Электрогрузовик Volta Zero
Во все времена верили, что звучное имя – залог процветания. Так, в начале ХХ столетия германские автомобилестроители добирали авторитета за счёт латыни: Audi, Dixi, Dux, Ego, Primus... В наши дни в чести знаменитости. Например, Никола Тесла – прославленный электротехник, серб по национальности, автор семиста патентов. Чем не символ технического прогресса или, на худой конец, повальной электрофикации? Решено: называем автомобиль Tesla. Последователи не заставили себя ждать, и вот уже на улицы Лондона вышел электрический грузовик Zero британско-шведской марки Volta Trucks.
Примечательно, что право называться Tesla Motors было выкуплено за $75 000 у Бреда Зиверта (Brad Siewert). Этот предприниматель из Сакраменто (штат Калифорния) зарегистрировал автомобильную фирму под таким названием в 1994 году, но так ничего и не выпустил. Причём выкупал марку не Илон Маск, а истинные основатели фирмы Мартин Эберхард (Martin Eberhard) и Марк Тарпенинг (Marc Tarpenning), вскоре отодвинутые Маском от дел. Якобы ещё $11 млн сам Илон Маск заплатил за право пользоваться доменом Tesla.com. Опять же, если верить Маску, он рассматривал в качестве альтернативного названия Faraday. Имя выдающегося британского физика-экспериментатора Майкла Фарадея в итоге в 2014 году использовал автомобильный стартап Faraday Future, пока не выпустивший ни одного серийного электромобиля.
Если поразмыслить, то выбор слова Tesla в качестве названия автомобиля – это решение для интеллектуалов, для записных снобов. Ну а Nicola – и вовсе, из области «физики шутят». Не поверите, и такая автомобильная марка есть! К слову, восьмого сентября 11% акции компании Nicola Motors за $2 млрд прикупила корпорация General Motors. А уже 10-го сентября аналитическое бюро Hindenburg Research опубликовало обширное исследование, где обвиняло основателя Nicola Motors Тревора Милтона (Trevor Milton) в мошенничестве. Мол, на протяжении десяти лет он только и делал, что втирал инвесторам очки, работоспособного грузовика у него нет, технологий тоже, и вся его компания – мыльный пузырь. Упомянуто, что Милтон мухлевал ещё с основанной им в 2009 году компанией dHybrid, Inc., завышая возможности своего газового оборудования для грузовиков. Что и привело в 2012 году к судебному разбирательству. Обвиняя Милтона, Hindenburg Research ставит в пример компанию Tesla, что тоже выглядит подозрительно. Уж не сводят ли таком образом конкуренты счёты между собой? Справедливости ради следует заметить, что водородный тягач Nicola всё же был показан общественности.
Имя из школьного учебника
Как уживутся на дороге «Никола» с «Теслой», ещё поглядим. Другое дело, Вольта. С этого слова у каждого начинается знакомство с электричеством. Ещё в детстве. Пару проводков в розетку, бах! В доме вырубает свет, с кухни прибегает напуганная мама, отец выдёргивает ремень. Это физика, дружок.
Сегодня, когда заводы альтернативных транспортных средств множатся, как грибы после дождя, выбор названия для предприятия становится едва ли не самой сложной задачей. Что бы такое экологически безупречное придумать? Трудно удержаться от сарказма – в ходе нейминга (так в маркетинге называется процесс выбора торговой марки) уважаемые соискатели не выходят за рамки учебника физики для 8 класса. А он тонковат. С появлением в автомобильных рядах электрогрузовика Volta Zero свободных вакансий ещё поубавилось.
Слава опережала имя. Грузовик ещё не успел появиться, а учредитель фирмы Volta Trucks швед Карл-Магнус Норден (Carl-Magnus Norden) заручился соглашениями с норвежской почтой, с немецкой службой доставки DB Schenker и с французским посылторгом DPD Group. Вот уже и шведский мебельный гигант Ikea желает опробовать Volta Zero.
Со шведского профессию Карла-Магнуса Нордена можно перевести как «серийный предприниматель». У нас таких ещё называют эффективными менеджерами. То есть профессиональными управленцами, начальниками, кто сами ничего не создают, а только командуют. Пусть это и не совсем так. Убедить инвесторов дать деньги на то, чего ещё не существует – тонкое искусство. Карл-Магнус Норден в серийном предпринимательстве более 30 лет. Он получил степень магистра делового администрирования в Европейском институте управления бизнесом INSEAD, работал на американскую компанию. Затем начал свой собственный бизнес в сфере недвижимости в странах Бенилюкса, создал компанию в Чехии, вернулся в Швецию, где основал интернет-компанию, занялся краудфандингом.
Возможно, ему это всё поднадоело, и на 65-м году жизни он решил создать что-то по-настоящему осязаемое, овеществлённое. Озвученная цель – с 2025 года ежегодно производить по 5000 доставочных грузовиков полной массой 16 т.
Разрушая сроки и стереотипы
Проект Volta Trucks финансирует инвестиционная компания Byggmästare Anders J Ahlström. Из 4,32 миллионов евро, в настоящее время вложенных в проект, этой старинной шведской фирме по недвижимости и инвестициям (с 1895 года) принадлежат 2,88 млн. Любой скажет, за такие деньги автомобили не строят. Примечательно, что генеральный директор Byggmästare Anders J Ahlström Томас Бергстрём (Tomas Bergström) считает Volta Trucks «альтернативной инвестицией весьма высокого риска». Volta Trucks рассчитывает в самом скором времени привлечь ещё до 20 миллионов евро.
Карл-Магнус Норден и его партнёр Кьелл Валёэн (Kjell Walöen) настроены разрушить стереотипы, сложившиеся в отрасли. «90% вложений в разработку и производство приходятся на двигатель и трансмиссию. Мы же обходимся компактным электроприводом».
Сроки тоже нетипичны для отрасли, обросшей за 120 лет изрядным жирком. Вот они, резервы экономии средств: от выбора названия до появления первого прототипа Volta Zero прошло каких-то 10 месяцев. Британская инжиниринговая фирма Prodrive (партнёр британского Ford) уложилась в сроки, несмотря на пандемию COVID-19. Прототип построен в её цехе в Банбери (Великобритания). Электрическую начинку обеспечила другая британская компания, Magtec – не новичок в создании электромобилей. Дизайн – тоже британский. Студия Astheimer Карстена Астхаймера известна созданием в 2017 году роскошного дома на колёсах Newmar King Aire, разработкой технологии знаменитой декоративной насечки на деталях интерьера Diamond Knurling для Bentley Motors, выпуском на базе электророллера Renault Twizy доставочного фургона Deliver-E (вместе с Warwick Manufacturing Group (WMG) этот проект воплотили за рекордные 2,5 месяца). В первом квартале 2021 года обещают начать ходовые испытания опытной партии электрогрузовиков.
All inclusive
Шведы торопятся, и не только потому, что время – их деньги. Обстановка в Европе складывается против традиционных транспортных средств. С первого января 2024 года мэрия Парижа запретит въезд дизельных грузовиков на бульвар Периферик, что автоматически означает – и в центр этого крупнейшего европейского мегаполиса. В городах поменьше уже сегодня отваживаются на такие шаги. Очевидно, что спрос на электротранспорт в самое ближайшее время возрастёт. Для транспортных компаний, чьи владельцы до сих пор скептически относятся к переменам, Volta Trucks предлагает лизинговую схему Truck-as-a-Service («Грузовик как услуга»). Все расходы шведы принимают на себя. Предоставляют грузовик и зарядную инфраструктуру, сами оплачивают электроэнергию, страхование, налоги, обслуживание и ремонт, обучают персонал. Даже шины сами купят! Знай, плати за аренду. Подобная схема отношений доказала свою жизнеспособность в каршеринге.
Всё же символично, что первый грузовик Volta Trucks назван Zero. Начать с нулевой отметки. А там – что вырастет. Ведь, если разобраться, столько ещё прекрасных имён в запасе. Например, Луиджи Гальвани. Galvani – чем не марка для грузовика?