Седельные тягачи КАМАЗ К5,
двигатели КАМАЗ семейства 900
Седельные тягачи
Наиболее ярко достоинства кабины поколения К5 раскрываются на дальнобое. Если у первых КАМАЗ-5320 внутренний объём салона составлял 5 кубометров, то даже после модернизации салона в 1995 году его не удалось увеличить сколько-нибудь серьёзно. Машины с увеличенным объёмом внутреннего пространства позволили достигнуть значения 6,5 м3. Внедрение кабины К4 позволило добавить ещё кубометр к обитаемому жизненному пространству. И только появление кабины нового поколения К5 габаритной шириной 2500 мм решило задачу и позволило получить квартиру объёмом 9 м3, что сопоставимо с салоном полноразмерного внедорожного универсала.
Надо также отметить прогресс в расходе топлива. Если у КАМАЗ-5490 NEO он составлял 34 л на 100 км пробега, то у КАМАЗ-54901 поколения К5 потребление дизельного топлива снижено до 30 л на «сотню». Использование передовых материалов позволило увеличить гарантии с 200 до 400 тыс. км.
Магистральные тягачи заставят серьёзно изменить планы большой европейской «семёрки» по дальнейшему продвижению своей техники. И некоторым производителям возможно придётся сократить предложение до 1–2 моделей и уйти с ограниченного рынка 3-осных седельных тягачей, где ПАО «КАМАЗ» решило усилить присутствие. Свои позиции челнинское предприятие будет отстаивать даже не в борьбе с «евросемёркой», сколько с китайской экспансией и внутренним конкурентом в виде «ИВЕКО-АМТ».
Перспективная модель КАМАЗ-65659 (6х2) с подвесной задней осью уже дебютировла на Comtrans`2019 и дополнила основной модельный ряд КАМАЗ-54901. Следом уже появился КАМАЗ-65956 6х4 для вождения 80-тонных автосоставов. А уж затем более привычного КАМАЗ-65656 6х4 для работы в составе 44-тонных автопоездов. Фактически с их появлением, начнётся вывод из оборота серии К3, знакомым всем через сериал «Дальнобойщики» моделью КАМАЗ-54115 и производных от неё модификаций.
В таблице перечислены основные модели коробок передач. Стоит обратить внимание, что все модели, кроме одной, предложены с автоматизированной КП XF TraXon. Для полноприводной версии КАМАЗ-65954 (6х6) с 550-сильными двигателями предложена в дополнение обычная механическая КП, а КАМАЗ-65956 (6х4) пока будет оборудован только с «механикой» Ecosplit.
Из всего многообразия нужно отметить две новых полноприводных модели с двускатной ошиновкой задней тележки. Это 4-осный КАМАЗ-65657 (8х8) и 3-осный КАМАЗ-65955 (6х6), по которым ещё не определены ТТХ и конечные спецификации, но уже ведутся НИОКР. Их выход может означить снятие с производства седельных тягачей серии К3 в гражданском исполнении. Обе перспективные новинки адресованы в первую очередь компаниям ТЭК, добывающего сектора, включая лесные разработки, а также транспортным операторам, работающим с генеральными неделимыми грузами или на транспортировке тяжёлой спецтехники.
Вдобавок можно сказать, что в структуре производства линейки К5 уже 35% приходится на собственное производство, а ещё 40% возложено на российских поставщиков, которых уже сейчас более 100. Остальные 25% – это иностранные поставщики и по мере роста производства машин им уже придётся предлагать для К5 самые лучшие решения.
|
|
|
|
|
|
Модель | КАМАЗ-54901 (4х2) | КАМАЗ-65954 (6х6) | КАМАЗ-65956 (6х4) | КАМАЗ-65656 (6х4) | КАМАЗ-65659 (6х2) |
---|---|---|---|---|---|
Снаряжённая масса, кг | 8600 | Н.д. | 10 200 | 9897 | 9621 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 6100 | Н.д. | 4850 | 5734 | 5778 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 2500 | Н.д. | 5350 | 4163 | 3843 |
Нагрузка на ССУ, кг | 11 400 | 23 200–24 000 | 23 725 | 16 028 | 16 304 |
Полная масса, кг | 20 000 | 35 000–36 000 | 34 000 | 26 000 | 26 000 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 8200 | 9000–10 000 | 8000 | 7000 | 7000 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 11 500 | 26 000 | 26 000 | 19 000 | 11 500 |
Нагрузка на подъёмную ось, кг | – | – | – | – | 7500 |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 | 65 000–120 000 | 80 000 | 44 000 | 44 000 |
Полная масса полуприцепа, кг | 35 400 | До 100 000 | 69 725 | 34 028 | 34 304 |
Модель турбодизеля | KAMAZ R6 910.12-450 | KAMAZ Р6, модели 910 (400–550л.с.) | KAMAZ R6 910.12-450 | KAMAZ R6 910.12-450 | KAMAZ R6 910.12-450 |
Автоматизированная КП | ZF 16ТХ 2210 TD без интардера | ZF 12TX 2210TO или 12TX 2820TO | – | ZF 12 TX 2215 TD без интардера или 16 S 2220 TD без интардера | ZF 12TX2215 TD без интардера |
Механическая КП | – | ZF 16S 2220TO или 16S 2520TO | ZF 16 S 2220 TО без интардера | – | – |
Раздаточная коробка | – | КАМАЗ-631-1800020-10 (KITAS) | – | – | – |
Ведущие мосты | Daimler HL6 | КАМАЗ или HanDe | Н.д. | Н.д. | Н.д. |
Вместимость топливного бака, л / шт | 1400/ 2 | Н.д. | 600 / 1 | 650 / 1 | 650 / 1 |
Передаточное число ГП | 2,278 | 6,347 или 6,733 | 4,111 | 2,643 | 2,5 |
Размер обода / шин | 9.00-22.5 / 315/70 R22.5 | Н.д. | 9,0-22,5 / 315/80 R22,5 | 9,0-22,5 / 315/80 R22,5 | 9,0-22,5 / 315/70 R22,5 |
Седельно-сцепное устройство, тип, шкворень | Jost или Orlandi, или SAF-Holland | КАМАЗ, Uo=6,347 или HanDe, Uo=6,733, с шкворнем 2” или 3,5”, H=1550 мм; на надрамнике – H=1900 мм | Orlandi с 2 степенями свободы, литое, 2” или 3,5” | Orlandi с 2 степенями свободы, литое 2” | JOST с 2 степенями свободы, литое 2” |
Макс. скорость, км/ч | 110 | Н.д. | 100 | 90 | 90 |
Угол преодолеваемого подъёма, % (град) | 30 (18) | Н.д. | 30 (18) | 30 (18) | 30 (18) |
Силовой запас
Семейство рядных, 4-тактных, короткоходных дизельных двигателей КАМАЗ-910.10 экологического класса 5 рабочим объёмом 12 литров предусмотрено в двух вариантах: с одноступенчатым турбонаддувом (380–550 л.с.), а также двухступенчатым турбонаддувом (600–750 л.с.). Оба мотора имеют охлаждение наддувочного воздуха, с аккумуляторной системой топливоподачи и электронным управлением.
Двигатели с одноступенчатым турбонаддувом показывают минимальный удельный расход топлива – 182,5 г/кВт·ч, расход масла на угар в процентах от расхода топлива – не более 0,05; масса двигателя без вентилятора – не более 1115 кг; ресурс двигателей для автомобилей – 1,5 млн км; периодичность ТО на замену масла определена 150 тыс. км пробега.
Моторы с двухступенчатым турбонаддувом показывают минимальный удельный расход топлива – 184 г/кВт·ч; расход масла на угар в процентах от расхода топлива – не более 0,06; масса двигателя без вентилятора – до 1160 кг; ресурс двигателей определён 300 000 км пробега или 6000 часов. А вот периодичность ТО (замена масла) вследствие высокого форсирования регламентирована в 15 тыс. км пробега или 600 часов работы.
Переход на серию К5 позволит поднять эксплуатанту межсервисные интервалы ТО до 120 000 км, против 80 000 км у поколения К4 и 40 000 км у классической линейки К3. Для этого автозавод начинает строго следить за использованием только рекомендованных запчастей и расходных материалов.
Ещё более значительно будет поднят ресурс по определённым категориям машин. Если на «классике» К3 он составлял в лучшем случае 600 000 км, то у К4 он уже достигает 1 млн км. Для поколения К5 ресурс увеличен до 1,2 млн км, что влечёт за собой снижение стоимости владения и повышение эффективности. Но опять же. Следует понимать, что К5 – это премиум класс и его цель заместить на рынке Renault, Volvo, Scania, IVECO, Mercedes и др.
Модель двигателя | 910.14-380 | 910.13-400 | 910.12-450 | 910.11-500 | 910.10-550 | 920.12-600 | 920.11-650 | 920.10-700 | 920.13-750 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Рядный, 6-цилиндровый, четырёхтактный | ||||||||
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм | 130х150 | ||||||||
Рабочий объём, cм3 | 11 946 | ||||||||
Номинальное число оборотов, мин-1 | 1900 | 2200 | |||||||
Максимальная мощность, кВт | 279 | 294 | 331 | 368 | 405 | 441 | 478 | 515 | 552 |
Крутящий момент, Н·м | 1717 | 1815 | 2060 | 2305 | 2550 | 2700 | 2700 | 2700 | 2845 |