![White 643 (6х2) грузоподъёмностью 9–11 т. 1931 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/03.jpg)
История грузовиков White
В февральском номере журнала опубликована статья о ранней истории автомобилей «Уайт» (White) и их применении в Российской империи и молодой Республике Советов. Эта статья – продолжение поднятой темы, она о более позднем периоде этой некогда известной и популярной марки грузовых автомобилей.
После окончания Первой мировой войны грузовики компании White заслуженно получили репутацию прочных и надежных автомобилей. В конце 1918 г. начался выпуск 3- и 5-тонных* грузовиков моделей TJ и TG с карданными передачами. В конце 1919 г. было создано новое поколение грузовиков грузоподъёмностью от 0,75 до 5 т, которые носили уже цифровые индексы. К началу 1920-х годов грузовики White встречались на всей территории США. Помимо индивидуальных владельцев и транспортных компаний машины были популярны у властей крупных американских городов, которые применяли их в полиции, пожарной охране, для поливки улиц, вывоза мусора и в других целях. В 1921–1927 гг. линейка выпускаемых грузовых автомобилей состояла из 8 основных моделей – от 1-тонного White 15 до 7,5-тонного White 52.
*Здесь и далее грузоподъёмность указана в американских тоннах (907,2 кг).
![White TG грузоподъёмностью 5 т. 1918 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/01.jpg)
В 1931 г. был начат выпуск автомобилей серии 600 грузоподъёмностью от 1,5 до 9 т. Все они оснащались шестицилиндровыми верхнеклапанными бензиновыми двигателями мощностью от 54 до 108 л.с. В 1932 г. модельный ряд пополнился тяжелой моделью White 691. Этот грузовик применялся главным образом в качестве седельного тягача c нагрузкой на седло до 9 т, но были его варианты в виде трёхосных шасси и даже карьерных самосвалов. В 1933 г. компания запустила в производство первые модели новой 700-й серии с кабиной и оперением более округлых очертаний. Еще одной новинкой стали весьма необычные для своего времени бескапотные грузовики моделей 730 и 731, выпускавшиеся в 1935–1937 гг. В качестве силового агрегата для них использовали 12-цилиндровый «оппозитник», ранее разработанный для городских автобусов.
![Самосвал White 45D грузоподъёмностью 5 т. 1925 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/02.jpg)
![White 643SW420 (6х4) грузоподъёмностью 12–14 т, предназначенный для нефтедобывающей промышленности. 1936 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/06.jpg)
![Один из вариантов White 691 – 35-тонный самосвал с цепным приводом задних колес. 1937 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/07.jpg)
В ноябре 1935 г. на Нью-Йоркском автошоу были показаны новые автомобили 700-й серии, кабина и оперение которого были разработаны дизайнером русского происхождения Алексеем Сахновским. Эти элементы имели стремительные формы, что придавало грузовикам стилистическое сходство с новейшими американскими легковыми автомобилями, представленными на выставке. Последующие серии грузовых автомобилей «Уайт» сохранили этот облик вплоть до 1960 г. Новое семейство включало большое количество моделей – от развозного White 700P грузоподъёмностью 0,75 т до 10-тонного White 722A. Специально для этих автомобилей были разработаны шестицилиндровые двигатели мощностью от 80 до 133 л.с. С 1936 г. начался выпуск бескапотных грузовиков серии 800. Кабину для этих машин разработал А. Сахновский, поэтому автомобили новой серии имели стиль, сходный с внешним видом капотных машин серии 700. В 1937 г. появилась серия 900, которая включала трёхосные варианты машин 700-й серии. В 1939 г. компания начала выпуск развозных фургонов серии White Horse заднемоторной компоновки.
![White 712 грузоподъёмностью 3–4 т. 1934 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/04.jpg)
![Самосвал на шасси White 731 грузоподъёмностью 3,5–6 т. 1936 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/05.jpg)
![White 700H грузоподъёмностью 1,5–4 т. Кабина и оперение созданы по эскизам А. Сахновского. 1938 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/08.jpg)
До начала Второй мировой войны грузовики White поставляли в Аргентину, Великобританию, Египет, Мексику, Палестину, Южно-Африканский Союз и другие страны. Наряду с производством грузовых автомобилей компания с 1933 г. занималась серийным выпуском автобусов вагонной компоновки. В период с 1938 по 1941 г. около 10% городских и пригородных автобусов в США были марки White.
С конца 1940 г. основной продукцией компании стали грузовые автомобили серии WA капотной и бескапотной компоновки. Внешне, кроме облицовки радиатора, они почти не отличались от предшественников – грузовиков 700- и 800-й серий, но при этом были оснащены новыми шестицилиндровыми бензиновыми двигателями семейства Super Power мощностью от 90 до 125 л.с.
![Бронетранспортёр-тягач М2 Half-Track Car (1941 г.). В СССР по ленд-лизу было поставлено 342 единицы](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/09.jpg)
После вступления США во Вторую мировую войну экономика страны стала переводиться на военные рельсы, а с 3 марта 1942 г. выпуск грузовиков и автобусов для гражданских нужд стал строго лимитироваться. Компания White практически полностью перешла на производство военной техники – бронеавтомобилей-разведчиков М3А1 Scout Car, полугусеничных бронетранспортеров М2 Half-Track Car и М3 Half-Track Personel Carrier, самоходных артустановок на их базе, а также грузовиков – 6-тонных White 666 (6х6) и 10-тонных White 1064 (6х4). Всего до 1944 г. было построено 20 894 бронемашины М3А1, а также 15 414 полугусеничных БТР и самоходных артустановок на их базе. В 1944 г. компания White подключилась к выпуску седельного тягача Autocar U-7144T (4х4) класса 4–5 т, присвоив ему обозначение White 444T. Параллельно с военной техникой выпускали и городские автобусы, их использовали для круглосуточной доставки на работу персонала предприятий, выполняющих военные заказы.
![White 666 – военный полноприводный автомобиль-тягач класса 6 т. 1941 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/10.jpg)
![White 444T – военный полноприводный седельный тягач класса 4–5 т. 1944 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/11.jpg)
В 1946 г. серию грузовиков WA сменили усовершенствованные машины серии WB капотной компоновки. В конце 1948 г. их заменили автомобилями серии WC с цельнометаллическими кабинами и новыми двигателями Super Power мощностью от 100 до 184 л.с. Одновременно был начат выпуск бескапотных грузовиков серии 3000 с весьма оригинальной откидывающейся кабиной. В конце 1949 г. началась регулярная сборка грузовых автомобилей с дизельными двигателями.
После войны компания White снова вернулась к экспорту своей продукции гражданского назначения. К концу 1940-х гг. ее грузовые автомобили и автобусы последних моделей можно было встретить в Австралии, Бразилии, Мексике, Нидерландской Ост-Индии (будущей Индонезии), Таиланде, Израиле и других уголках мира.
![White WC-28TD с дизельным двигателем Cummins мощностью 200 л.с. 1950 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/12.jpg)
В октябре 1953 г. были построены последние автобусы собственного изготовления. Тем не менее выпуск автобусных шасси на основе грузовых автомобилей продолжался. В 1954 г. на смену наиболее мощным двигателям серии Super Power пришли шестицилиндровые бензиновые двигатели серии Mustang мощностью 130–215 л.с.
![Развозной грузовик White 3014 полной массой 7,3 т. 1951 г. Автомобили серии 3000 имели оригинальную откидывающуюся кабину, их выпускали с 1948 по 1968 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/13.jpg)
Осенью 1955 г. параллельно с выпуском тяжёлых грузовиков серии WC началась сборка машин серии 9000, на долгие годы ставших флагманами модельного ряда. От своих предшественников они отличались коротким капотом и приподнятой кабиной. Между тем грузовые автомобили серии WC, являясь результатом многократных модернизаций грузовиков серии 700, стремительно устаревали. Их должны были сменить грузовые автомобили «2000-й» и «4000-й» серий. Тяжёлые грузовики серии 4000 появились на рынке в конце 1956 г., от грузовиков серии 9000 они отличались длинным капотом. С 1958 г. под названием White 2000 стали продавать грузовые автомобили среднего класса Reo С-300.
![Седельный тягач White 4000T. 1957 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/14.jpg)
В 1959 г. компания White начала выпуск седельных тягачей серии 5000 с откидывающейся фибергласовой кабиной над двигателем. Это был первый случай применения стеклопластика при изготовлении кабин грузовиков в США. В конструкции тягачей широко использовались и алюминиевые сплавы, что наряду с применением облегченной кабины позволило снизить их массу по сравнению с аналогичными машинами почти на тонну. Однако из-за непрочной кабины эти тягачи не снискали популярности.
![Дизельный седельный тягач White 5464TD (6х4) со стеклопластиковой кабиной. 1962 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/15.jpg)
В 1960 г. начат выпуск компактных грузовиков с кабиной над двигателем серии 1500 (или Compact). Они предназначены для городских перевозок и буксировки полуприцепов на небольшие расстояния. В начале 1962 г. для замены седельных тягачей серии 5000 начали выпуск тягачей серии 7000 с угловатой кабиной из алюминия. В 1966 г. грузовые автомобили серий 4000 и 9000 существенно изменили свой облик: получили новое оперение, а вместо двухместной кабины, созданной по эскизам А. Сахновского, – кабину типа Driver Cab, разработанную еще в 1950 г. компанией Autocar для своих грузовиков.
![Дизельный седельный тягач White 7464TD (6х4). 1962 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/16.jpg)
В 1968 г. появились новые бескапотные грузовики серии 6000 (или Xpeditor), занимавшие промежуточное положение между автомобилями серии 1500 и магистральными тягачами серии 7000. В 1971 г. компания White закончила выпуск бензиновых двигателей. В 1972 г. на смену тягачам серии 7000 пришли новые бескапотные машины серии Road Commander. В следующем, 1973 г., грузовики серий 4000 и 9000 заменили автомобилями White Road Boss. Наконец, в 1974 г. вместо автомобилей серий 1500 и 6000 начали выпуск грузовиков серии Road Xpeditor. Вскоре их заменили автомобили серий Road Commander 2 (1975 г.), Road Xpeditor 2 и Road Boss 2 (обе – в 1976 г.). Их главной особенностью стали новые унифицированные кабины из алюминия, созданные с учетом требований аэродинамики. В 1980 г. была начата сборка грузовиков серии Road Boss третьего поколения. В том же году после банкротства компании завод в Кливленде был закрыт, а все производство сконцентрировалось на заводах в г. Орвилл (шт. Огайо) и г. Нью Ривер (шт. Вирджиния).
![Дизельный седельный тягач White 4564TD (6х4) – результат рестайлинга серии 4000. 1966 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/17.jpg)
![Седельный тягач White серии Road Boss (6х4). 1973 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/18.jpg)
![Седельный тягач White RC2-64T (6х4) серии Road Commander 2. 1975 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/19.jpg)
В 1983 г. грузовики Road Boss в очередной раз модернизировали. Они получили названия по типам кабины – Conventional (без спального отсека) и Integral Sleeper (со спальным отсеком, объединённым с кабиной). Эти автомобили получили декоративные радиаторные накладки в виде диагональной полосы, как у грузовиков Volvo. В 1984 г. был начат выпуск обновленных бескапотных седельных тягачей, получивших название High Cabover.
![Седельный тягач White RBM-64T (6х4) серии Road Boss третьего поколения. 1980 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/20.jpg)
![Седельный тягач White WHL-64T (6х4) серии High Cabover. 1984 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/21.jpg)
В 1987 г. на рынке появились новые и последние грузовые автомобили марки White, на описании которых стоит остановиться подробнее. Это были 2- и 3-осные седельные тягачи с оперением аэродинамической формы серий Conventional Aero (без спального отсека) и Integral Sleeper Aero (со спальным отсеком, объединённым с кабиной). Вариант со спальным отсеком увеличенной высоты получил название Integral Sleeper Aero ES. Коэффициент лобового сопротивления у новых машин в сравнении с предыдущими моделями был снижен на 11–12%, чему помимо оперения способствовали и обтекатели на крыше кабины. Модели, входящие в новые серии, получили индексы WCA (серия Conventional Aero) и WIA (серия Integral Sleeper Aero). По заказу на тягачи семейства Aero устанавливали дизельные двигатели мощностью до 450 л.с.
![Седельный тягач White WIL-64T (6х4) серии Integral Sleeper. 1984 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/22.jpg)
В модельный ряд грузовых автомобилей марки White 1987 г. входили тягачи серий Conventional, Integral Sleeper, Integral Sleeper ES и Integral Tall Sleeper, обтекаемые тягачи серий Conventional Aero, Integral Sleeper Aero и Integral Sleeper Aero ES, бескапотные тягачи серии High Cabover и машины универсального назначения серии Xpeditor.
Таким образом, 1987 г. стал последним в истории грузовых автомобилей White. C 1 января 1988 г. началась недолгая жизнь новой марки – WHITEGMC.
![Седельный тягач White WIA64T (6х4) серии Integral Sleeper Aero – один из последних автомобилей марки «Уайт». 1987 г.](/article/17333-istoriya-gruzovikov-white-sledy-beloy-istorii/Images/23f.jpg)
1932 г. | Приобретена компания Indiana, выпускавшая грузовые автомобили, после чего все её производство было перенесено из г. Мэрион (шт. Индиана) в г. Кливленд. Грузовики Indiana выпускали до 1939 г. |
1933 г. | Сотрудничество с компанией Studebaker, частично владевшей компанией Pierce-Arrow, выпускавшей грузовики. Сборка грузовиков Pierce-Arrow на заводе White в течение 1933 г. |
1951 г. | Приобретена компания Sterling из г. Милуоки (шт. Висконсин), выпускавшая тяжелые грузовики. Компания была преобразована в отделение Sterling Division, а ее грузовики получили марку Sterling-White. С компанией Freightliner Corporation из г. Портленд (шт. Орегон) был заключен договор о продаже ее грузовиков. После заключения договора автомобили, выпускаемые компанией, получили марку White-Freightliner. |
1953 г. | Приобретена компания Autocar из г. Ардмор (шт. Пенсильвания), выпускавшая грузовики тяжёлого класса. Выпуск грузовиков Sterling-White был прекращен, и их нишу заняли автомобили Autocar. |
1957 г. | Приобретена компания Reo Motors из г. Лансинг (шт. Мичиган), выпускавшая грузовые автомобили среднего и тяжелого класса. После присоединения некоторые модели Reo продавались под маркой White. |
1958 г. | Приобретена компания Diamond T Motor Car Co. из г. Чикаго, выпускавшая грузовики марки Diamond T. |
1959 г. | Приобретена Montpelier Manufacturing Company из г. Монпелье (шт. Огайо), которая выпускала развозные фургоны. После присоединения компания была переименована в подразделение PDQ Division (сокращенно от слов pick-up, deliver и quick, т. е. «погрузи, доставь, быстро»), а ее фургоны стали называться White PDQ. |
1965 г. | White Motor Company преобразована в корпорацию и стала именоваться White Motor Corporation. После пожара на заводе отделения PDQ Division выпуск развозных фургонов был прекращён. |
1 мая 1967 г. | Подразделения Diamond T и Reo были объединены в новое отделение Diamond Reo Trucks Division. Все прежние грузовые автомобили обоих отделений, ранее унифицированные друг с другом, стали выпускать под маркой Diamond Reo. |
Май 1967 г. | В канадском г. Килоуна (Kelowna), провинция Британская Колумбия, было открыто отделение для сборки грузовых автомобилей White Western Star облегченной конструкции для западных регионов США и Канады. |
1 июля 1968 г. | Корпорация White приобрела компанию Euclid из г. Кливленда, которая занималась выпуском карьерных самосвалов, гусеничных тракторов и землеройной техники. |
Август 1971 г. | Отделение Diamond Reo продано и преобразовано в отдельную компанию, которая под разными названиями продолжала существование до середины 1990-х гг. |
1972 г. | Начало сборки грузовиков White в Австралии на предприятии в г. Брисбен. |
Декабрь 1975 г. | Руководство Freightliner приняло решение не возобновлять действие договора с корпорацией White о продаже своих грузовиков. В начале 1976 г. грузовики White-Freightliner получили свое прежнее название – Freightliner. |
1977 г. | Отделение Euclid продано немецкому концерну Daimler-Benz. |
4 сентября 1980 г. | White Motor Corporation была объявлена банкротом. |
22 августа 1981 г. | Федеральный судья по банкротствам дал разрешение концерну Volvo приобрести активы White. |
31 августа 1981 г. | Основана Volvo White Truck Corporation, новое отделение Volvo на территории США. |
1981 г. | Отделение Western Star стало отдельной компанией Western Star Trucks, которая начала выпуск грузовиков без приставки White в названии. |
16 августа 1986 г. | Представители General Motors заявили о том, что в связи со снижением спроса на тяжелые грузовики, корпорация планирует передать их выпуск на совместное предприятие Volvo GM Heavy Truck Corporation, которое будет создано совместно с концерном Volvo в 1988 г. |
1 января 1988 г. | Образовано совместное предприятие Volvo GM Heavy Truck Corporation. Выпуск практически всех моделей White был продолжен под маркой WHITEGMC. |
1 июля 1995 г. | Volvo Truck Corporation (наследник концерна AB Volvo в области производства автомобилей) после приобретения большей части акций совместного с General Motors предприятия сменила марку WHITEGMC на Volvo. |
1997 г. | Компания Volvo выкупила последние акции у General Motors, после чего Volvo GM Heavy Truck Corporation была переименована в Volvo Trucks North America. |