Опубликовано: ГП 10-2015

Пасcтранс'15
Обзор премьер автобусов на выставке «COMTRANS’15»

Андрей Филиппов, фото автора

Выставка «COMTRANS» для меня всегда была мерилом ситуации на рынке пассажирских перевозок. Именно здесь можно понять, как себя чувствуют производители автобусов в текущей экономической ситуации. Выставка-то не узкопрофильная, и участие в ней, скорее, имиджевое явление, а не атака целевой аудитории. Нынешний год не стал исключением и ожидаемо принёс интересные наблюдения как в свете «выживаемости» в условиях нестабильной экономики, так и в свете дальнейшего развития российских автобусных тенденций.

Интересный момент: при общем снижении автобусных премьер по отношению к COMTRANS’13 (двенадцать 100-процентных новинок против пятнадцати) суммарное число пассажирской техники не снизилось, а, пожалуй, даже увеличилось. Просто Volgabus, МАЗ и НефАЗ привезли ещё с десяток автобусов на альтернативных солярке видах топлива, которые ранее демонстрировались на тех или иных выставках…

От мала до велика…

Основная интрига COMTRANS’15 – новые автобусы с эмблемой «ГАЗ» на передней маске. Похоже, в «Группе ГАЗ» наконец-то поняли, что идея называть новые модели именами с историей, может, и оригинальна, но плохо влияет на имидж, ибо у покупателей автоматически ассоциируется новая конструкция со старыми проколами. Теперь новый модельный ряд автобусных заводов КАвЗ, ЛиАЗ и ПАЗ будет предлагаться под брендом «ГАЗ». Первенцами стали «ГАЗ Vector Next 7.6» (ПАЗ по ОТТС) и ГАЗ 9.5 (ЛиАЗ-429260 по ОТТС), а продолжателями станут остальные модификации на их базе. На мой взгляд, очень правильное решение – новинки того стоят.

Новинка из Павлово – [b]«ГАЗ Vector Next 7.6»[/b] на шасси «ГАЗон NEXT С40R13». Экспонируемый автобус 21-местный, с полной пассажировместимостью 50 чел. В планах есть ещё два варианта – 23/45 и 17/53, т.е. без накопительных площадок и с дополнительным накопителем напротив 2-й служебной двери. Нюансы внешности ещё будут меняться, но пропорции кузова сохранятся

Итак, пригородный автобус ГАЗ Vector Next 7.6. Это обещанное развитие направления автобусов на новом грузовом шасси «ГАЗон NEXT С40R13». Образец, демонстрируемый на выставке всего лишь прототип, которого впереди ждёт масса доработок. Тем не менее даже в нынешнем виде автобус произвел хорошее впечатление на потенциальных покупателей, которые проявили к машине отнюдь не праздный интерес, не свойственный различным прототипам и концептам.

А вот с ГАЗ 9.5 наши читатели уже знакомы. Мы рассказывали о прототипе ЛиАЗ-429260, который был показан на фестивале «Мир автобусов-2015». Теперь «Группа ГАЗ» представила вариант машины, максимально приближённый к серийному производству. По словам представителей завода, осталось лишь несколько мелких штрихов, и шедевр будет готов. И снова вынужден согласиться с заводчанами – на автобусе устранили практически все отмеченные мною при первом знакомстве недостатки и добавили много полезных нововведений. Важный момент – в планах компании сделать основным поставщиком двигателей для автобусов завод ЯМЗ.

Городской низкопольный автобус – [b]ГАЗ 9.5[/b]. Выставочный экземпляр имеет формулу дверей 1–2–1, но в планах есть и пригородная, полунизкопольная модификация с формулой 1–2–0. Пассажировместимость может варьироваться от 68 до 75 человек в зависимости от планировки салона и количества «социальных» мест, смонтированных не на подиумах

Самое большое количество новинок оказалось в сегменте междугородных и туристских перевозок. Сразу шесть автобусов различных марок и стран-производителей. Подобная тенденция понятна, если принять во внимание, что в городах теперь в основном обновляют парк российской продукцией.

Отечественная новинка здесь только одна – Volgabus Serpantin (модель 528512-CNG). Автобус создан на базе низкопольного Volgabus CityRitm: элементы подвески, передняя маска, габаритные размеры. Особенность автобуса – двигатель Yuchai, работающий на природном газе метане. Это довольно редкое решение – создавать новую модель сразу с газовым мотором. Вероятно, всё дело в заказчике – Serpantin рассчитана на заинтересованность представителей Газпрома. Машину готовят на замену нынешней междугородной версии, поэтому кроме газового двигателя планируется возможность установки моторов ЯМЗ, работающих на привычной солярке.

Междугородный 47-местный 12-метровый [b]Volgabus Serpantin[/b]. Стильный горб на крыше скрывает восемь 123-литровых газовых баллонов. Кроме того, там же планируется размещать и кондиционер – место для его крепления уже рассчитано. Благодаря тому, что все баллоны на крыше, под полом удалось сохранить пространство для багажа в 5 м<sup>3</sup>

Компания Anadolu ISUZU уже в который раз пытается выйти на наш рынок. Причём их попытки выглядят довольно странно, ибо никаких конкретных планов на стенде компании никто озвучить так и не смог. Отсутствует и внятная политика выбора моделей, ведь те же машины компания привозила и в 2013 году. Впрочем, изменение есть – теперь среди экспонатов фигурирует туристский Anadolu ISUZU Visigo. Автобус хорош, только время для такой техники явно не лучшее.

А вот одновременное появление одноклассников MAN Lion’s Intercity и Setra S415UL business оказалось довольно неожиданным. Вернее, европейская премьера MAN Lion’s Intercity состоялась ещё в марте 2015 года, и мы о ней уже писали. И о том, что автобус будет на COMTRАNS’15 я знал, а вот демонстрации аналогичной Setra не ожидал. Тем не менее получилось довольно интересно, ибо где ещё сравнить одноклассников, как не на выставке. Оказалось, что по концепции автобусы очень похожи, а основные различия, конечно же, в деталях.

Пригородно-междугородный автобус [b]Setra S415UL business[/b] рассчитан на перевозку 51 человека сидя и ещё 29 стоя. Для меня неожиданным стало сочетание накопительной площадки, двухстворчатой 2-й служебной двери, пары откидных кресел около неё для более широкого прохода и… отсутствие возможности провоза инвалида в коляске. Странное решение 37-местный «турист» [b]bAnadolu ISUZU Visigo[/b] ранее на наших выставках не фигурировал. По внутреннему содержанию машина больше подходит для перевозки футбольного клуба, чем туристов – шикарные кресла, прекрасное освещение, приятная отделка. Мини-холодильник, кулер для воды и мультимедийная система, разумеется, в наличии О назначении и впечатлениях о [b]MAN Lion’s Intercity[/b] мы уже писали о турецкой презентацию машины. В Москве была показана версия с одностворчатой второй служебной дверью и салоном, рассчитанным на большее количество посадочных мест. Впрочем, впереди у нас знакомство с версией для России, так что ждите публикации…

Очень хорошее впечатление произвела Scania Touring. Автобус, собранный на заводе Higer в Китае на шасси Scania K 450 EB6x2*4NI, имеет ещё одно название – Higer A80T. Машина выпускается в вариантах 4х2 и 6х2.

Впрочем, гораздо интереснее новый проект, который планирует Scania с «Группой ГАЗ». Речь идёт об известных машинах «Вояж» и «Круиз», которые Scania планирует продавать через свою дилерскую сеть. Предполагается, что от машин, которые продает «Группа ГАЗ», шведские модификации будут отличаться расширенной комплектацией и отсутствием «экономии на мелочах». Впрочем, пока это только планы.

Совместный шведско-китайский проект [b]Scania Touring[/b], он же Higer A80T, базируется на шасси Scania K 450 EB6x2*4NI. Модель давно не новинка за рубежом, но у нас демонстрируется впервые. 57 мест при длине 13,7 м позволяют расположиться в салоне с большим комфортом, а в версии для междугородных маршрутов (без санузла) количество мест увеличивается до 59 Туристский 13-метровый [b]Golden Dragon XML6139JR[/b] с 57-местным салоном. Машина спроектирована с учётом всех нюансов нашего налогообложения – багажник в 12,1 м<sup>3</sup> позволяет попасть под льготную «растаможку». При этом в машине есть полноценный санузел, совершенно не влияющий на пассажировместимость, а при необходимости можно смонтировать и спальный отсек

Единственной чистокровной новинкой с китайскими корнями стал Golden Dragon XML6139JR. Интересная и продуманная машина создавалась с учётом всех рекомендаций российских дилеров и рассчитывалась на продажи не только у нас, но и в Европе. Не буду говорить о Евросоюзе, но на наш рынок автобус опоздал буквально на полгода. Прямо на выставке потенциальные покупатели одобрительно цокали языками, но… Слишком дорого.

А вот чего в этот раз было до удивительного мало, так это маршруток. Нет, в различных вариациях салона микроавтобусы присутствовали на стендах Fiat, Mercedes-Benz, «Луидор» (увы, «СТ Нижегородец» экспонировал свои «бусики» только на стендах производителей базовых шасси, а «Самотлор-НН» на выставке отсутствовал). Однако полноценными новинками стоит считать только новую «ГАЗель NEXT» и «Нижегородец-2227UU» на базе IVECO Daily 50C14 NV. Причём конструкторы «ГАЗели» упорно придерживаются политики «фургонбус – не место для проезда стоя». Заявленное число мест – 16, полная пассажировместимость – 16 человек.

А это творение [b]ПКФ «Луидор»[/b]. Для облегчения процесса ротации пассажиров и увеличения долговечности служебной двери она из параллельно-сдвижной переделана в распашную. Кроме того, перекомпоновка салона и увеличение с помощью пластиковой надстройки высоты крыши, позволили разместить 6 стоящих пассажиров, доведя пассажировместимость до 22 человек [b]«Нижегородец-2227UU»[/b] – классическая маршрутка для работы в городе или на пригородных маршрутах. «Фишка» – в шасси, машина собрана на базе IVECO Daily 50C14 NV нового поколения. Кроме того, на данном экземпляре установлен двигатель, хорошо зарекомендовавший себя на предыдущем поколении, работающий как на метане, так и на бензине

Пожалуй, с натяжкой к пассажирскому транспорту стоит отнести и «ГАЗель NEXT» с VIP-салоном на 5 человек. Понятно, что даже с учётом двух мест в кабине рядом с водителем эта машинка никак не тянет на микроавтобус, но и задействовать её для перевозок чего-либо ещё кроме как VIP-персон вряд ли получится…

Всего один автомобиль защищал клан «вахтовок». НефАЗ-4208 на шасси КАМАЗ-5350-42, рассчитанный на перевозку 22 пассажиров в салоне. В отличие от тенденции последних выставок привозить «вахтовки» с экзотическим остеклением или наполнением данных экспонат как раз представлял собой практичную «рабочую лошадку», с формами максимально приближёнными к кубу и удобными для наведения чистоты, но в то же время комфортным салоном. А из всех «наворотов» в ней присутствовала лишь выдвижная подножка, надо признать, очень удобная. Эх, ещё бы шасси на пневмоподвеске, но чего нет, того нет…

Микроавтобус [b]«ГАЗель NEXT»[/b] – теперь понятие «поехать на «газельке» снова применимо ко всем «фургонбусам», ибо внутри «ГАЗель» соответствует всем современным европейским конкурентам. Кроме того, выставочный экземпляр щеголял раздельными креслами с подлокотниками и трёхточечными ремнями в кабине, джойстиком МКП и фирменной мультимедией Попытка описать содержимое [b]VIP-салон «ГАЗели NEXT»[/b] успехом не увенчалась, так что привожу фото. В креслах есть все возможные регулировкм, разве что оттоманки не хватает. Кабина, естественно, отделена глухой перегородкой, возле которой стоит холодильник и есть удобный столик для работы. Понравилась отделка стенок – довольно приятная на ощупь

В соответствии с новым курсом…

Так что же в сухом остатке? Неужели всё так плохо на рынке пассажирских перевозок, как нам рассказывают сухие цифры статистики? Вынужден признать, что для иностранных производителей всё, действительно, не очень радужно, а для некоторых и совсем печально.

Несмотря на представленные новинки, «европейцы» с тревогой смотрят в завтрашний день, и порой кажется, что ставку они делают на модели подороже. Впрочем, это неудивительно. Муниципальные компании с серьёзной государственной поддержкой ещё после «Новой экономической ситуации-2008» переориентировались на российских производителей, а частные перевозчики не готовы выкладывать деньги за «вдруг» подорожавшие почти в два раза автобусы из Европы. В то же время неиссякаемые финансы различных спортивных клубов и отдельных компаний, связанных с энергетикой, как и прежде, позволяют им покупать импортную технику – и на комплектации машин, они, как и раньше, не экономят.

Специальный автобус [b]«НефАЗ-4208»[/b] на шасси КАМАЗ-5350-42 создан по проекту компании «Автопласт». Кузов изготовлен по бескаркасной технологии из сэндвич-панелей с толщиной стенок 65 мм. По сути – это изотерма, рассчитанная на температуру от –45 до +45 °C. Отмечу, что возможна перепланировка салона с 22 до 28 посадочных мест

Увы, в этой ситуации в самом бедственном положении оказались китайские производители. Их продукция тоже подорожала в два раза, став неконкурентоспособной российским изделиям, а имиджевая составляющая не позволяет надеяться на разовые закупки VIP-автобусов. Именно об этом свидетельствует всего один стенд производителей из Поднебесной, который, кстати, в кои-то веки выступал под флагами завода-изготовителя, Golden Dragon, а не от имени дистрибьюторов и дилеров, как раньше.

Зато у российских производителей всё не так плохо, как кажется на первый взгляд. Застывший рынок, естественно, снизил общие цифры продаж, но при этом позволил сконцентрироваться на обновлении модельного ряда. И если Volgabus и НефАЗ активно заняты доработкой текущих моделей, то заводы «Группы ГАЗ» практически подготовили новые линейки, в которых прослеживаются не только тенденции к внутрибрендовой унификации, но и стремление к реальному импортозамещению. Насколько полно удастся воплотить в жизнь эти планы, разумеется, покажет время. А пока отмечу лишь тот факт, что улыбки на лицах представителей «Группы ГАЗ» были в два раза шире, чем на других стендах, – интересно, к чему бы это?..

Комментировать ... >>