Городской автобус Неман-5201-045
Необъятность России прямо пропорциональна разнообразию проблем для администрации малых городов и районов, нуждающихся в срочном обновлении подвижного состава, может стать осовременненный белорусский «Неман-5201-045», на смотрины которого я и отправился.
Решение банальных задач
Начну с констатации факта: для большинства периферийных территорий страны такое социально значимое явление, как низкопольность, по-прежнему остается чуждым. И суть проблемы кроется не столько в высокой стоимости или дороговизне последующего обслуживания, сколько в отсутствии условий для эксплуатации. И если даже «низкопольник» спонсирует отдаленным от центра регионам краевой или федеральный бюджет, ежедневно «садясь на мель» при выходе на линию, он рискует навсегда перепрофилироваться из транспортного в средство поддержки забора эксплуатирующей организации.
Мода модой, но массовое навязывание перевозчикам исключительно низкопольной техники достигается производителями за счет искусственного сокращения выпуска альтернативы. Хотя тут вновь палка о двух концах: у страха транспортника глаза велики лишь до тех пор, пока его насильно не познакомят с современной техникой; с другой стороны глупо предъявлять европейские требования к общественному транспорту, пока само понятие «европейскость» не соответствует его окружению в целом.
Именно поэтому при создании городского автобуса, ориентированного на российский рынок, белорусские разработчики не тратили калорий на создание транспорта будущего. Учитывая низкое качество дорожного покрытия малых городов, они сохранили высокий просвет под второй дверью, что обеспечивает «Неману» дополнительное пространство безопасности от повреждения днища.
Конструкторы лидского предприятия решили фаршировать собственный кузов вагонного типа проверенным в России сочетанием турбодизеля Caterpillar 3126E и автоматической трансмиссии Voith-DIWA 754,3E частого атрибута современного городского транспорта. Выбор комплектующих не случаен, так как они хорошо зарекомендовали себя в конструкции аналогичных ликинских автобусов, а их производители имеют развитую сеть сервис-центров во многих регионах России. Что касается двигателя, то, по отзывам познакомившихся с ним транспортников, силовой агрегат достаточно надежен и неприхотлив, но в случае поломки его ремонт может влететь в копеечку.
Но основным пунктом внесения новшеств в стандартную конструкцию модели 5201 стал рестайлинг, которому создатели «Немана» решили уделить максимум внимания.
Вопросы стайлинга
При наборе стандартных компонентов плавные линии передней и задней масок смягчили угловатость прародителя. Однако конструктивно-функциональное решение передка и задка вызвало нарекание. Например, для замены одной перегоревшей точечной лампы Hella в первом образце пришлось разобрать всю маску до основания, а совершить подобную незамысловатую, но очень важную операцию водителю в полевых условиях вообще трудно.
Неудачный рельеф задней маски не позволяет открыть крышку моторного отсека под прямым углом, которую на первом опытном образце, c которым я знакомился, еще не успели оборудовать фиксаторами.
Удобно обслуживать блок коммутации, который в «Неман-5201-045» перенесен на заднюю часть перегородки кабины водителя. Ранее он располагался, как в ЛиАЗ-5256: снаружи в проеме под левым водительским окном, что затрудняло его обслуживание вне помещений.
Новая панель приборов получилась и функциональной, и удобной: показания читаются отлично, а клавишная часть ее рабочей поверхности находится под рукой. Так что во время движения водителю не придется отвлекаться. Не понравилась лишь так называемая «московская» высокая перегородка, блики от стекла которой очень мешали обзору при солнечной погоде во время тест-драйва. Кстати, при открытых створках передней двери не просматривается зеркало правого борта, а блинкерно-светодиодный маршрутоуказатель ограничивает обзорность. Почему бы его не разместить над ветровым стеклом?
Интерьер осовременен: серые панели, прикрывающие оконные стойки; яркие львовские сиденья; две полноценные накопительные площадки; бегущая строка информационной системы «Интеграл». Особо отмечу стеклянные потолочные люки, добавляющие свет в салон непривычное решение для постсоветского автобусостроения.
Что до главного «минуса» высокопольного «Немана» трех ступеней при входе в пассажирский салон, то такое решение позволило сохранить большую пассажировместимость (110 человек, 23 посадочных места): благодаря высокому полу используется все пространство салона над колесными арками, над двигателем и трансмиссией.
Непреодолимой проблемой для инвалидов-колясочников и родителей с детскими колясками станут не ступени, встречающие при входе, а дугообразный смещенный поручень средней двери. Его присутствие рядом с наклейкой, говорящей о накопительной площадке для коляски, нелепость! Установлен поручень фактически по центру. Впрочем, демонтировать его не составит проблем.
Жители мегаполисов постепенно начинают привыкать к комфорту и доступности низкопольников. Хочется, чтобы радость горожан смогли разделить и жители периферии. Но это, к сожалению, невозможно до тех пор, пока на местах не будут созданы условия для эксплуатации, приближенные к столичному уровню. А пока у «Неман-5201-045» есть все шансы завоевать бюджетно дотируемые города, привлекая простотой и надежностью своей конструкции. Кроме того, актуальной для «рестайлингового» «белоруса» остается ниша пригородных перевозок, где он будет чувствовать себя как рыба в воде еще не один год. Большинство конструктивных проблем вполне устранимо.
В поисках хэппи-энда
Рестайлинг в Лиде конструкторы проводили почти год, что в условиях сегодняшней конкуренции и без возникших косяков слишком долго. Это еще раз показало, что в одиночку ПРУП «ОЗ «Неман» в поле не воин. И чтобы выжить в тяжелых финансовых условиях при сохранении автобусостроительного профиля, у завода есть два выхода: привлечение иностранного инвестора или включение лидского предприятия в структуру автобусного филиала Минского автозавода (ОАО «МАЗ») в качестве платформы по сборке малотиражных моделей. Тогда АМАЗ значительно разгрузил бы основные производственные мощности.
Однако реализации данного проекта мешают разногласия между Министерством военной промышленности РБ (которое не спешит отдавать принадлежащий ему «Неман») и Минпромом РБ, которое, в свою очередь, не настаивает на передаче лидского завода под свое крыло. С такой нерасторопностью чиновничьего аппарата ПРУП «ОЗ «Неман» рискует в недалеком будущем навсегда исчезнуть на радость конкурентам и на горе 700 его сотрудникам.
Пассажировместимость, чел. | 110 |
Количество мест для сидения | 23+1 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Двигатель:
|
Caterpillar 3126E HEUI Euro 3, турбодизель, I-6 7242 234 660 при 2400 мин-1 |
Коробка передач | 6-ст., ГМП Voith Diwa 854.3E |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Расход топлива, л/ 100 км | 25-27 |
Шины | 211/70 R22,5 |