Опубликовано: ГП 06-2011
White 643 (6х2) грузоподъёмностью 9–11 т. 1931 г.
Следы «белой» истории

История грузовиков White

Сергей Егоров, фото из архива автора

В февральском номере журнала опубликована статья о ранней истории автомобилей «Уайт» (White) и их применении в Российской империи и молодой Республике Советов. Эта статья – продолжение поднятой темы, она о более позднем периоде этой некогда известной и популярной марки грузовых автомобилей.

После окончания Первой мировой войны грузовики компании White заслуженно получили репутацию прочных и надежных автомобилей. В конце 1918 г. начался выпуск 3- и 5-тонных* грузовиков моделей TJ и TG с карданными передачами. В конце 1919 г. было создано новое поколение грузовиков грузоподъёмностью от 0,75 до 5 т, которые носили уже цифровые индексы. К началу 1920-х годов грузовики White встречались на всей территории США. Помимо индивидуальных владельцев и транспортных компаний машины были популярны у властей крупных американских городов, которые применяли их в полиции, пожарной охране, для поливки улиц, вывоза мусора и в других целях. В 1921–1927 гг. линейка выпускаемых грузовых автомобилей состояла из 8 основных моделей – от 1-тонного White 15 до 7,5-тонного White 52.


*Здесь и далее грузоподъёмность указана в американских тоннах (907,2 кг).
White TG грузоподъёмностью 5 т. 1918 г.

В 1931 г. был начат выпуск автомобилей серии 600 грузоподъёмностью от 1,5 до 9 т. Все они оснащались шестицилиндровыми верхнеклапанными бензиновыми двигателями мощностью от 54 до 108 л.с. В 1932 г. модельный ряд пополнился тяжелой моделью White 691. Этот грузовик применялся главным образом в качестве седельного тягача c нагрузкой на седло до 9 т, но были его варианты в виде трёхосных шасси и даже карьерных самосвалов. В 1933 г. компания запустила в производство первые модели новой 700-й серии с кабиной и оперением более округ­лых очертаний. Еще одной новинкой стали весьма необычные для своего времени бескапотные грузовики моделей 730 и 731, выпускавшиеся в 1935–1937 гг. В качестве силового агрегата для них использовали 12-цилиндровый «оппозитник», ранее разработанный для городских автобусов.

Самосвал White 45D грузоподъёмностью 5 т. 1925 г.
White 643SW420 (6х4) грузоподъёмностью 12–14 т, предназначенный для нефтедобывающей промышленности. 1936 г.
Один из вариантов White 691 – 35-тонный самосвал с цепным приводом задних колес. 1937 г.

В ноябре 1935 г. на Нью-Йоркском автошоу были показаны новые автомобили 700-й серии, кабина и оперение которого были разработаны дизайнером русского происхождения Алексеем Сахновским. Эти элементы имели стремительные формы, что придавало грузовикам стилистическое сходство с новейшими американскими легковыми автомобилями, представленными на выставке. Последующие серии грузовых автомобилей «Уайт» сохранили этот облик вплоть до 1960 г. Новое семейство включало большое количество моделей – от развозного White 700P грузоподъёмностью 0,75 т до 10-тонного White 722A. Специально для этих автомобилей были разработаны шестицилиндровые двигатели мощностью от 80 до 133 л.с. С 1936 г. начался выпуск бескапотных грузовиков серии 800. Кабину для этих машин разработал А. Сахновский, поэтому автомобили новой серии имели стиль, сходный с внешним видом капотных машин серии 700. В 1937 г. появилась серия 900, которая включала трёхосные варианты машин 700-й серии. В 1939 г. компания начала выпуск развозных фургонов серии White Horse заднемоторной компоновки.

White 712 грузоподъёмностью 3–4 т. 1934 г.
Самосвал на шасси White 731 грузоподъёмностью 3,5–6 т. 1936 г.
White 700H грузоподъёмностью 1,5–4 т. Кабина и оперение созданы по эскизам А. Сахновского. 1938 г.

До начала Второй мировой войны грузовики White поставляли в Аргентину, Великобританию, Египет, Мексику, Палестину, Южно-Африканский Союз и другие страны. Наряду с производством грузовых автомобилей компания с 1933 г. занималась серийным выпуском автобусов вагонной компоновки. В период с 1938 по 1941 г. около 10% городских и пригородных автобусов в США были марки White.

С конца 1940 г. основной продукцией компании стали грузовые автомобили серии WA капотной и бескапотной компоновки. Внешне, кроме облицовки радиатора, они почти не отличались от предшественников – грузовиков 700- и 800-й серий, но при этом были оснащены новыми шестицилиндровыми бензиновыми двигателями семейства Super Power мощностью от 90 до 125 л.с.

Бронетранспортёр-тягач М2 Half-Track Car (1941 г.). В СССР по ленд-лизу было поставлено 342 единицы

После вступления США во Вторую мировую войну экономика страны стала переводиться на военные рельсы, а с 3 марта 1942 г. выпуск грузовиков и автобусов для гражданских нужд стал строго лимитироваться. Компания White практически полностью перешла на производство военной техники – бронеавтомобилей-разведчиков М3А1 Scout Car, полугусеничных бронетранспортеров М2 Half-Track Car и М3 Half-Track Personel Carrier, самоходных артустановок на их базе, а также грузовиков – 6-тонных White 666 (6х6) и 10-тонных White 1064 (6х4). Всего до 1944 г. бы­ло построено 20  894 бронемашины М3А1, а также 15 414 полугусеничных БТР и самоходных артустановок на их базе. В 1944 г. компания White подключилась к выпуску седельного тягача Autocar U-7144T (4х4) класса 4–5 т, присвоив ему обозначение White 444T. Параллельно с военной техникой выпускали и городские автобусы, их использовали для круглосуточной доставки на работу персонала предприятий, выполняющих военные заказы.

White 666 – военный полноприводный автомобиль-тягач класса 6 т. 1941 г.
White 444T – военный полноприводный седельный тягач класса 4–5 т. 1944 г.

В 1946 г. серию грузовиков WA сменили усовершенствованные машины серии WB капотной компоновки. В конце 1948 г. их заменили автомобилями серии WC с цельнометаллическими кабинами и новыми двигателями Super Power мощностью от 100 до 184 л.с. Одновременно был начат выпуск бескапотных грузовиков серии 3000 с весьма оригинальной откидывающейся кабиной. В конце 1949 г. началась регулярная сборка грузовых автомобилей с дизельными двигателями.

После войны компания White снова вернулась к экспорту своей продукции гражданского назначения. К концу 1940-х гг. ее грузовые автомобили и автобусы последних моделей можно было встретить в Австралии, Бразилии, Мексике, Нидерландской Ост-Индии (будущей Индонезии), Таиланде, Израиле и других уголках мира.

White WC-28TD с дизельным двигателем Cummins мощностью 200 л.с. 1950 г.

В октябре 1953 г. были построены последние автобусы собственного изготовления. Тем не менее выпуск автобусных шасси на основе грузовых автомобилей продолжался. В 1954 г. на смену наиболее мощным двигателям серии Super Power пришли шестицилиндровые бензиновые двигатели серии Mustang мощностью 130–215 л.с.

Развозной грузовик White 3014 полной массой 7,3 т. 1951 г. Автомобили серии 3000 имели оригинальную откидывающуюся кабину, их выпускали с 1948 по 1968 г.

Осенью 1955 г. параллельно с выпуском тяжёлых грузовиков серии WC началась сборка машин серии 9000, на долгие годы ставших флагманами модельного ряда. От своих предшественников они отличались коротким капотом и приподнятой кабиной. Между тем грузовые автомобили серии WC, являясь результатом многократных модернизаций грузовиков серии 700, стремительно устаревали. Их должны были сменить грузовые автомобили «2000-й» и «4000-й» серий. Тяжёлые грузовики серии 4000 появились на рынке в конце 1956 г., от грузовиков серии 9000 они отличались длинным капотом. С 1958 г. под названием White 2000 стали продавать грузовые автомобили среднего класса Reo С-300.

Седельный тягач White 4000T. 1957 г.

В 1959 г. компания White начала выпуск седельных тягачей серии 5000 с откидывающейся фибергласовой кабиной над двигателем. Это был первый случай применения стеклопластика при изготовлении кабин грузовиков в США. В конструкции тягачей широко использовались и алюминиевые сплавы, что наряду с применением облегченной кабины позволило снизить их массу по сравнению с аналогичными машинами почти на тонну. Однако из-за непрочной кабины эти тягачи не снискали популярности.

Дизельный седельный тягач White 5464TD (6х4) со стеклопластиковой кабиной. 1962 г.

В 1960 г. начат выпуск компактных грузовиков с кабиной над двигателем серии 1500 (или Compact). Они предназначены для городских перевозок и буксировки полуприцепов на небольшие расстояния. В начале 1962 г. для замены седельных тягачей серии 5000 начали выпуск тягачей серии 7000 с угловатой кабиной из алюминия. В 1966 г. грузовые автомобили серий 4000 и 9000 существенно изменили свой облик: получили новое оперение, а вместо двухместной кабины, созданной по эскизам А. Сахновского, – кабину типа Driver Cab, разработанную еще в 1950 г. компанией Autocar для своих грузовиков.

Дизельный седельный тягач White 7464TD (6х4). 1962 г.

В 1968 г. появились новые бескапотные грузовики серии 6000 (или Xpeditor), занимавшие промежуточное положение между автомобилями серии 1500 и магистральными тягачами серии 7000. В 1971 г. компания White закончила выпуск бензиновых двигателей. В 1972 г. на смену тягачам серии 7000 пришли новые бескапотные машины серии Road Commander. В следующем, 1973 г., грузовики серий 4000 и 9000 заменили автомобилями White Road Boss. Наконец, в 1974 г. вместо автомобилей серий 1500 и 6000 начали выпуск грузовиков серии Road Xpeditor. Вскоре их заменили автомобили серий Road Commander 2 (1975 г.), Road Xpeditor 2 и Road Boss 2 (обе – в 1976 г.). Их главной особенностью стали новые унифицированные кабины из алюминия, созданные с учетом требований аэродинамики. В 1980 г. была начата сборка грузовиков серии Road Boss третьего поколения. В том же году после банкротства компании завод в Кливленде был закрыт, а все производство сконцентрировалось на заводах в г. Орвилл (шт. Огайо) и г. Нью Ривер (шт. Вирджиния).

Дизельный седельный тягач White 4564TD (6х4) – результат рестайлинга серии 4000. 1966 г.
Седельный тягач White серии Road Boss (6х4). 1973 г.
Седельный тягач White RC2-64T (6х4) серии Road Commander 2. 1975 г.

В 1983 г. грузовики Road Boss в очередной раз модернизировали. Они получили названия по типам кабины – Conventional (без спального отсека) и Integral Sleeper (со спальным отсеком, объединённым с кабиной). Эти автомобили получили декоративные радиаторные накладки в виде диагональной полосы, как у грузовиков Volvo. В 1984 г. был начат выпуск обновленных бескапотных седельных тягачей, получивших название High Cabover.

Седельный тягач White RBM-64T (6х4) серии Road Boss третьего поколения. 1980 г.
Седельный тягач White WHL-64T (6х4) серии High Cabover. 1984 г.

В 1987 г. на рынке появились новые и последние грузовые автомобили марки White, на описании которых стоит остановиться подробнее. Это были 2- и 3-осные седельные тягачи с оперением аэродинамической формы серий Conventional Aero (без спального отсека) и Integral Sleeper Aero (со спальным отсеком, объединённым с кабиной). Вариант со спальным отсеком увеличенной высоты получил название Integral Sleeper Aero ES. Коэффициент лобового сопротивления у новых машин в сравнении с предыдущими моделями был снижен на 11–12%, чему помимо оперения способствовали и обтекатели на крыше кабины. Модели, входящие в новые серии, получили индексы WCA (серия Conventional Aero) и WIA (серия Integral Sleeper Aero). По заказу на тягачи семейства Aero устанавливали дизельные двигатели мощностью до 450 л.с.

Седельный тягач White WIL-64T (6х4) серии Integral Sleeper. 1984 г.

В модельный ряд грузовых автомобилей марки White 1987 г. входили тягачи серий Conventional, Integral Sleeper, Integral Sleeper ES и Integral Tall Sleeper, обтекаемые тягачи серий Conventional Aero, Integral Sleeper Aero и Integral Sleeper Aero ES, бескапотные тягачи серии High Cabover и машины универсального назначения серии Xpeditor.

Таким образом, 1987 г. стал последним в истории грузовых автомобилей White. C 1 января 1988 г. началась недолгая жизнь новой марки – WHITEGMC.

Седельный тягач White WIA64T (6х4) серии Integral Sleeper Aero – один из последних автомобилей марки «Уайт». 1987 г.
Хронология расширения и реорганизаций компании White
1932 г. Приобретена компания Indiana, выпускавшая грузовые автомобили, после чего все её производство было перенесено из г. Мэрион (шт. Индиана) в г. Кливленд. Грузовики Indiana выпускали до 1939 г.
1933 г. Сотрудничество с компанией Studebaker, частично владевшей компанией Pierce-Arrow, выпускавшей грузовики. Сборка грузовиков Pierce-Arrow на заводе White в течение 1933 г.
1951 г. Приобретена компания Sterling из г. Милуоки (шт. Висконсин), выпускавшая тяжелые грузовики. Компания была преобразована в отделение Sterling Division, а ее грузовики получили марку Sterling-White. С компанией Freightliner Corporation из г. Портленд (шт. Орегон) был заключен договор о продаже ее грузовиков. После заключения договора автомобили, выпускаемые компанией, получили марку White-Freightliner.
1953 г. Приобретена компания Autocar из г. Ардмор (шт. Пенсильвания), выпускавшая грузовики тяжёлого класса. Выпуск грузовиков Sterling-White был прекращен, и их нишу заняли автомобили Autocar.
1957 г. Приобретена компания Reo Motors из г. Лансинг (шт. Мичиган), выпускавшая грузовые автомобили среднего и тяжелого класса. После присоединения некоторые модели Reo продавались под маркой White.
1958 г. Приобретена компания Diamond T Motor Car Co. из г. Чикаго, выпускавшая грузовики марки Diamond T.
1959 г. Приобретена Montpelier Manufacturing Company из г. Монпелье (шт. Огайо), которая выпускала развозные фургоны. После присоединения компания была переименована в подразделение PDQ Division (сокращенно от слов pick-up, deliver и quick, т. е. «погрузи, доставь, быстро»), а ее фургоны стали называться White PDQ.
1965 г. White Motor Company преобразована в корпорацию и стала именоваться White Motor Corporation. После пожара на заводе отделения PDQ Division выпуск развозных фургонов был прекращён.
1 мая 1967 г. Подразделения Diamond T и Reo были объединены в новое отделение Diamond Reo Trucks Division. Все прежние грузовые автомобили обоих отделений, ранее унифицированные друг с другом, стали выпускать под маркой Diamond Reo.
Май 1967 г. В канадском г. Килоуна (Kelowna), провинция Британская Колумбия, было открыто отделение для сборки грузовых автомобилей White Western Star облегченной конструкции для западных регионов США и Канады.
1 июля 1968 г. Корпорация White приобрела компанию Euclid из г. Кливленда, которая занималась выпуском карьерных самосвалов, гусеничных тракторов и землеройной техники.
Август 1971 г. Отделение Diamond Reo продано и преобразовано в отдельную компанию, которая под разными названиями продолжала существование до середины 1990-х гг.
1972 г. Начало сборки грузовиков White в Австралии на предприятии в г. Брисбен.
Декабрь 1975 г. Руководство Freightliner приняло решение не возобновлять действие договора с корпорацией White о продаже своих грузовиков. В начале 1976  г. грузовики White-Freightliner получили свое прежнее название – Freightliner.
1977 г. Отделение Euclid продано немецкому концерну Daimler-Benz.
4 сентября 1980 г. White Motor Corporation была объявлена банкротом.
22 августа 1981 г. Федеральный судья по банкротствам дал разрешение концерну Volvo приобрести активы White.
31 августа 1981 г. Основана Volvo White Truck Corporation, новое отделение Volvo на территории США.
1981 г. Отделение Western Star стало отдельной компанией Western Star Trucks, которая начала выпуск грузовиков без приставки White в названии.
16 августа 1986 г. Представители General Motors заявили о том, что в связи со снижением спроса на тяжелые грузовики, корпорация планирует передать их выпуск на совместное предприятие Volvo GM Heavy Truck Corporation, которое будет создано совместно с концерном Volvo в 1988 г.
1 января 1988 г. Образовано совместное предприятие Volvo GM Heavy Truck Corporation. Выпуск практически всех моделей White был продолжен под маркой WHITEGMC.
1 июля 1995 г. Volvo Truck Corporation (наследник концерна AB Volvo в области производства автомобилей) после приобретения большей части акций совместного с General Motors предприятия сменила марку WHITEGMC на Volvo.
1997 г. Компания Volvo выкупила последние акции у General Motors, после чего Volvo GM Heavy Truck Corporation была переименована в Volvo Trucks North America.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию