Автобус ЛИАЗ-529265L
«Группа ГАЗ» недавно подписала соглашение с Правительством Московской области о пятилетнем сотрудничестве по развитию транспортной инфраструктуры Подмосковья. В рамках обновления транспортного парка региона Ликинский автобусный завод поставил 661 автобус, включая 632 автобуса новой пригородной модификации, разработанной с учётом особенностей маршрутов Московской области…
В нашей стране ежедневно на пригород приходится огромный объём перевозок. Их специфика требует особой компоновки пассажирского салона, при которой бы удачно сочетались такие факторы, как эффективный пассажирообмен на коротких остановках и достаточное количество мест для сидения при высокой общей пассажировместимости. Сам автобус для пригородного сообщения должен быть несколько более скоростным, чем городской труженик и обладать запасом толерантности к плохим дорогам в ходовой части и агрегатах. В ассортименте продукции завода «ЛИАЗ» осенью прошлого года появилась новая версия хорошо знакомого автобуса ЛИАЗ-5292, созданная именно под подобный сценарий регулярных пассажирских перевозок.
Предыстория
Если вспомнить отечественные автобусы последних десятилетий, то в СССР, а позднее в РФ проблема оптимального подвижного состава пригородного сообщения, следующего по маршруту «железнодорожная станция – населённый пункт, через…» в сельской местности на плечо около 50 км, существовала всегда и очень остро. ПАЗ-672 и 3205 на эту роль вообще подходят условно, но массово применялись за отсутствием других автобусов. ЛАЗы 695-го семейства с «мягкими» салонами едва покрывали потребность в межрайонных и междугородных перевозках, на пригороде отдувались варианты с жёсткими и скученными сиденьями. ЛИАЗ-677Б и модернизированный 677МБ с ровным полом, четырёхрядной планировкой сидений и без задней накопительной площадки приблизился к поставленной задаче, имел широкие дверные проёмы, обеспечивающие достаточно быстрый пассажирообмен, но 33–35 посадочных мест всё равно было недостаточно. Позже, с освоением модели 5256, на ликинском автозаводе появилась пригородная версия высокопольного ЛИАЗ-5256 с формулой дверей 2–0–2 и мягкими креслами, которая производится на заказ по сей день в глубоко модернизированном виде (я специально не указываю здесь дополнительные индексы 5256.хх, так как их много в зависимости от силового агрегата, партии и года выпуска), но этот автобус не имеет накопительных площадок и хотя бы частично пониженного уровня пола.
Отдельной страницей в эту историю вписались подержанные немецкие автобусы – «Маны» и «Мерседесы» с «Сетрами», ввезённые в страну в середине 1990-х. В исполнении Uberland они справлялись с пригородным плечом на «отлично», но сегодня их возраст зашкаливает за 30 лет. К тому же подобная новая техника недоступна большинству частных перевозчиков из-за объективной дороговизны, а муниципалитеты обязаны закупать отечественные машины, да и про импортозамещение следует помнить.
Концепция, которая лежит на поверхности
Лет десять назад, когда в подмосковные автоколонны начали поступать первые низкопольные ЛИАЗ-5292, мне посчастливилось пообщаться с начальником эксплуатации одного из подмосковных транспортных предприятий. Он сетовал, дескать, 5292 – неплохая машина, но совсем уж городская, а наши маршруты почти все уходят за город километров на 20–30. Имевшиеся тогда в наличии совсем свежие бюджетные «коуши» Hyundai Universe Space Luxury на таком коротком плече долго топчутся на остановках, пассажирам неудобно, особенно с багажом. Но вот если бы в ЛИАЗ-5292 добавить сидений, чтобы человек 50 посадить и заменить задний портальный мост на обычный, который разбитых дорог не боится, получилось бы то, что нужно для пригородных перевозок.
Я вспомнил давний разговор, когда этим летом прибыл в мытищинскую автоколонну 1375 для знакомства с новинкой – ЛИАЗ-529265L. Передо мной – знакомый рестайлинговый кузов первого низкопольного ЛИАЗа, это исполнение появилось лет семь назад. По левому борту отличий минимум: технологические лючки и иная конструкция форточек в стеклопакетах. Правый борт 12-метровой машины снаружи, главным образом, отличается формулой дверей 1–2–0 с немного смещённым назад дверным проёмом в базе, но все самые интересные решения прячет этот автобус внутри: в салоне, моторном отсеке и под днищем.
Кстати, в 2014 году Ликинский завод в опытном порядке изготовил партию укороченных 10,5-метровых ЛИАЗ-5292.60 вообще без двери в заднем свесе и с увеличенным количеством посадочных мест, дополненных в основном за счёт четырёхрядной планировки. Но эта машина себя не оправдала из-за того, что сохранив агрегатную базу 12-метрового автобуса, стала менее вместительной, при этом практически не выигрывала в манёвренности и расходе топлива у «старшего брата».
Запоминающийся и знакомый дизайн с внутренним подвохом
Итак, закрепляем данные наружного осмотра. Тонированное остекление с самого верха и до подоконной линии, интегрированные форточки теперь без поперечных перемычек, новая дверная формула и расположение пассажирской двери в базе. А в остальном хорошо знакомый кузов рестайлингового ЛИАЗ-5292.
Внутри всё намного интереснее. Начнём с передней площадки. Кондукторы в холдинге «МОСТРАНСАВТО» нынче упразднены как класс, водителю придётся больше общаться с пассажирами. Поэтому массивная перегородка кабины во всю ширину уступила место частичной перегородке за спиной водителя. Правда, при этом конструкторам удалось создать неплохое защищённое пространство, где нашлось место нескольким нишам для вещей и вешалке для одежды. Так выглядит рабочее место большинства европейских аналогов.
Дальше на высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом. В базе широкий вход и накопительная площадка. За ней «галёрка» с «амфитеатром» мягких кресел на подиумах. В корме больше нет моторной шахты, ведь двигатель здесь расположен по центру, а радиатор охлаждения с блоком вентиляторов теперь установлен параллельно задней маске, а не вдоль левого борта, как у полностью низкопольной версии ЛИАЗ-5292 с портальным задним мостом.
Предусмотрены поручни для стоящих пассажиров, которые мирно соседствуют с багажными полками под потолком – важным атрибутом автобуса пригородного сообщения. Согласно замыслу создателей, при максимальном заполнении сидя поедут 42 пассажира, стоя – ещё полсотни, и одно место предусмотрели для человека с ограниченными возможностями.
Забота о водителе
Рабочее место водителя в очередной раз модернизировано. Теперь приборы виртуальные. Они несут огромный массив информации, очень полезной, но скучены и бликуют, планшет плохо виден на солнце и грубо вписан в панель, где закреплён винтиками… Стерпится, слюбится?
Водительское сиденье, кажется или нет, получило ещё более длинный диапазон регулировок в продольном направлении. При регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона панель приборов перемещается синхронно.
Современная силовая линия российско-немецко-венгерского происхождения
А теперь самое интересное не для пассажиров: исследуем «движущую силу» ЛИАЗ-529265L.
Ярославский 536-й мотор с набором из дополнительного обвеса вспомогательных агрегатов именуется ЯМЗ-53633. Для тех, кто ещё не в курсе, это дизельный двигатель, рядная «шестёрка», 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером. Производит его Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель»). Этот силовой агрегат – продукт совместной разработки ЯМЗ и австрийской инженерной компании AVL List GMBH. Конструкцией двигателя предусмотрена комплектация его сцеплением и «колокольчиком» коробки передач по типоразмеру SAE-1. С 6,65 литров рабочего объёма в автобусной версии снимается 276 л.с. при 2300 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1250 Н·м на полке от 1200 до 1600 об/мин.
Далее «движущая сила» проследует на первичный вал автоматической гидромеханической КП ZF 6 AP 1400 Ecolife, как и на базовой модели ЛИАЗ-5292. 6-ступенчатая ГМП рассчитана на крутящий момент двигателя до 1400 Н·м, это отражается в обозначении: ZF 6AP 1400B. Из особенностей конструкции КП – электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из ступеней. Этим достигается экономия топлива до 5% по сравнению с малоступенчатыми устаревшими «автоматами». Суммарный диапазон передаточных чисел – от 12,5 до 1,0.
Карданная передача автобуса – короткая, однозвенчатая, прямая, никаких угловых редукторов. Она приводит крутящий момент на знаменитый ведущий мост Raba классической конструкции, но он здесь, кстати, с дисковыми тормозами. Главная передача – двухступенчатая, с бортовыми колёсными редукторами, передаточное отношение весьма неспешное – 5,44. Производство этих мостов локализовано на автоагрегатном заводе в городе Канаш в Чувашской Республике.
Полная масса, кг | 18 000 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 6500/11 500 |
Длина/ширина/высота, мм | 12 410/2500/2880 (2938 с кондиционером) |
Пассажировместимость максимальная, чел. | 93 (42 посадочных места, 50 стоячих мест, 1 место для инвалидной коляски) |
Двигатель:
|
ЯМЗ-53633, дизельный i6, 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером 6,65 276 при 2300 мин-1 1250 при 1200–1600 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 6 AP 1400 Ecolife Гидромеханическая автоматическая с гидрозамедлителем 6/1 |
Передаточное число главной пары | 5,44 |
Подвеска | Пневматическая |
Размер шин | 275/70 R22,5 |
Тормозная система | Пневматическая, ABS, ESR, ESP |
Колёсные тормозные механизмы | Дисковые на всех осях |
Объём топливных баков, л | 220+70=290 |
Долгожители «МОСТРАНСАВТО» и их преемники
Практически в любой пассажирской автоколонне есть автомобиль-долгожитель, который пережил несколько поколений автобусов. Помнит он и переднемоторные бензиновые ликинские автобусы, и лобастые «пазики» с панорамным остеклением, а львовским «Наташкам» он когда-то слал пламенный привет. Потом с ним бок о бок трудились венгерские «Икарусы» и «пленные немцы», а сегодня дружит этот автомобиль и с современным поголовьем подвижного состава. Конечно же речь идёт об автомобиле технической помощи. Если вспомнить недавнюю историю, то во времена СССР существовало военизированное всесоюзное объединение пассажирских автоколонн, функциями которого в случае мобилизации являлись эвакуация местного населения и выполнение задач военной медицины (отсюда и четырёхзначная нумерация колонн, распространявшаяся на территории всего Союза, ставшая сегодня просто традицией в названии многочисленных предприятий и доставшаяся в наследство). Поэтому не удивительно, что автомобилями технической помощи служили и продолжают по сей день работать армейские ПАРМ-1М на шасси ЗИЛ-131 или УРАЛ-375Д, или чуть более новый УРАЛ-4320. Долгий их пятидесятилетний век однако подходит к концу. Недавно в мытищинскую автоколонну №1375 поступил новенький специализированный автомобиль технической помощи (тягач-эвакуатор), построенный нижегородским машиностроительным заводом «Чайка-сервис» на шасси УРАЛ-NEXT. На автомобиле с доработанной кабиной установлена компактная КМУ и стальная бортовая платформа. Многофункциональная «техничка» способна выполнить ремонт автобуса, находящегося на линии или отбуксировать его в автопарк.
Из официального релиза
Новая модификация автобуса, который «Группа ГАЗ» поставит в Подмосковье, разработана специально для Московской области. Количество посадочных мест увеличено с 28 до 42. На накопительной площадке дополнительно оборудованы два откидных посадочных места и крепления для инвалидной коляски. Система «книлинг» обеспечивает наклон автобуса в сторону дверей для облегчения посадки и высадки всех категорий пассажиров. Автобус имеет низкий уровень пола в районе входных дверей, оснащён системой кондиционирования, видеонаблюдения, оборудованием ГЛОНАСС. Современная мультиплексная система в автоматическом режиме обеспечивает полную диагностику всех систем и агрегатов автобуса с возможностью передачи данных в парк. Для удобства пассажиров в салоне установлены Wi-Fi-роутеры и USB-зарядки для гаджетов. Автобус является версией популярной модели ЛИАЗ-5292, унификация с которой обеспечивает сокращение затрат на обслуживание техники на 20%.
Транспортные средства будут выходить на маршруты, преимущественно соединяющие Подмосковье и Москву, где большой пассажиропоток. Универсальные технические характеристики автобусов данной поставки позволят обслуживать как городские, так и пригородные маршруты.