Электрические автобетоносмесители Liebherr ETM 1005 и ETM 1205
Швейцарский производитель строительных материалов компания Holcim решила заказать для своих нужд электроприводной пятиосный грузовик, оснащённый бетоносмесительной установкой. Автомобиль стал совместным проектом компаний Designwerk GmbH, Futuricum AG, Liebherr и ZF. Полностью электрический автобетоносмеситель означает, что не только автомобильное шасси приводится в действие от электродвигателя, но и все вспомогательные приводы смесительного барабана будут электрифицированными.
Об этом проекте мало кому известно, и в тени он находится совершенно незаслуженно. Ведь по сути на сегодня – это одна из самых грандиозных разработок, связанных с грузовым электротранспортом. Проектом предусмотрено создание двух моделей электроприводных бетоносмесителей: ETM 1005 – с 10-кубовым барабаном и ETM 1205 – с 12-кубовым. Для обоих будет использоваться 5-осное 40-тонное шасси фирмы Futuricum с двумя отдельными электродвигателями: один для привода автомобиля, другой для барабана. При создании шасси в нём активно применялись узлы и агрегаты компании Volvo Trucks, что, кстати, можно заметить по кабине из серии FM.
Основной электродвигатель грузовика выдает максимальную мощность в 500 кВт. В барабанном приводе используется другой электромотор в тандеме с редуктором смесителя. Это позволило не применять дорогостоящую гидравлику, и сэкономить немалые средства заказчика. Хотя, как сэкономить, это стоило бы изучить в деталях, ведь гидропривод заменили совсем недешёвой электроникой. Сам узел электромеханического привода барабана разрабатывался специалистами компаний Liebherr и ZF.
Интересно, что инженеры Futuricum решили не создавать две раздельные энергоцепи, а применили всего одну тяговую батарею, которая будет обеспечивать энергией как грузовик, так и бетоносмесительную установку. Базовый элемент АКБ – это литий-ионный аккумуляторный блок с общей ёмкостью 170 кВт·ч. В автобетоносмесителе есть пространство для размещения двух (340 кВт·ч) или трёх (510 кВт·ч) таких блоков. Конкретно для этой строительной машины швейцарские заказчики предпочли двойной пакет ёмкостью 340 кВт·ч.
В компании Holcim понимают, чтобы применять электрифицированные транспортные средства в бетонном бизнесе, необходимо соблюдать два условия: первое – миксеры должны работать только на коротком плече, второе – иметь на ночной парковке точку зарядки батареи.
«Миксеры, изготовленные для Holcim, станут первыми в мире электрическими коммерческими автомобилями такого типа и размера. Мы подсчитали, что два модуля будет достаточно для работы нашего бетоносмесителя. Поскольку АКБ придётся заряжать ночью, то мы решили не использовать технологию ускоренной подзарядки батарей и не делать для этого внешнюю инфраструктуру», – объясняет Габриэль Матееску, менеджер по логистике бетона в компании Holcim.
Пилотные испытания трёх новых электрических бетоносмесителей запланированы на четвёртый квартал 2020 года. Перемещение 40-тонного грузовика с вращающимся барабаном, в котором будет 10 или 12 кубометров смеси – это совсем не простая задача. И в этой связи характеристики батареи ёмкостью 340 кВт·ч выглядят довольно скромными, а километраж от полного заряда батарей пока никто не сообщает даже приблизительно. Что ж мы будем следить за этой темой, посмотрим, какой опыт получит компания Holcim от применения электромобилей в строительном бизнесе.
Время стать зёленым
В своих рекламных проспектах компания Liebherr уже не первый год предлагает линейку автобетоносмесителей с дизельным, газовым, гибридным или электрическим приводом. У всех этих машин различные силовые агрегаты, а вот смесительный барабан работает не от гидропривода, а от отдельного электрического мотора. По словам производителя, такие машины отличаются сниженным уровнем расхода топлива и бесшумностью. Ёмкости аккумулятора с резервом хватает на целый рабочий день. Так что все типы бетона (В1 – В60) можно смешивать и транспортировать как и прежде. Недавно конструкторы разработали комбинацию электродвигателя и редуктора миксера, которая обеспечивает пиковую мощность 120 кВт, что позволяет использовать барабаны объёмом до 12 м³. Благодаря встроенному зарядному устройству на 22 кВт, разряженный аккумулятор можно зарядить менее чем за час. Требуется только подключение к источнику питания 380 В / 32 А. 3. Есть дополнительный дисплей снаружи, возле барабана. Он показывает все важные рабочие данные, главный из которых уровень заряда аккумулятора.