Опубликовано: ГП 05-2015
Бриллианты вечны

Diamond Reo C-11664DF и его модель

Сергей Егоров, иллюстрации из коллекции автора
и Джо Уитмена (Joe Whitman, США)

В ноябрьском номере журнала за 2013 г. мы рассказывали о модели тягача White Road Boss в 43-м масштабе от нидерландской фирмы NEO Scale Models. В начале 2014 г. появилось продолжение серии «траков» в виде седельного тягача Diamond Reo 1971 г. Наверное, такой выбор был предопределён наличием готовой формы на кабину White Corporate Cab (ранее была известна как White Custom Cab), в свою очередь являющейся развитием кабины, созданной в 1950 г. фирмой Autocar. Их различные варианты в 1950–1970 годах устанавливали на тяжёлые грузовики компании (а с 1965 г. – корпорации) White Motor.

Марка Diamond Reo у нас практически неизвестна, а индекс модели изготовитель не указал, поэтому придётся провести небольшое историческое расследование. В 1950-х компания White Motor начала скупать небольшие фирмы по изготовлению грузовиков. В 1951 г. её отделением стала фирма Sterling Motors Corporation, в 1953-м – Autocar Company, вместе с которой и досталась та самая кабина. В 1957 г. приобрели фирму Reo Motors, Inc. из г. Лансинга (шт. Мичиган), основанную ещё в 1904 г. знаменитым Рэнсомом Эли Олдсом, а в следующем году в собственность White перешла фирма Diamond T Motor Car Company из Чикаго, существовавшая с 1905 г.

Diamond T серии Thousand-Line (слева) и Reo серий GH и GHL (справа) появились в 1965 г., их собирали на одном заводе

В 1960 г. вся производственная база Diamond T была перевезена в Лансинг на завод Reo, после чего линейки двух отделений были значительно унифицированы. В 1965 г. места флагманов в программах отделений заняли капотные 2- и 3-осные магистральные тягачи Diamond T серии Thousand-Line и Reo серий GH и GHL с цельнометаллическими кабинами «отокаровского» типа и дизельными двигателями мощностью до 335 л.с. Машины были ориентированы на водителей-собственников, эксплуатацию в составе автопоездов полной массой до 36,3 т и, для снижения собственного веса у них могли быть алюминиевые рамы. Особенностью их конструкции было откидывающееся на 90° вперёд интегральное оперение, выполненное из композиционного материала Royalex фирмы U. S. Rubber. Он представлял собой сэндвич из нескольких сортов смол, пены и пластика на основе виниловых смол. Этот более лёгкий и прочный, чем обычный стеклопластик, материал по сей день продолжают применять изготовители лодок.

1 мая 1967 г. из-за унификации программ Diamond T и Reo руководство корпорации White Motor объединила обоих изготовителей в подразделение Diamond Reo Trucks. Грузовики новой марки Diamond Reo представляли собой, по сути, прежние модели с новой символикой и системой обозначений. Фирменную эмблему отделения создали путём доработки эмблемы Diamond T в виде ромба, символизирующего бриллиант, что указывало на высокое качество (английское слово diamond имеет три значения – алмаз, бриллиант и ромб). Название и эмблему основатель фирмы Чарльз Артур Тилт позаимствовал у своего отца, который был владельцем обувного производства и под маркой Diamond T выпускал ботинки.

Diamond Reo C-11464D, 1967 г.

В наследство от Reo грузовики получили широкую белую полосу на капоте, где была написана марка. Место Diamond T Thousand-Line и Reo GH / GHL заняли автомобили Diamond Reo серии С-114. Серия объединяла трёхосную модель C-11464D (С – капотный, 114 – расстояние от бампера до задней стенки кабины в дюймах, 64 – колёсная формула 6х4, D – дизельный), двухосную C-11442D, их облегчённые варианты с алюминиевой рамой, шасси для бетоносмесителей С-11486D типа 8х6 со строенными задними осями, а также внедорожные машины для работы в строительстве и на лесозаготовках. По желанию заказчика грузовики типа С-114 могли иметь смещённую назад переднюю ось, металлическое оперение и быть оснащёнными дизельными двигателями мощностью от 190 до 335 л.с.

В начале 1971 г. в автомобильной прессе появились сообщения о создании прототипов грузовиков новой, более мощной, серии С-116. Помимо штатного дизеля Cummins NTC-335 мощностью 335 л.с. на них можно было установить дизели этой же марки мощностью до 370 л.с., а также 475-сильный Detroit Diesel 12V-71N. Внешне новые грузовики отличались от машин серии C-114 радиатором большей площади с увеличенными ячейками облицовки, а их моторный отсек был сделан на 2 дюйма (или 5 см) длиннее, что нашло отражение в индексе. В анонсах отмечали, что машины типа 4х2 в этой серии не предусмотрены, так как заявленная мощность для них избыточна.

Одним из основных автомобилей серии был магистральный тягач Diamond Reo C-11664DF (F – передняя ось, вынесенная вперёд), который, судя по решётке облицовки радиатора, и копирует рассматриваемая нами модель. Серийный выпуск грузовиков серии C-116 начали летом 1971 г. От прототипов их отличали смещённая на 5 см назад передняя ось и отсутствие накапотной надписи «DIAMOND REO».

Diamond Reo C-11664DF, 1973 г.

16 августа 1971 г. отделение Diamond Reo из-за дублирования линеек грузовиков White, White Freightliner, White Western Star и Autocar было продано бизнесмену Френсису Кэпперту. После смены владельца грузовики Diamond Reo C-114 окончательно сошли со сцены и бо’льшая часть биографии машин серии С-116 пришлась уже на период существования независимой фирмы Diamond Reo Trucks Inc. В линейку С-116 входил такой же ассортимент моделей, что и в серию С-114, включая двухосные машины, выпуск которых изначально не планировали. Максимальная полная масса двухосных моделей составляла 20,4 т, трёхосных – 28,1 т, машин типа 8х6 – 37,2 т. Полная масса автопоездов была ограничена разрешёнными на хайвеях 36,3 т.

Вместе с заводом в Лансинге Кэпперту досталась программа из грузовых автомобилей 10 серий и производство бензиновых двигателей с мокрыми гильзами для грузовиков тяжёлого класса. В 1972 г. фирма Diamond Reo Trucks изготовила 4638 машин и считалась крупнейшим изготовителем тяжёлых грузовиков, не являвшимся отделением какой-либо крупной корпорации. Автомобили серии C-116 тем временем регулярно совершенствовали. В 1972 г. для них разработали новые спальные отсеки из алюминия и стеклопластика, а в 1973 г. добавили в программу специальную облегчённую модификацию С-11664DFLW для западных штатов и начали устанавливать кабину с люксовой внутренней отделкой, получившую название Apollo.

Весной 1974 г. на замену магистральным тягачам серии C-116 пришли машины серии С-119 (или Raider) с внушительными радиаторами и стеклопластиковыми капотами, под которыми можно было разместить крупнолитражные дизели мощностью до 450 л.с. Несмотря на регулярные обновления в модельном ряду, из-за «эффективного менеджмента» Кэпперта и застарелого системного кризиса 31 мая 1975 г. фирма Diamond Reo Trucks была объявлена банкротом. Последние автомобили выехали из ворот завода в Лансинге 19 сентября 1975 г. – пришлось выполнять ранее заключённый с армией США контракт на сборку грузовиков М602 (экспортный вариант из семейства М35).

Diamond Reo Giant C11664DFT середины 1980-х гг.

Однако на этом история автомобилей Diamond Reo C-116 не закончилась. В 1976 г. права на их производство и оборудование для сборки приобрёл Лойал Остерлунд, продавец грузовиков Diamond Reo из г. Хэррисбурга (шт. Пенсильвания). У себя в городе он основал новую автомобилестроительную фирму, получившую название Osterlund Inc. Пилотные экземпляры грузовиков Diamond Reo серии C-116 были изготовлены в 1977 г., а в январе 1978 г. был начат их серийный выпуск под названием Giant. Основным отличием серии Giant от оригинальных C-116 был капот из стеклопластика, а не из ройялекса. В первый год собрали 131 машину, и примерно такой же уровень производства сохранялся до начала 1990-х. Несмотря на малочисленность, эти грузовики продавали и за пределами США – на тихоокеанский остров Гуам и в Австралию. Основными представителями серии Giant были трёхосные машины со смещённой назад передней осью – для строительства, но встречались и магистральные седельные тягачи Giant C11664DFT, и полноприводные экземпляры. В июле 1983 г. на автомобили начали устанавливать «корпоративную кабину» с более высокой крышей и увеличенным остеклением. Приблизительно в 1986–1988 гг. название Giant использовали в качестве торговой марки, но потом его упразднили, вернувшись к марке Diamond Reo, а серию стали обозначать как С116. В начале 1990-х фирма начала выпуск второй линейки грузовиков – серии С120 с более длинным обтекаемым капотом. В 1993 г. регулярную сборку грузовиков прекратили, а в декабре 1995 г. Osterlund Inc. была выкуплена у её основателя и преобразована в Diamond Reo Truck Company. Под новой вывеской главной продукцией фирмы стали «киты» для восстановления ранее выпущенных машин, состоящие из рамы, кабины и передней оси. Последний такой «полуфабрикат» был изготовлен в 1998 г., после чего фирма и марка Diamond Reo окончательно стали достоянием автомобильной истории.

Модель тягача изготовлена в Китае в традиционном для модельной фирмы NEO стиле – из смолы. При сравнении с ранее выпущенным «Уайтом» выясняется, что каждый тягач имеет оригинальную ходовую часть, но при этом обе модели объединяет наличие задней рессорно-балансирной подвески фирмы Hendrickson и весьма спорное сочетание передних дисковых колёс и задних бездисковых. В процессе эксплуатации такое смешение могло случаться, но для новых грузовиков это, конечно, нонсенс.

По промерам и сравнению с известными величинами, такими как длина кабины с капотом, ширина по крыльям, ширина кабины и колёсная база, модель практически точно ложится в заявленный масштаб 1:43. Продукция фирмы NEO выделяется наличием заводских эмблем, шильдиков и молдингов, скрупулезно воспроизведённых при помощи фототравления. И в этот раз заводские фирменные «ромбы» исполнены очень аккуратно, но вот с их местоположением разработчики промахнулись: у модели они размещены слишком близко к краю капота, что больше напоминает расположение эмблем у машин, построенных Остерлундом. К сожалению, фирменную белую «галочку» на капоте модели воспроизводить не стали. Из внешних элементов обращает на себя внимание сухой воздушный фильтр фирмы Farr в коробчатом корпусе на правой стороне капота. Их ставили на тягачи Diamond Reo C-116 с дизелями Cummins серий NTC, NTA и Caterpillar. Машины с другими двигателями имели цилиндрические воздушные фильтры масляного типа. У модели есть передний и задний номерные знаки штата Мичиган, выданные в 1971 г.

В завершение стоит упомянуть и о варианте модели, изготовленной тиражом в 300 экземпляров в оригинальной цветовой гамме: с голубыми кабиной и капотом, тёмно-голубыми крыльями, белой крышей и серой рамой. Цена изготовителя для обоих вариантов была одинакова.

Недавно стало известно, что в ассортименте моделей американских грузовиков у фирмы NEO намечается пополнение. Но об этом в следующих статьях.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен