Демонстрация объективной реальности
Парад в честь 70-летней годовщины Победы в Минске
Парад Победы в Москве в нынешнем году стал ярким и запоминающимся зрелищем. В честь 70-летней годовщины Победы и белорусы сменили время проведения торжественного парада, перенеся его с традиционного 3 июля (День Независимости Республики Беларусь) на 9 мая. Впрочем, перенос во времени никак не сказался ни на концепции, ни на содержании мероприятия…
«Техническая» часть парада, согласно белорусской специфике, состояла из двух частей «армейской» и «гражданской». Первая порадовала сразу несколькими новинками, поэтому начнём именно с неё.
Три образца силы
Торжественный объезд участников парада белорусы проводили на новых кабриолетах – Hongqi L5. Автомобили поставлены в рамках безвозмездной военной помощи от Минобороны КНР, что стало уже своего рода традицией, так как ранее ВС РБ уже получали китайский «Хаммер» – Dongfeng Mengshi EQ2050. Судя по внешней реакции минчан, парадные кабриолеты, несмотря на очень специфическую внешность, им понравились.
Одно из ведущих предприятий Белоруссии, VOLAT, наконец-то продемонстрировало свою совместную с россиянами разработку – ВПК 233136 «Лис-БМ». Собираемый из машинокомплектов «Тигр» автомобиль имеет полностью белорусскую начинку. По словам заводчан, именно электронная составляющая машины является в данный момент основной ценностью «Лиса», и к ней уже проявляют интерес зарубежные военные…
Ну и третья новинка – это комплекс «Полонез», состоящий из РСЗО и ТЗМ на шасси МЗКТ 7930 «Астролог» и автомобиля управления на шасси МАЗ 6317. На параде были показаны первые образцы этих автомобилей. Техническая информация пока скрывается, но судя по внешнему виду контейнеров, белорусы в процессе разработки РСЗО активно сотрудничали с китайскими ракетчиками. Предположительно, в комплексе используют новейшую ракету из Поднебесной – 301-мм А200 разработки и производства China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT), входящей в состав китайской государственной аэрокосмической корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) Poly Technologies (via Jane’s). Впрочем, пока это только догадки, так что дождёмся официальной информации.
Земное и небесное содружество
Не разочаровала и «гражданская» часть парада. В этом году она показалась не такой масштабной, как в прошлом, – не участвовал МЗКТ, да и ретротехники не было. Но пара новинок была-таки показана. Согласен, и перспективный МАЗ 5440M9 с «мерседесовским» мотором Euro 6, и сочленённый самосвал МоАЗ 75035 уже участвовали в заводских мероприятиях. Но тогда это были, скорее, статичные экспонаты, а теперь пусть и экспериментальные, но вполне «ходовые» образцы.
Кроме того, в этом году уже второй раз в минском параде участвовали российские военные. Из техники были представлены танки Т-90, БМП-3, БМД-2КАО, БТР-82А, «Тигр», САУ «МСТА-С» и СЗРПК «Панцирь». Да и в «небесной» части парада приняли участие российские ВВС, причём в этом году это были такие экзотические для Белоруссии самолеты, как Ту-22М, ЯК-130, ТУ-95МС, Су-34. В общем, показалось, что минский парад был призван показать, что военное сотрудничество между Россией и Белоруссией – это совсем не показуха, а объективная реальность…
Достойны отдельного упоминания
Кстати, в России, кроме основного парада в Москве были торжественные колонны, достойные отдельного упоминания.
Так, в Верхней Пышме парадная колонна техники практически полностью состояла из боевых машин времен ВОВ, танков, САУ и бронеавтомобилей. Их взяли прямо из экспозиции музея и после прохождения по улицам они вновь встали на свои постаменты.
А в Санкт-Петербурге частная ассоциация коллекционеров техники «Ленрезерв» провела по Невскому не бронированную, а самую обыкновенную технику. Она редко ассоциируется с героическими событиями, но без неё победы просто не было бы. Внедорожники ГАЗ-67 и Willys MB, «полуторки» ГАЗ-АА с ГАЗ-ММ и Dodge 3/4 WC51 с трёхосным WC63, «трёхтонки» ЗИС-5 с ЗИС-5В и Chevrolet G-7100 с Studebacker US-6 парадным строем, вместе, как 70 лет назад, прошли по улицам Северной столицы. А ретролегковушки, мотоциклы, автобусы времен ВОВ помогли создать непередаваемую транспортную атмосферу того времени.
Так что парад в каждом городе уникален и интересен – не будем забывать об этом…