Опубликовано: ГП 08-2020
Динамика роста

Самосвал Ford Trucks 4142D DС EURO5

Даниил Минаев, фото автора
Модель: Ford Trucks 4142D DС EURO5
Производитель шасси: ООО «АВТОТОР-МАШ»
Самосвальный кузов: Grünwald, Россия
Начало продаж в России: 2020 г.

Недавно мы протестировали любопытного представителя Ford Trucks модели 3233HR E5 с колёсной формулой 8х2, скомпонованной по типу «тридем». Сегодня передо мной 22-кубовый общестроительный самосвал Ford Trucks 4142D, родство которого с предметом прошлого теста определяется благодаря схожей кабине, суммарному количеству осей и близким внешним габаритным размерам обоих транспортных средств. Но отличия всё же есть. Давайте разбираться – насколько они значительные.

Снятые барьеры

Прежде всего Ford Trucks 3233HR уступает Ford Trucks 4142D по энерговооружённости и грузоподъёмным показателям. Тем интереснее будет посмотреть, как это сказалось на управляемости и возможной медлительности тяжёлого четырёхосного самосвала, грузоподъёмностью 26 т.

Важно отметить, что семейство этих грузовиков непрерывно развивается, хоть это внешне не так сильно заметно, опять же из-за применения классической кабины, но благодаря росту потенциала трансмиссии, рамы и силового агрегата стало возможно построить самосвал 8х4, полной массой 41 т.

Задние фонари защищены очень надёжно

Здесь уместно вспомнить несколько вех развития модели, первично именовавшейся Cargo. В «нулевые» годы ХХI века одной из веских причин, сдерживающих продажи «Карго», был недостаточно мощный двигатель. Поэтому сферы применения «Фордов» ограничивались в основном локальными перевозками в сфере домашней логистики, не самого масштабного строительства и коммунального хозяйства, где правили бал небогатые эксплуатанты. Когда ситуация с силовой линией получила дальнейшее развитие, появились новые горизонты и у весьма заслуженной модели. Поэтому прежде чем начну рассказ цельно о самом самосвале Ford Trucks 4142D DС EURO5, хочу остановиться на его силовой линии.

Свои лошадиные силы

В 2011 году Ford Cargo модели Н476 развивал 380 л.с. В 2013 у поколения Н566 показатели подросли до 460 л.с. С 2018 года у мотора под названием Ford Ecotorq FHT5 доступны настройки мощности 420, 480 и даже 500 л.с. (правда, самой мощной версией пока комплектуют только тягачи нового поколения F-Max).

Под торговым наименованием Ecotorq двигатель собственной разработки, который устанавливается уже несколько лет вместо применявшегося ранее лицензионного Cursor-10. 13-литровый двигатель выпускает компания с конца 2015 года. Он во многом повторяет 9-литровый мотор, который тоже не ушёл со сцены и применяется на дистрибуционных грузовиках.

Теплообменное оборудование климатики нуждается в серьёзной защите, иначе не выжить на стройке. Скоро здесь в базовой комплектации появится защитный кожух, в настоящее время дополнительный компонент на сертификации

Ford Ecotorq FHT5 – рядный, 6-цилиндровый турбодизель, с 4 клапанами на цилиндр, мокрыми гильзами, распределительным валом в ГБЦ. Диаметр цилиндра и ход поршня – 130х160 мм. Степень сжатия – 17:1. Кривая крутящего момента выходит на максимум при оборотах от 1000 до 1300 об/мин. Особенностью фордовского силового агрегата является наличие в системе охлаждения фильтра с ингибитором коррозии, улучшающим условия работы и продлевающим срок службы антифриза. Недавно двухцилиндровый воздушный компрессор этого двигателя дополнительно получил экономный режим и подогрев осушителя воздуха.

Пятый экологический класс обеспечивается применением каталитической нейтрализации (SCR). Рециркуляции нет, сажевого фильтра нет. Однако в запасниках конструкторов имеется необходимая подготовка под Евро 6, там «эмиссионный бочонок» несколько крупнее, ибо содержит сажевый фильтр
Пятый экологический класс обеспечивается применением каталитической нейтрализации (SCR). Рециркуляции нет, сажевого фильтра нет. Однако в запасниках конструкторов имеется необходимая подготовка под Евро 6, там «эмиссионный бочонок» несколько крупнее, ибо содержит сажевый фильтр

Для разных рынков сбыта двигатель поставляется в различных исполнениях. Для РФ сегодня предусмотрен только пятый экологический класс. Соответствие нормам токсичности обеспечивается каталитической нейтрализацией, никаких рециркуляций и сажевых фильтров. Массивная банка глушителя расположена необычно – в базе, довольно далеко от силового агрегата. Такую компоновку выдаёт длиннющая теплоизолированная труба, распростёртая по раме вдоль левого борта, а разветвление на обогрев самосвального кузова находится свнутренней стороны рамы.

Для 13-литрового двигателя (точное значение рабочего объёма 12 740 cм3) фордовскими специалистами подобрана широко распространённая механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S 2230, обеспечивающая перемену передаточных отношений в диапазоне 13,805 – 0,836. Управление КП реализовано при помощи тросового привода, на четыре хода рычага, с флажком демультипликатора и тумблером делителя. Опционально возможна установка автоматизированной трансмиссии ZF TraXon. Между двигателем и трансмиссией, в картере стандарта SAE1 притаилось сцепление с диаметром диска 430 мм. Главная передача – гипоидная, с колёсными редукторами. Передаточное число главной пары – 4,08, что для самосвала кажется даже довольно длинным значением, но на практике так не оказалось, подробнее об этом расскажу чуть далее. Есть и набор блокировок.

Трансмиссионная перспектива многоосной формулы 8х4 Трансмиссионная перспектива многоосной формулы 8х4

Усиление на усилении

Четырёхосный самосвал Ford Trucks 4142 характеризуется достаточно длинной колёсной базой – 3050 мм, и это при том, что спереди и сзади по паре осей, плюс свесы – 1,5 м спереди и почти 1,3 м сзади. Отчего он наделён с рождения завидной плавностью хода, несмотря на мощные рессорные пакеты и механическую подвеску кабины.

Передние управляемые оси на малолистовых рессорах (4 листа), их грузоподъёмность – 8000 кг. Полуэллиптические рессоры задней балансирной тележки выдержат 26 800 кг – по 13 400 кг на каждую ось. В верхней части балансирная подвеска дополнительно усилена А-образными реактивными штангами.

Высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 10 мм, применено усиление по всей длине вставками «лонжерон в лонжероне». Прочность лонжеронов рамы – 500 МПа.

В ходовой части, рулевом управлении и тормозной системе просто превеликое множество регулируемых резьбовых муфт, штоков, контрагаек. Естественно, не обошлось и без пресс-маслёнок, как в традиционных местах, так и в скоплении этой бесконечно регулируемых соединений валов, приводов и тяг
Компоновка энергоаккумуляторов дополнительной четвёртой оси

Тормозная система, естественно, пневматическая, предусмотрен дополнительный компрессионный тормоз Ecotorq Engine Brake, мощностью 340 кВт. Тормозные механизмы на всех осях – барабанные.

Я обратил внимание, что в ходовой части, рулевом управлении и тормозной системе просто превеликое множество регулируемых резьбовых муфт, штоков, контрагаек. Естественно, не обошлось и без пресс-маслёнок, как в традиционных местах, так и в скоплении этой плеяды бесконечно регулируемых соединений валов, приводов и тяг. Пока автомобиль идеально новый, всё отрабатывает прекрасно. В эксплуатации будет необходим регулярный жёсткий контроль за этим хозяйством, иначе не миновать преждевременного износа.

Панель приборов и рабочее место вполне сбалансированы… Панель приборов и рабочее место вполне сбалансированы…

Поведение на дороге и в жизни

Вот и настал момент поговорить о том, как видно жизнь из кабины массивного четырёхосного самосвала. Это уже мой седьмой по счёту тест грузового автомобиля «Форд», который не сыплет изобилием моделей и вариаций, поэтому найти в кабине что-нибудь принципиально новое весьма сложно. Разве меню бортового компьютера опять стало немного умнее. Но есть вопрос и здесь. Говоря об уровне синтетической мочевины, область данных называет это «ЕГР данные», при том, что EGR здесь по определению отсутствует… Для настоящих профессионалов – «семечки», но не для всех…

«Форточки» и они же открывающиеся стёкла боковых окон старомодны. Сразу вспомнилось, что сижу я в старой кабине. Не очень удобно протирать зеркала.

…но забираться в кабину высоко и неудобно
Говоря об уровне синтетической мочевины, область данных трип-компьютера называет это «ЕГР данные» при том, что сама система EGR здесь по определению отсутствует

Сиденья водителя и пассажира имеют достаточные диапазоны регулировок – отодвинуться назад можно далеко. В организации пространства дневной кабины не меньше ниш, полочек и ящичков, чем в спальной кабине, а домкрат и монтажки прямо за спиной водителя, всё внутри, ничего не придётся искать под дождём! Но вот захочется ли после ремонта нести загрязнённый инструмент обратно в кабину – не вопрос для неряшливого «самосвальщика», но большой вопрос для всех остальных…

Центральный переключатель света решён в классическом «немецком» стиле

Пандемия, приведшая к приостановке всего и вся, не дала возможности забалластировать самосвал, поэтому пришлось кататься с пустым кузовом. В этом случае очевидно, передаточные числа подобраны так, что мощный двигатель сразу перекручивает трансмиссию пустой машины. Тронуться с места можно и на четвёртой передаче, а так, чтобы уверенно двигаться применял алгоритм «третья–четвёртая–пятая–седьмая–восьмая», изредка исключая третью передачу из этого списка – тяги хватает с запасом, даже при весьма лояльном отношении главной пары в 4,08. Ну иногда корректировал ситуацию «половинками». Видимо, это компромисс между чисто дорожной техникой и машинами только для строительства.

Понравилась манёвренность – несмотря на четыре оси самосвал, грузоподъёмностью 26 тонн, изящно «юлит» между множественными заборами в узких проездах промзон и захламлённых территорий пожилых промышленных предприятий.

По правую руку на передней панели по соседству с рукоятками управления климатом находится блок, в котором расположена кнопка подключения отбора мощности для управления самосвальным кузовом, а тумблеры подъёма и опускания кузова находятся слева снизу По правую руку на передней панели по соседству с рукоятками управления климатом находится блок, в котором расположена кнопка подключения отбора мощности для управления самосвальным кузовом, а тумблеры подъёма и опускания кузова находятся слева снизу По правую руку на передней панели по соседству с рукоятками управления климатом находится блок, в котором расположена кнопка подключения отбора мощности для управления самосвальным кузовом, а тумблеры подъёма и опускания кузова находятся слева снизу

Российский кузов с шведским акцизом

Самосвальный кузов Grünwald российского производства модели GR.F22-SH-II типа HALF-PIPE изготовлен из популярной у «самосвальщиков» стали HARDOX 450. Это износостойкая и ударопрочная сталь, способная продлить срок службы кузова, предотвратив преждевременное истирание абразивными материалами, и на продолжительное время сохранить товарный вид ЛКП при ударных повреждениях. Основание кузова изготовлено из стали HARDOX 500TUF, у которой на 30% выше стойкость к истиранию по сравнению со сталью Hardox 450.

Сталь заказывается напрямую у шведского концерна SSAB, что подтверждается сертификатом «Hardox In My Body». Шведы придумали красивую традицию маркировки кузова «акцизной» маркой. Насколько это сможет способствовать продажам в России – загадка и шведов, и для соотечественников…

Самосвальная гидравлика итальянской компании Binotto

Однако полукруглое сечение кузова ускоряет разгрузку инертного груза. Благодаря формованным боковым стенкам полукруглый кузов более устойчив к деформациям и вмятинам. Козырёк самосвального кузова выполнен в виде отдельной детали, запорный механизм заднего борта – автоматический, угол закрытия – 2 градуса.

Система обогрева отработанными газами предотвращает смерзание и налипание сыпучих грузов. Механизм подключения/отключения системы осуществляется через кран, расположенный за кабиной. В качестве опции предусмотрена возможность эксплуатации самосвального автопоезда. В этом случае гидролиния подъёма кузова прицепа оснащена быстросъёмным соединением и управлением из кабины.

Кузов самосвала обогревается выхлопными газами, но это никак не видно, так как разветвитель и фланец размещены внутри рамы

Опциональный складной противоподкатный брус позволяет работать с асфальтоукладчиком, а также обеспечивает максимальный угол съезда.

Система мониторинга самосвальной надстройки в принципе способна отслеживать множество параметров: массу груза, контроль углов крена, контроль количества циклов подъёма кузова и т.д.

Не новичок…

Семейство грузовых автомобилей Ford Trucks, куда входит вариант с колёсной формулой 8х4 уже слишком давно известно на разных рынках разным перевозчикам (мы имеем дело с эволюцией машин 1997 года). Просто благодаря плавному течению доработок машины эта версия 8х4 в 2020 году стала значительно более жизнеспособной. На мой взгляд, она наиболее удачно впишется в работу и подойдёт на дорожном ремонте и строительстве, при любых асфальтовых работах, на благоустройстве территорий.

Техническая характеристика автомобиля Ford Trucks 4142D DС EURO5
Полная масса, кг 41 900
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-/3-/4-ю оси, кг 8000/8000/13 400/13 400
Масса перевозимого груза, кг 26 000
Двигатель:
   тип Ford Ecotorq FHR5, дизельный, 6 цилиндров в ряд
   рабочий объём, cм3 12 740
   мощность, л.с. 420 при 1800 мин-1
   крутящий момент, Н·м 2150 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач ZF 16S 2230
   тип механическая
   количество ступеней вперед / назад 16/2
Передаточное число главной пары 4,08
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная, с дополнительными реактивными тягами
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 8х4
Размер шин 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 550
Вместимость бака для мочевины, л 78

Коммерческое предложение российского дистрибьютора чётко, что аптечные весы с ценой деления 1,5 млн рублей, балансирует между «большой семёркой» и новой, но от этого не менее заскорузлой техникой СНГ. Наверняка найдутся те, кто склонит эти весы в сторону Ford Trucks 4142D…

Сравнение коммерческих предложений различных брендов на аналогичные самосвалы 8х4 в московском регионе на март 2020 г.
SHANGMAN 6 000 000
КАМАЗ-65801 7 200 000
Renault Trucks 10 000 000
IVECO 10 500 000
MAN 10 700 000
DAF 10 900 000
Mercedes-Benz 11 000 000
Комментировать ... >>