами или на транспортировке тяжёлой спецтехники.

Проработки КАМАЗ-65657 8х8 с односкатной и двускатной ошиновками

Вдобавок можно сказать, что в структуре производства линейки К5 уже 35% приходится на собственное производство, а ещё 40% возложено на российских поставщиков, которых уже сейчас более 100. Остальные 25% – это иностранные поставщики и по мере роста производства машин им уже придётся предлагать для К5 самые лучшие решения.

Технические характеристики седельных тягачей К5
КАМАЗ-54901 (4х2)
КАМАЗ-65954 (6х6)
КАМАЗ-65956 (6х4)
КАМАЗ-65656 (6х4)
КАМАЗ-65659 (6х2)
Модель КАМАЗ-54901 (4х2) КАМАЗ-65954 (6х6) КАМАЗ-65956 (6х4) КАМАЗ-65656 (6х4) КАМАЗ-65659 (6х2)
Снаряжённая масса, кг 8600 Н.д. 10 200 9897 9621
Нагрузка на переднюю ось, кг 6100 Н.д. 4850 5734 5778
Нагрузка на заднюю тележку, кг 2500 Н.д. 5350 4163 3843
Нагрузка на ССУ, кг 11 400 23 200–24 000 23 725 16 028 16 304
Полная масса, кг 20 000 35 000–36 000 34 000 26 000 26 000
Нагрузка на переднюю ось, кг 8200 9000–10 000 8000 7000 7000
Нагрузка на заднюю тележку, кг 11 500 26 000 26 000 19 000 11 500
Нагрузка на подъёмную ось, кг 7500
Полная масса автопоезда, кг 44 000 65 000–120 000 80 000 44 000 44 000
Полная масса полуприцепа, кг 35 400 До 100 000 69 725 34 028 34 304
Модель турбодизеля KAMAZ R6 910.12-450 KAMAZ Р6, модели 910 (400–550л.с.) KAMAZ R6 910.12-450 KAMAZ R6 910.12-450 KAMAZ R6 910.12-450
Автоматизированная КП ZF 16ТХ 2210 TD без интардера ZF 12TX 2210TO или 12TX 2820TO ZF 12 TX 2215 TD без интардера или 16 S 2220 TD без интардера ZF 12TX2215 TD без интардера
Механическая КП ZF 16S 2220TO или 16S 2520TO ZF 16 S 2220 TО без интардера
Раздаточная коробка КАМАЗ-631-1800020-10 (KITAS)
Ведущие мосты Daimler HL6 КАМАЗ или HanDe Н.д. Н.д. Н.д.
Вместимость топливного бака, л / шт 1400/ 2 Н.д. 600 / 1 650 / 1 650 / 1
Передаточное число ГП 2,278 6,347 или 6,733 4,111 2,643 2,5
Размер обода / шин 9.00-22.5 / 315/70 R22.5 Н.д. 9,0-22,5 / 315/80 R22,5 9,0-22,5 / 315/80 R22,5 9,0-22,5 / 315/70 R22,5
Седельно-сцепное устройство, тип, шкворень Jost или Orlandi, или SAF-Holland КАМАЗ, Uo=6,347 или HanDe, Uo=6,733, с шкворнем 2” или 3,5”, H=1550 мм; на надрамнике – H=1900 мм Orlandi с 2 степенями свободы, литое, 2” или 3,5” Orlandi с 2 степенями свободы, литое 2” JOST с 2 степенями свободы, литое 2”
Макс. скорость, км/ч 110 Н.д. 100 90 90
Угол преодолеваемого подъёма, % (град) 30 (18) Н.д. 30 (18) 30 (18) 30 (18)

Силовой запас

Семейство рядных, 4-тактных, короткоходных дизельных двигателей КАМАЗ-910.10 экологического класса 5 рабочим объёмом 12 литров предусмотрено в двух вариантах: с одноступенчатым турбонаддувом (380–550 л.с.), а также двухступенчатым турбонаддувом (600–750 л.с.). Оба мотора имеют охлаждение наддувочного воздуха, с аккумуляторной системой топливоподачи и электронным управлением.

Двигатели с одноступенчатым турбонаддувом показывают минимальный удельный расход топлива – 182,5 г/кВт·ч, расход масла на угар в процентах от расхода топлива – не более 0,05; масса двигателя без вентилятора – не более 1115 кг; ресурс двигателей для автомобилей – 1,5 млн км; периодичность ТО на замену масла определена 150 тыс. км пробега.

Турбодизель КАМАЗ-910.10 Евро-5 с одноступенчатым наддувом (380–550 л.с.)

Моторы с двухступенчатым турбонаддувом показывают минимальный удельный расход топлива – 184 г/кВт·ч; расход масла на угар в процентах от расхода топлива – не более 0,06; масса двигателя без вентилятора – до 1160 кг; ресурс двигателей определён 300 000 км пробега или 6000 часов. А вот периодичность ТО (замена масла) вследствие высокого форсирования регламентирована в 15 тыс. км пробега или 600 часов работы.

Переход на серию К5 позволит поднять эксплуатанту межсервисные интервалы ТО до 120 000 км, против 80 000 км у поколения К4 и 40 000 км у классической линейки К3. Для этого автозавод начинает строго следить за использованием только рекомендованных запчастей и расходных материалов.

Турбодизель КАМАЗ-920.10 Евро-5 с двухступенчатым наддувом (600–750 л.с.)

Ещё более значительно будет поднят ресурс по определённым категориям машин. Если на «классике» К3 он составлял в лучшем случае 600 000 км, то у К4 он уже достигает 1 млн км. Для поколения К5 ресурс увеличен до 1,2 млн км, что влечёт за собой снижение стоимости владения и повышение эффективности. Но опять же. Следует понимать, что К5 – это премиум класс и его цель заместить на рынке Renault, Volvo, Scania, IVECO, Mercedes и др.

Основные технические характеристики двигателей семейства 900
Модель двигателя 910.14-380 910.13-400 910.12-450 910.11-500 910.10-550 920.12-600 920.11-650 920.10-700 920.13-750
Тип Рядный, 6-цилиндровый, четырёхтактный
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 130х150
Рабочий объём, cм3 11 946
Номинальное число оборотов, мин-1 1900 2200
Максимальная мощность, кВт 279 294 331 368 405 441 478 515 552
Крутящий момент, Н·м 1717 1815 2060 2305 2550 2700 2700 2700 2845
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен