О главных автобронетанковых событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»
Шестой Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2020» проводился в непростое время – на всей территории страны введены ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Начиная с марта текущего года в России отменили все выставки и до самого последнего момента были опасения, что очередную «Армию» также могут отменить. Но теперь о состоявшемся событии можно говорить в прошедшем времени – МВТФ «АРМИЯ-2020» стал первым российским массовым мероприятием после снятия части карантинных ограничений.
О массовости события говорит статистика: с 23 по 29 августа 2020 г. мероприятия Форума в Конгрессно-выставочном центре «Патриот», на полигоне Алабино, аэродроме Кубинка, а также на 66 площадках, расположенных в военных округах и на Северном флоте, посетило 1 490 115 человек. У каждого на входе замеряли температуру, но никакой информации о том, что кто-то не соблюдает профилактические меры, в пресс-центр «Армии-2020» не поступало.
Жизнь постепенно возвращается в нормальное русло, хотя без ограничений не обошлось – в залах, где проводились конференции и «круглые столы», количество посадочных мест ограничили, поэтому неизменно случались аншлаги.
В качестве отличительной особенности организаторы преподносили проведение МВТФ «Армия-2020» одновременно с Армейскими международными играми «АрмИ-2020». Утверждалось, что якобы такой формат предоставит гостям и участникам обоих мероприятий уникальную возможность максимально эффективно организовать свою работу и посетить зрелищную демонстрационную программу. Однако тем, кто собирался посмотреть и «АрмИ», и «Армию», приходилось выбирать что посмотреть. В предыдущие годы «Армейские игры» проводились до открытия Форумов «Армия», поэтому по приглашениям Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации я успевал побывать на конкурсах «АрмИ» в разных военных округах. В этом году из собственного графика работы перелёты на дальние «площадки» мне пришлось исключить. Да и в пределах Парка «Патриот» посмотреть всю «Армию» нереально, а в этом году из-за ограничений и сжатого времени пришлось уделять особое внимание только самым главным, по мнению автора статьи, новинкам и интересным событиям, о которых расскажу далее.
100-летие отечественного танкостроения
Отсчёт истории отечественного танкостроения ведётся с 31 августа 1920 г. Именно в этот день из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый отечественный танк «Борец за свободу товарищ Ленин». Примерно с конца 1930-х гг. наша страна стала мировым лидером танкостроения, и с тех пор эта позиция удерживается прочно. В том числе и поэтому в рамках столетнего юбилея на МВТФ «Армия-2020» произошли два примечательных события – открытие «Аллеи Танкпрома» и Военно-историческая конференция.
На «Аллее Танкпрома» посетителям форума была представлена уникальная экспозиция, включавшая линейку из 22 танков и бронеавтомобилей, характеризующую основные этапы развития отрасли. В небольшом павильоне рядом с «Аллеей Танкпрома» разместили минивыставку масштабных моделей и архивных документов (их можно было полистать на экранах видеопанелей).
Ведущие специалисты Минобороны России и предприятий оборонной промышленности собрались на Конференцию «История развития отечественного танкостроения», организаторами которой выступили Главное автобронетанковое управление Минобороны России (ГАБТУ) и недавно восстановленный в качестве самостоятельного учреждения 38 Научно-исследовательский испытательный институт бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны Российской Федерации (38 НИИИ). В ходе мероприятия были заслушаны доклады по истории бронетехники, а также сделаны прогнозы на будущее. Выделю несколько важных моментов.
1. Новейшая российская боевая платформа «Армата» возбудила весь танковый мир, и за рубежом лихорадочно ищут варианты ответа. Но пока там ищут ответ, наши конструкторы уходят ещё дальше вперёд. Так, по мнению специалистов Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (АО «УКБТМ»), с большой вероятностью можно говорить о том, что разработанный танк Т-90М и создаваемый в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Армата» танк Т-14 будут последними вновь разработанными экипажными танками «переднего края».
Дальнейшим развитием будет уже не танк, а нечто иное. Российские конструкторы говорят условно о БМБ – боевой машине будущего, возможно, с вооружением на новых физических принципах. Хотя, как известно, на платформе «Армата» можно создать безэкипажные боевые машины, и на конференции было отмечено, что Т-14 – это первая в мире предсерийная боевая машина, которая в базовой комплектации готова к безэкипажной работе (такие «роботизированные» Т-14, кстати, уже проходят испытания).
Следует заметить, что на серийных отечественных танках уже сегодня автоматика позволяет контролировать работу систем танка, заряжать пушку, готовить выстрелы, наводить орудие на цель, сопровождать цель и делает это быстрее человека. Ожидается, что в ближайшей перспективе система управления танка будет самостоятельно, не хуже чем человек, находить цели и распознавать их. В не столь отдалённой перспективе автоматика сможет управлять танком на поле боя, объезжать препятствия на неразведанной местности и т.д.
Главная проблема, с которой уже сегодня столкнулись разработчики – если танк управляется полностью автономно, передавать ли автоматике решение на открытие огня? Перефразирую: делегирует ли человек искусственному интеллекту принятие самостоятельного решения на уничтожение, т. е. на убийство людей? Оставлю без ответа вопрос и о том, что будет если искусственный интеллект повернётся против своих разработчиков… в кулуарах конференции говорили, что в США уже был прецедент, когда робот расстрелял людей во время учений.
2. Из трёх ключевых ОКР по бронетехнике («Армата», «Курганец-25», «Бумеранг») больше всего проблем с «Курганцем», выполнение работ затянулось. Но к настоящему времени часть проблем решена, техника выходит на испытания, которые покажут насколько технические решения верны. Если же заглянуть в будущее, по мнению специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения (АО «СКБМ»), плавающие боевые машины пехоты (БМП) дошли до своего логического финала: возить 10 человек в одном корпусе невозможно, так как в требуемых габаритах и при заданной массе невозможно обеспечить защиту (к ней требования повышаются).
БМП, которая придёт на смену платформе «Курганец-25», будет иметь совершенно иную конструкцию. Так, рассматривается вариант двухзвенной машины, в которой прицепное звено предназначено исключительно для десанта; только в этом случае могут быть выполнены возрастающие требования по защите людей и повышению огневых возможностей с учётом того, что БМП должна быть плавающая.
3. Вопросам модернизации танков Т-80БВМ уделяется значительное внимание, так как именно такая техника хорошо себя зарекомендовала в Арктике. Однако технические подробности о разрабатываемой технике на конференции не были сообщены – это гостайна, разработчики из Омска обещали свои предложения сообщить Начальнику ГАБТУ отдельно «в тиши кабинетов».
4. На конференции были представители предприятий, разрабатывающих средства защиты. Как известно, главной защитой бронетехники является броня. Специалисты ГАБТУ считают, что превышение массы корпусов разрабатываемых образцов техники относительно требований техзаданий является следствием отставания России в металлургической отрасли. Из состоявшейся бурной дискуссии могу сделать простой вывод: как и несколько десятилетий назад, прорывных работ в металлургии ждать не следует, идёт рутинная работа. А это говорит о том, что габаритно-массовые характеристики бронетехники и защищённой автомобильной техники будут неизбежно возрастать, но только если это связано с защитой экипажа.
5. Начальник ГАБТУ Сергей Владимирович Бибик сообщил о необходимости увековечить имена конструкторов бронетехники. Он обратился ко всем участникам конференции и через них к ветеранам отрасли и бронетанковой службы предоставить исторические материалы, документы. На конференции даже пошутили, что кому-то бюсты поставят при жизни. ГАБТУ вспомнило и о советских традициях – планируется возобновить выпуск научно-технических сборников для специалистов отрасли; предприятия ОПК приглашают принять активное участие в наполнении сборников актуальными статьями. Однако были сказаны слова о том, что на конференции нет молодых специалистов – представителям промышленности, находившимся в зале, уже далеко за пятьдесят…
«Бумеранг» и другие бронетранспортёры
Как и планировалось, на конференции был доклад по колёсной бронетехнике, но общение по этой теме я начал на день раньше – встретился с А.Г. Масягиным, и, как и прежде, он меня одарил лучезарной улыбкой. Для непосвящённых сообщаю: Александр Григорьевич создал лучшие в мире колёсные бронетранспортёры, которые служат во многих странах мира (считаю, что его бюст также должен быть на будущей аллее славы Конструкторов). В этот раз мы вспомнили обстоятельства, при которых познакомились, а поскольку тема всё более возрастающих габаритов бронетранспортёров, в том числе и «Бумеранга», постоянно будоражит «диванных знатоков» бронетанковой техники, расскажу, чем вызвана улыбка самого именитого в мире Конструктора колёсной бронетехники.
Более десяти лет назад пресс-служба «Военно-промышленной компании» (ООО «ВПК») пригласила меня посетить Арзамасский машиностроительный завод, где производят бронетранспортёры, «Тигры» и другую колёсную военную технику. В ходе пресс-тура я весьма в жёсткой форме упрекнул А.Г. Масягина в том, что конструкторы создали бронетранспортёр БТР-90 с габаритами, намного превышающими БТР-80. Неужели разработчикам непонятно, что на поле боя более крупную цель легче поразить? Александр Масягин спокойно выслушал мою гневную тираду, а потом спросил: «Молодой человек, а знаете ли Вы какая грузоподъёмность у БТР-80?» И тут я, к своему стыду, сник… Видя мой конфуз, Александр Григорьевич сам ответил на вопрос: «Две тонны. А знаете какая грузоподъёмность у БТР-90? – продолжил Александр Масягин, а я сконфузился ещё больше. – Семь тонн. И БТР-80, и БТР-90 – плавающие. Теперь понятно почему такие габариты»?
Признаться, не ожидал, что так легко и доступно, без всяких сложных формул, можно объяснить, почему получилась конструкция с увеличенными габаритными размерами. В тот раз мы о многом поговорили, для себя я многое подчерпнул и за «ликбез» весьма благодарен Александру Масягину, фамилия которого стоит в одном ряду с такими Конструкторами, как Калашников, Непобедимый, Шипунов, Грачёв, Шапошник … (список можно продолжить). Поэтому о ещё более подросших габаритах «Бумеранга» ныне никого не спрашиваю.
На конференции доклад по теме «История развития отечественных бронетранспортёров» делал Главный конструктор «Военно-инженерного центра» (ООО «ВИЦ», входит в периметр управления ООО «ВПК») Юрий Зеленов. В части современной техники было отмечено продолжение модернизации БТР-82А, в том числе с перекомпоновкой (перенос мотоотсека вперёд, образец БТР-87 был ранее показан на «Армии-2017»). Однако Начальник ГАБТУ Сергей Бибик не согласился с такой постановкой вопроса, так как в результате перекомпоновки получится не модернизированный, а совершенно новый бронетранспортёр. В успехе этой работы можно было бы не сомневаться, но… ГАБТУ такую машину даже не предлагало для внесения в Государственную программу вооружения, хотя, по мнению ООО «ВИЦ», в войсках БТР-87 будет востребован, а том числе под монтаж различного оборудования. Кстати, у разработчиков есть планы по совершенствованию БТР-87 с переделкой трансмиссии, что позволит повысить грузоподъёмность. От себя смею предположить: как это уже бывало, скорее всего бронетранспортёр предложат инозаказчикам, а потом и ГАБТУ вспомнит о нём – после того, как «Рособоронэкспорт» увидит, что есть экспортные перспективы…
Основное внимание в докладе Юрий Зеленов уделил работам в рамках ОКР «Бумеранг» по созданию семейства модификаций на базе унифицированной межвидовой колёсной платформы. В презентации, показанной участникам конференции, были приведены основные тактико-технические характеристики унифицированной межвидовой колёсной платформы. Я обратил внимание на конкретизированные данные по двигателю «Бумеранга». Как и предполагал ранее, это многотопливный турбодизель ЯМЗ-780 максимальной мощностью не менее 750 л.с. (год назад был вопрос – см. «Юбилейная «Армия»). Из других характеристик обратил внимание на то, что внутренний полезный объём составляет 9,5 м3, грузоподъёмность с обеспечением плава – 6,3 т (без обеспечения плава – 10,7 т), максимальная скорость по шоссе не менее 100 км/ч (на плаву не менее 10 км/ч).
Как отметил докладчик, среди разработчиков идёт дискуссия о том, как позиционировать разные образцы. Например, колёсный бронетранспортёр К-16 имеет защиту на порядок более мощную, нежели БТР-80: баллистическая защита обитаемого отделения рассчитана на попадание 30 мм снарядов, противоминная защита в тротиловом эквиваленте под колесом и днищем – до 8 кг. А ряда систем и комплексов защиты, которыми оснащаются «Бумеранги», на серийных бронетранспортёрах вообще нет! Получается, что по уровню защиты «Бумеранг» – это уже колёсный танк?
На этот вопрос бурно отреагировали участники конференции: выяснилось, мало кто даже в научно-исследовательских учреждениях Минобороны России знает о том, что относительно недавно ГАБТУ МО РФ поменяло стандарты; теперь и бронетранспортёр К-16, и БМП К-17 следует относить к БМП (рассказ о политических подробностях принятия такого решения выходит за рамки данной статьи).
Отдельно в докладе была выделена тема создания унифицированной межвидовой колёсной платформы с гибридной энергоустановкой и электромеханической трансмиссией (ЭМТ) путём реализации технических решений, полученных в научно-исследовательской работе (НИР) «Крымск». Докладчик сделал акцент на том, что результаты выполненных работ подтвердили перспективность развития боевых колёсных машин в данном направлении. Экспериментально было доказано, что внедрение гибридной энергоустановки и ЭМТ обеспечивает улучшение боевых и технических характеристик боевой колёсной машины несмотря на то, что мощность двигателя внутреннего сгорания на 25% меньше, чем у прототипа (в качестве прототипа был взят один из опытных образцов БТР-90). Вместе с этим было отмечено, что хотя есть перспективы по данному направлению работ, но нет отечественной серийной компонентной базы для ЭМТ. В ходе дискуссии выяснилось, что выигрывая в чём-то одном, приходится жертвовать чем-то другим. В экспериментальном макетном образце, разработанном в рамках НИР «Крымск», агрегаты электрооборудования были по размеру, как сказал Юрий Зеленов, огромные. Автору статьи это было известно ранее – места для размещения десанта практически не осталось, а масса комплекта тягового электрооборудования намного превысила массу трансмиссии и других систем прототипа с «механикой». В очередной раз делаю вывод: НИРы по военной автомобильной технике и бронетехнике с ЭМТ проводить надо, но переходить к ОКР пока рано.